Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Схождение Благодатного огня

Помню, как лет пятнадцать назад мы с родителями приехали на Святую Землю в предпасхальные дни. Мне было тогда десять лет. Я мало что понимал, лишь чувствовал торжественность наступающего праздника. Родители смогли вырваться в Иерусалим только на три дня, чтобы стать свидетелями схождения Благодатного огня.

 

Храм на месте Воскресения Христа

Мы приехали в Великую Пятницу и уже вечером пришли в Храм Гроба Господня на торжественные богослужения. Схождение Благодатного огня происходит утром в Великую Субботу. Для того чтобы принять участие в богослужении, необходимо прийти заранее, за много часов. Храм Гроба Господня огромен, но даже он заполняется молящимися до предела. Поэтому мы вечером поспешили в Храм, чтобы там остаться на ночь. Пока мы сидели и ждали в течение всей ночи, мама рассказывала мне историю возведения Храма.
Он построен именно на том месте, где Господь Иисус Христос был распят, снят со Креста и положен в погребальную пещеру, которую купил для себя Его тайный ученик Иосиф Аримафейский. До 135 года первые христиане — апостолы, епископы и простые молитвенники — приходили на место Воскресения Основоположника христианской Церкви и здесь возносили молитвы благодарности и любви.
В 135 году Земля обетованная досталась во владение римскому императору Публию Элию Траяну Адриану. Этот властитель изгнал из Святого Града иудеев и христиан. На месте Крестных страданий и Воскресения Господа император Адриан воздвигает огромный храм во имя языческих богов Венеры, Юпитера и Минервы. Этот храм строится в городе Элии Капитолине — так император переименовал Иерусалим.
В 313 году на престол взошел император Константин, прославленный Церковью как равноапостольный. Он издал эдикт, который прекратил гонения на христиан. В 326 году его мать, святая равноапостольная царица Елена, прибывает в Святой Град, чтобы заняться поисками святых мест. Животворящий Крест Господень был первой находкой. На том же месте, где он был обретен, царица Елена при помощи епископа Макария построила Храм Гроба Господня. Несколько раз он разрушался: от землетрясений, от набегов иноверцев. Современный Храм, в котором мы сидели той ночью, построен во времена крестовых походов.

Святая ночь

Я сидел возле мамы и слушал ее рассказ. Молитвенный вечер сменился ночью. Это торжественная и святая ночь, в которую Господь наш Иисус Христос спускался во ад, чтобы вывести души ветхозаветных праведников. Ночь, в которую «да молчит всяка плоть человеча и стоит со страхом и трепетом и ничто земное в себе да не помышляет», потому что Сам Бог предан позорной смерти, распят на Кресте… Как мог, из всех сил боролся со сном. Ведь только сейчас все самое интересное и таинственное начинается!
Мама продолжала рассказ. И я уже представлял себе, как римские воины двигают тяжелый огромный камень, чтобы завалить им погребальную пещеру, куда было положено Тело Богочеловека. Как казначей Синедриона Маферкант Иерусалимский отдает последние приказания стражникам, как злорадствуют иудеи, как расходятся убитые горем ученики, как вздрагивают плечи Божией Матери и Марии Магдалины… Все закончилось.
А по утру, в первый день недели, пришли ко гробу жены-мироносицы, чтобы довести обряд погребения до конца. Но увидели, что гробница открыта и пуста. Их удивлению не было предела. На камне, которым был вечером в пятницу закрыт Гроб Господень, сидел Ангел. Он сказал им, что Христос воскрес. И жены-мироносицы убежали, чтобы рассказать обо всем ученикам Господа.
Когда же прибежал Петр ко гробу, то увидел лишь «пелены лежащие», а Тела не нашел. И весьма удивившись, вышел из пещеры. По свидетельству святителя Григория Нисского, апостол Петр увидел не чувственными глазами, а высоким апостольским умом чудный свет, исходящий из погребальной пещеры. Святитель Евсевий Памфил, написавший хронику времен равноапостольного Константина, преподобный Феодосий Великий и многие другие также свидетельствовали об этом свете.

Чудо для укрепления веры

Мама продолжала рассказ, но я заснул. Волнения пятничного дня сделали свое дело. Когда проснулся, вокруг нас уже собралась большая группа паломников. Я понял, что родители так и не уснули: всю ночь провели в молитве, в разговоре с незнакомыми людьми, которые стали за эти несколько часов ожидания родными и близкими.
С девяти часов утра Храм Гроба Господня начал наполняться молящимися. Пока не начались торжества, Храм утопает в разговорах и шуме. Но особый шум устраивает арабская христианская молодежь. Я задумался на несколько минут, погрузившись в эпоху земной жизни Спасителя. И был «отрезвлен» криками и шумом, звуками барабанов и труб, исходящих со стороны Кувуклии (так называется часовня, воздвигнутая на месте Воскресения Христова). Как же так можно в Храме? Но эта была дань традиции. Так арабская молодежь прославляла Воскресшего Христа. Молодые парни, сидя друг у друга на плечах, скандировали: «Наша вера правая! Вера православная!». Как мне потом объяснили, Сам Бог благословил им так прославлять Его: в один год арабов не пустили в Храм, и тогда огонь сошел намного позже.
Сами торжества начинаются в полдень. Со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход, который возглавляет Патриарх Иерусалимский. На торжественной службе Схождения Благодатного огня обязательно присутствует представитель Русской Духовной Миссии.
Крестный ход проходит по улочкам Старого города от Патриархии до двора Храма Гроба Господня. Через Патриарший православный храм, именуемый Кафоликоном, крестный ход проходит к Кувуклии. Во время крестного хода участники процессии поют псалмы, весь Храм оглашается торжественными византийскими гимнами. Патриарх и клирики троекратно обходят Кувуклию. В эти минуты мне показалось, что Небо сходит на землю, чтобы меня, именно меня, возвести с земли на Небо.
Все лампадки и свечки в Храме Гроба Господня предварительно потушены. По окончании торжественного крестного хода Патриарх останавливается перед входом в Кувуклию. Его подвергают строжайшему осмотру, чтобы снять любые подозрения в том, что он может зажечь огонь от спички. За несколько часов до этого специальные уполномоченные лица тщательно осматривают Кувуклию с целью проследить, не оставлена ли случайно горящая лампада или свеча, от которой можно было бы зажечь огонь. Кувуклия проверяется трижды. Лампады все погашены, и Храм Живоносного Гроба погружается во мрак.
В 11 часов утра Великой Субботы совершается процедура запечатывания Гроба Господня. Кувуклия запечатывается особой восковой печатью (на этом воске сорок раз служилась Божественная литургия). Затем двумя огромными белыми лентами, скрещенными крестообразно, покрывают двери входа. На то место, где ленты перекрещиваются, кладется наибольшая часть воска и ставится печать Патриарха Иерусалимского.
Ровно в 12 часов пополудни ленты Кувуклии разрезаются, снимается печать со входа, и Патриарх Иерусалимский лишь в подризнике, епитрахили и архиерейском омофоре входит в Кувуклию. За Патриархом в качестве наблюдателя всегда следует представитель Армянской Церкви. Армянское священноначалие имеет право первым получать Святой огонь.
Во время, когда Патриарх возносит молитвы к Богу, весь народ в Храме благоговейно молчит, а молитвенное напряжение достигает своего предела. Вот что рассказывает один из очевидцев молитвы Патриарха в Святом Гробе: Патриарх встает перед мраморной плитой Кувуклии, именно перед тем местом, на котором лежало Тело Иисусово. И с великим благоговением и трепетом начинает молиться. Спустя некоторое время в Кувуклии появляется Благодатный огонь. Он возникает ниоткуда, появляется на плите Гроба. Божественный свет возникает в виде огненной росы — ярких шариков голубого цвета. Блаженнейший прикасается к ним кусочком ваты, и вата воспламеняется. Он возжигает лампаду и свечу, которые выносит в Храм и передает народу. В это же мгновение в Храме вспыхивают десятки, сотни голубоватых огней в воздухе, под куполом.
Радости и ликованию нет предела! Люди поют, восклицают: «Аллилуйя!» — и передают Благодатный огонь друг другу со словами: «Христос воскресе!». И хотя до самого праздника остается еще много часов, Воскресший Христос уже рядом. Сошел Благодатный огонь в Великую Субботу этого года. Он сходил и до этого, он будет сходить накануне православной Пасхи до скончания века, ибо так повелел Бог.
Благодатный огонь имеет особое свойство: первые секунды он не обжигает. Все в едином порыве радости умывают лица и бороды огнем, сошедшим с Неба. Но проходит какое-то время, и огонь эти свойства утрачивает. Так было и на этот раз. И мне удалось умыться Небесным огнем.
Торжества в Храме Гроба Господня заканчивались. Очевидцы схождения Нетварного света расходились по домам, унося в сердце своем еще одно свидетельство Божественной любви.
С тех пор прошло много лет. У меня уже семья, дети. Но до сих пор в моей душе живы детские воспоминания о той таинственной ночи, проведенной с родителями в Иерусалиме, в Храме Гроба Господня. И о том радостном дне, исполненном Небесным светом.

Антон Березов

 

Теги: Схождение Благодатного огня.
Оставить комментарий
Поделиться в: