По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в канун Недели о блудном сыне

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братья и сестры, сердечно приветствую вас! Мы с вами приближаемся к Великому посту – дыхание его уже ощутимо. В прошлый воскресный день мы слышали притчу о мытаре и фарисее. Впервые в этом году пелось в храме «Покаяния двери отверзи ми двери» и вот сегодня, на утреннем богослужении, мы слышим 136-й псалом «На реках Вавилонских». Это удивительное описание состояния души человека, который оставив свою родину, оказался на чужбине. Из истории Ветхого Завета мы знаем, что евреи после разорения Святой земли были переселены в Вавилонскую землю, и вспоминая о том благодатном крае, где они родились и выросли, они молились Богу и каялись в своих грехах, ибо верующий человек, когда с ним что-то происходит не ропщет на Бога, но говорит: «Господи, по грехам моим Ты попустил то или иное искушение». И наши благочестивые предки поступали также. И вот в этом псалме правоверные иудеи, обращаясь к своему Богу, просили, чтобы Господь вернул их и снова дал возможность увидеть родину и обетованную землю. «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». Эти слова, братья и сестры, говорят о том, что человек, просящий чего-либо у Бога, должен, прежде всего, задуматься, а есть ли у меня действительно искреннее желание обрести то, о чем прошу я? Не забываю ли я свою родину?

В эту неделю мы также слышим с вами, братья и сестры, притчу о блудном сыне. Эта притча по своей структуре и значению очень похожа на 136-й псалом. Иудеи лишились обетованной земли, потому что забыли Бога, а блудный сын остался ни с чем по своему нерадению – испросил у отца имение, отправился на чужбину и там все прогулял. А когда пришел голод, он стал нуждаться. В какой-то момент он пришел в себя и сказал: «Господи, виноват я. Согрешил я на небо и против отца моего». И решил вернуться домой. Главное в этой притче: сын пришел в себя, решил принести покаяние,  отправиться к своему родителю и пасть перед ним на колени.

Когда он приближался к дому, отец увидел его и побежал к нему навстречу. Принял его, целовал, и снова вернул ему то достоинство, которым он некогда обладал. В притче уточняется, что был еще и старший сын, который воспротивился, обиделся на своего отца, ибо много лет служил ему верно, но увидев младшего брата, который когда-то согрешил и был восстановлен в своем чине, – возроптал. На это отец, который имел любовь ко всем своим детям, сказал удивительные слова: «Брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:32).

Эта притча и 136-й псалом как нельзя лучше объясняют всем нам, каким должно быть наше настроение, что мы должны искать Великим постом. Мы должны искать покаяния, мы должны суметь придти в себя, мы должны уметь не забывать свою духовную родину. То, что Господь дал каждому из нас в Крещении, в первом обращении к Богу – мы должны всегда хранить в своем сердце. И как далеко бы мы не уходили, как тяжко бы мы не согрешали и не падали, нужно вставать и возвращаться. Нужно приносить покаяние и молиться Богу.

Каждому из нас я желаю покаяния и здравого стремления к своей духовной родине. Пусть оставшееся время до начала Великого поста мы с вами соберемся с силами и мыслями, и встретим это Великое шествие в добром здравии, прежде всего – душевном и духовном.

 

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Покровск

23 февраля  2019 г.

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Оставить комментарий
Поделиться в: