По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Проповедь в Неделю мясопустную, о Страшнем суде

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, каждый год, вступая в Великий пост, мы надеемся исправить свое сердце, свою душу. Мы верим, что Господь даст нам силы потрудиться, помолиться и достигнуть святой Пасхи. Каждый из нас, дорогие братья и сестры, не ведает, что будет завтра. В свое время знаменитый старец Паисий Святогорец рассказывал притчу об одной благочестивой женщине и ее неверующем муже, который в храм не ходил и в Бога не верил. Он все время, слыша от своей супруги выражение: «Если Богу будет угодно», посмеивался, шутил, а иногда и ругался с ней. И вот однажды он засобирался в другой город по делам, а жена ему снова сказала: «Все получится, если Богу будет угодно». Муж опять посмеялся над женщиной. Как только он ушел, разразилась страшная гроза. Через некоторое время  раздался стук в дверь, и в ответ на вопрос: «Кто там?» женщина услышала: «Если Богу будет угодно, это я, твой муж». Мы точно также строим планы, что-то делаем, но результата добиваемся лишь в том случае, если Господу угодны наши намерения.

В первые века существования христианской Церкви большинство прихожан были людьми верующими и ревностными. Да и что говорить, если ты всегда живешь под страхом смерти, если ты не знаешь, доживешь ли до следующего дня, ибо в Римской империи быть христианином считалось преступлением на протяжении почти трех столетий, то тогда каждый день проживаешь как последний, надеешься на Бога и без остатка посвящаешь себя Христу. Вот поэтому ревность и вера в христианской Церкви начальной была очень крепка. Со временем к Церкви стали присоединяться язычники. И им, чтобы принять православную веру, нужно было  подготовиться. Христиане рассказывали им Священное Писание, объясняли правила поведения в храме, учили пророческим книгам – все это происходило в течение определенного периода времени, который совпадал с длительностью Великого поста.

Если мы с вами откроем богослужебные книги – Постную и отчасти триодь Цветную, то увидим, что там говорится о некоем движении, шествии человека от безбожия к вере, от греха к добродетели, от тьмы к свету. Так изначально и должно было быть – люди должны были приходить к вере постепенно. Однако со временем большинство стало принимать Крещение еще в детском возрасте, и поэтому такая длительная подготовка стала невостребованной. Церковь не стала менять время научения христиан, точнее, оглашенных, но при этом всем верным предложила в течение этих 40 дней исправлять свое сердце.

Время Великого поста – это своего рода возврат человека в первозданное состояние, в котором его ждет Господь, в котором Он задумал, создал нас. Время поста – это возможность придти в себя. Вспомните притчу о блудном сыне, который ушел на страну далече, извалялся весь в грязи, промотал все свои средства, отдал все свои душевные силы и остался ни с чем. Вообще, братья и сестры, евангельские притчи – это иносказание, дающее возможность человеку уразуметь Божественные истины, но ровно настолько, насколько позволяет его сердце. Все мы разные – кто-то хорошо образован, у кого-то сердце большое, а у кого-то оно как камень. И бывает, говоришь слово двум стоящим рядом людям, а они понимают тебя диаметрально противоположно. Так вот, часто все, что с нами происходит, мы понимает совсем не так, как есть на самом деле. И когда у нас возникают проблемы, мы начинаем роптать: «Почему мне не везет? Почему Бог так не справедлив ко мне? Почему все живут лучше меня, а я терплю трудности и искушения?». И, наверное, блудный сын тоже мог возроптать, обидеться на Бога, но, как говорит евангелист Лука, блудный сын пришел в себя. Я думаю, что блудный сын обладал какими-то добродетелями, а может, очень хорошим воспитанием, которое дал ему его отец, и вспомнил о любви своего родителя, пришел в себя и сказал: «Отче! я согрешил против неба и пред тобою; и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15, 19). Это, братья и сестры, основополагающее состояние – с него и начинается Великий пост. Пока ты не пришел в себя, пока ты не понял, что многие трудности связаны не с внешними обстоятельствами, а с твоим внутренним настроем, ничего не изменится. Блудный сын, придя в себя, пришел к родителю, встретил любящее сердце отца. Под образом отца в этой притче нам открывается образ Бога. Бог встречает человека, идет ему навстречу, одевает в свою лучшую одежду. Наверное, мы могли бы дослушать эту притчу до конца, могли бы предположить, что будет дальше… А дальше были бы будни. Отец снова поручал бы вернувшемуся сыну работу, наверняка ругал бы его, дава задания, в которых он смог бы проявить себя. Одним словом – сыну пришлось бы трудиться. Братья и сестры, это говорит о том, что, получив прощение от Бога, мы должны и дальше трудиться, мы должны и дальше служить Христу.

Как я уже сказал, блудный сын не сразу пришел в себя, но наверняка, он трудился, молился. Наша Церковь, зная, что мы подобно блудным сыновьям приходим в себя не сразу, дает нам пищу для размышления. Как бы загодя готовит нас к Великому посту – предлагает повествование о мытаре и фарисее, рассказ о Закхее мытаре, который возжаждал увидеть Христа… Церковь делает это для того, чтобы мы, наконец, задумались о Боге, проявили веру, очистили ум и сердце от повседневных дел, забот, уделили Ему время.    По слову одного священника, человек должен представлять свою жизнь как некий круг, центром которого должен быть Бог. Если Бог будет в центре, то все в жизни будет выстроено вокруг Бога. Если Бог будет где-то на периферии, в стороне, а в центре наше «я», то, все будет наоборот. Мы будем далеки от Бога, а Бог будет далек от нас, Ему будет трудно достучаться до нас.

Церковь, дорогие братья и сестры, готовит нас к посту. Сегодняшний день – это тоже попытка образумить нас. Мы все знаем о Страшном суде, читали о нем в Священном Писании, у святых отцов, и знаем, что, преставившись, переселившись из этой жизни в жизнь вечную, нам придется дать ответ за свои поступки. Мы знаем и не боимся. Удивительно, но те, кто оказались по левую руку от Христа, то есть заслужили адскую муку, спросили, почему не могут войти в райское блаженство. И Господь ответил: «Потому что не накормили голодного, не напоили жаждущего, не посетили болящего и заключенного в темнице, не проявили любви, заботы и человечности». Услышав это, осужденные на вечную кару настолько удивились, что снова спросили: «Господи, а где же мы тебя видели?». Это очень важный вопрос. Мы часто проходим мимо чужого горя, обижаем людей и сами обижаемся, потому что не видим в наших братьях Христа. А Господь говорит:  «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). И пока человек не научится человечности, нельзя с ним говорить о божественном. Пока мы не станем людьми и не научимся любви, мы не сможем понять Бога. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Ин. 4, 20), – учит апостол Иоанн Богослов.

Дорогие братья и сестры, Великим постом мы также вспоминаем преподобного Иоанна Лествичника. Он написал знаменитую «Лествицу», которую можно назвать букварем духовной жизни – не только монашеского подвига, но и вообще христианской добродетельной жизни. Я хотел бы попросить вас, братия и сестры, обратиться постом к этой книге. Она не проста, но наши благочестивые предки, наши родные, жившие еще сто лет назад, прекрасно знали эту книгу. В ней преподобный Иоанн уподобляет путь к Богу восхождению по лестнице. Человек, желающий достичь Бога, должен отвергнуться себя, выбрать подвиг, молитву и пост, стяжать высшую добродетель – добродетель любви. Ее преподобный поместил на вершине лествицы духовной. Пост – это тоже движение. Кто-то из святых отцов сказал, что пост можно сравнить с восхождением на высокую гору, на вершине которой нас ждет Христос. Нам нужно только собраться с силами, чтобы преодолеть все трудности восхождения и встретиться с Господом. И здесь важно помнить, братья и сестры, вот о чем. Сколько бы мы в себя не приходили, как бы мы не желали достигнуть Бога, как бы мы не трудились и подвизались, мы, прежде всего, должны начать с прощения. Мы должны простить друг друга. И для этого у нас есть вся предстоящая неделя – Масленица или сплошная Сырная седмица. Она завершится прощеным воскресеньем, в которое мы будем испрашивать друг у друга прощения. Без умения просить прощения и умения прощать невозможно встретить Бога. Если мы не прощаем, то и Господь не простит нам.

 

Свято-Воскресенский соборный  храм г. Николаевск

3 марта 2019 г.

 

 

+ Епископ Покровский и Николаевский Пахомий
Оставить комментарий
Поделиться в: