По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Приход трех сел

Об интервью о приходе в селе Зоркино Марксовского района мы заранее договорились с протоиереем Валерием Генсицким. Именно он в настоящий момент является настоятелем местного храма во имя великомученика Георгия Победоносца. Он с удовольствием откликнулся на нашу просьбу, сказал, что будет нас ждать. Но, приехав в Зоркино, вместо церкви мы обнаружили только фундамент… Мы исколесили всё село в поисках храма, ведь где-то же мы договорились встретиться с батюшкой. И когда уже почти отчаялись найти церковь, нам позвонил отец Валерий. Оказалось, он является благочинным округа, куда входит Зоркино, а служит здесь другой священник. Именно с ним нам и предстояло побеседовать о приходе. Но обо всем по порядку. 

История Зоркино

Село Зоркино – это бывшая немецкая колония Цюрих, которая была основана в 1767 году. Несмотря на все тяготы переселенцы из Западной Европы быстро обжились на берегу Волги. Трудолюбие немцев позволило им не только улучшить качество почвы на волжских берегах, но и начать возделывать культуры, о которых в России тогда даже не слышали. Уже к началу XX века количество дворов в колонии возросло почти в 14 раз. О развитии Цюриха также свидетельствует тот факт, что в нем были свои больница и аптека.

Название Цюрих сохранялось у колонии вплоть до 1915 года. Именно тогда селу было дано русское название Зоркино, но жители продолжали именовать колонию так, как она называлась изначально. Только в 1924 году ВЦИК СССР вновь официально узаконил прежнее наименование села –Цюрих.

Немцы колонии Цюрих исповедовали лютеранство. Несмотря на то что жители села активно торговали на русских рынках, в религиозном и общественном планах жили они обособленно. Интересно, что немцы заключали браки только с представителями своего вероисповедания. Такое положение дел объясняется тем, что в России на законодательном уровне было закреплено регулирование отношений между представителями разных христианских конфессий. Например, в случае брака немцев с русскими общие дети должны были воспитываться только в православном исповедовании, а переход из Православия в лютеранство был уголовно наказуем. Именно поэтому немецкие колонии, в частности Цюрих, жили так закрыто, а среди населения смешанные браки не наблюдались.

В Цюрихе была крепкая лютеранская община. По мнению историков, кирха в селе была почти с самого его основания. Большинству из нас село Зоркино Марксовского района известно благодаря восстановленной каменной церкви Иисуса Христа. Эта кирха была построена в 1877 году по чертежам берлинского архитектора Иоганна Якобшталя, того самого, который позднее спроектировал железнодорожные вокзалы в Кольмаре, Меце и Страсбурге. Новая каменная церковь была воздвигнута взамен деревянной, сгоревшей при страшном пожаре. Церковь Иисуса Христа была настоящим достоянием колонии Цюрих. Она была не только храмом, но и важным общественным местом.

До начала Великой Отечественной войны жизнь немцев Поволжья шла вполне размеренно. Объединение колоний в единую республику позволило им развиваться в соответствии со своими традициями. Правда, антирелигиозная пропаганда советского правительства уже тогда пошатнула устои поволжских немцев. Но настоящим ударом для колонистов стал 1941 год. По указу Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа немцы Поволжья от грудных младенцев до стариков были названы «шпионами и диверсантами». Их всех советское правительство приказало вывезти в Сибирь и Казахстан. Жители Цюриха были депортированы 9 сентября 1941 года. А на места, где на протяжении нескольких веков жили колонисты, власти стали переселять жителей из западных областей СССР, большинство из которых уже было захвачено войсками Адольфа Гитлера.

В 1942 году Цюрих окончательно стал Зоркино. Большинство немецких построек, включая кирху и кладбище, было разрушено. Лютеранство уступило место советской идеологии. Но, несмотря на такие кардинальные изменения, село стало быстро развиваться. Построили школу с большим спортзалом, основали колхоз «Прогресс». В советское время никакой религиозной общины в Зоркино, конечно, не было. Несмотря на то что предки многих новых переселенцев были людьми православными, антирелигиозная пропаганда вытеснила веру в Бога, заменив ее верой в коммунистическое будущее.

Волна нового переселения всколыхнула Зоркино в начале 90-х годов. В село стали приезжать потомки тех самых депортированных немцев. Некоторые из них остались в бывшем Цюрихе навсегда. Один из таких потомков, Карл Лоор, стал инициатором восстановления каменной церкви Иисуса Христа. 

Маленький сельский приход

В 90-е годы в Зоркино появился и православный приход. Создан он был благодаря Зинаиде Ивановне Буряковой, которая в то время занимала должность директора школы. Утрата близкого человека привела Зинаиду Ивановну в Церковь.

– Мне хотелось там найти успокоение души после трагедии. В то время верующего человека могли уволить с работы, но мне было уже все равно. Так я стала ездить в Маркс на богослужения. После распада СССР началось некоторое послабление в отношении верующих людей, учителя стали обсуждать вопросы веры, говорить о Таинстве Крещения. От них я узнала, что многие в нашем селе хотели креститься.

Тогда Зинаида Ивановна договорилась с администрацией, чтобы прямо в школе провести крещение всех желающих. С согласия властей были оповещены жители трех близлежащих сел: Васильевки, Зоркино и Золотовки.

– В назначенный день второй этаж школы был весь заполнен людьми. И старики, и дети – все хотели участвовать в Таинстве Крещения, – вспоминает моя собеседница. – А примерно через месяц наш первый священник – отец Василий – снова совершил богослужение в школе, и опять пришло очень много народу.

После этого прихожане стали искать более подходящее место для богослужений. Благодаря главе района Николаю Александровичу Косареву через некоторое время под молельную комнату был оборудован один из кабинетов бывшей администрации колхоза. Верующие трех сел самостоятельно облагородили свою первую маленькую церковь, в ней регулярно стали совершать богослужения.

– Но нам все равно хотелось свое помещение. Боялись, что нас вдруг попросят освободить этот кабинет. Был случай, когда колхоз обокрали, вскрыли сейф и забрали все деньги. У нас в молельной комнате деньги лежали просто на столе, но их воры оставили. Побоялись, наверное, – вспоминает Зинаида Ивановна

После этого случая Господь послал приходу предпринимателя Андрея Ивановича Митителу. Один из старых домов в селе Золотовка, который принадлежал бизнесмену, он решил отдать под храм. Андрей Иванович самостоятельно ремонтировал дом, покупал на свои средства иконы, церковную утварь.

– Многие говорят, что это немецкий дом. На самом деле построен он в советское время на колхозные средства. К сожалению, расположено здание в конце села Золотовка. Людям из Васильевки, например, чтобы добраться до храма, нужно пройти три села, а из Зоркино – два. Для многих это огромное расстояние, поэтому и на службу сейчас приходит очень мало людей, – объясняет Зинаида Ивановна.

Несколько лет назад в селе Зоркино на средства еще одного местного предпринимателя Анны Александровы Китовой начали строить новую церковь. На сегодняшний день уже закончено возведение цокольного этажа. А пока службы проходят в домовом храме в селе Золотовка.

– На большие церковные праздники собирается много народу. У нас села многонациональные: есть казахи, немцы. Они тоже иногда приходят в нашу церковь. А уж на крестины собираются все родственники и друзья. Для нас это большое событие, – говорит моя собеседница.

В бывшей немецкой колонии нет вражды, все живут дружно. Даже храмам помогают все жители сел Васильевка, Зоркино и Золотовка. Вместе убирают прихрамовую территорию, сообща ровняли участок под новую церковь. Можно сказать, что в трех населенных пунктах сформировался один большой дружный приход. Сегодня здесь служит священник Владимир Перепелицын.

– Батюшка у нас замечательный. Как бы ему ни было тяжело, как бы занят он ни был, всегда приедет. Храм у него в Подлесном, обычно мы туда крестить детей едем. Но если вдруг кто не может, отец Владимир приезжает к нам. Он нас даже на службы возит. Мне ведь уже 73 года, – делится с нами Зинаида Ивановна, – сама не дойду, а он всегда мимо Зоркино проедет, возьмет меня и других бабушек, чтобы мы на службе могли помолиться.

Вот такой интересной получилась наша поездка в поисках прихода села Зоркино. Мы смогли узнать историю немецкой колонии Цюрих, познакомиться с соседней Золотовкой и узнали об удивительном приходе трех сел. И пусть сегодня многим тяжело добираться до действующего храма, каждый из них верит и ждет, что скоро построят новую церковь. «Наверное, мы еще не готовы к новому храму. Господь подарит его нам, когда придет время», – в заключение нашей беседы сказала Зинаида Ивановна Бурякова. Дай Бог, чтобы наступило оно как можно скорее.

 

Юлия Пиунова

Теги: храм во имя великомученика Георгия Победоносца в селе Зоркино.
Оставить комментарий
Поделиться в: