Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Бог силен прекратить все бедствия. Два слова духовников

В день памяти пророка Божиего Илии – грозного обличителя грехов израильского народа – мы поговорили с двумя уважаемыми духовниками о том, что ныне происходит в нашей стране. «Долго ли вам хромать на оба колена?» (3 Цар. 18, 21) – вопрошал пророк Божий Илия у соплеменников. Как нам сегодня относиться, в свете Священного Писания, к тем стихийным бедствиям, что постигли Россию?

Наше дело – обратиться к добродетели

Архимандрит Иов (Гумеров), насельник московского Сретенского монастыря:

– Бог действует не только в истории, но и управляет сотворенной Им природой. Эта мысль проходит через все Священное Писание. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» (Пс. 103, 13–14). Люди библейских времен всегда воспринимали дождь как проявление Божественного милосердия: «Дарую им и окрестностям холма Моего благословение, и дождь буду ниспосылать в свое время; это будут дожди благословения» (Иез. 34, 26). Псалмопевец воспевает милосердие Божие, ибо Бог посылал дожди даже во время странствования евреев по пустыне: «Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его» (Пс. 67, 10).

Еще через пророка Моисея Господь объявил избранному народу, что его благополучие зависит от верности Богу и от исполнения тех законов, которые Он дал людям. Если же они уклонятся от исполнения заповедей и будут поклоняться идолам, то «тогда воспламенится гнев Господа на вас, и заключит Он небо, и не будет дождя, и земля не принесет произведений своих» (Втор. 11, 17).

Напротив, за благочестивую жизнь людей Господь Бог посылает плодоносные дожди: «Аще в повелениих моих ходите, и заповеди моя сохраните и сотворите я: и дам дождь вам во время свое, и земля даст плоды своя, и древеса селная отдадят плод свой» (Лев. 26, 3–4).

Ввиду жизненной значимости для земли влаги, пророк Осия говорит о Господе: «Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6, 3). После засушливого лета, продолжающегося с середины мая до второй половины октября, в Палестине начинается период дождей. Для урожая наиболее благотворными были ранние (октябрь-ноябрь) и поздние (февраль – начало марта) дожди, о которых неоднократно упоминается у священных писателей (ср. Иер. 5, 24; Иак. 5, 7). Особенно нужен для плодородия поздний дождь, который идет весной. От него зависит урожай. Благодаря этому дождю заполняются водоемы, из которых черпается вода для полива в засушливые летние месяцы.

Для библейского человека, воспитанного на Богооткровенных священных книгах, мысль о том, что погода существует независимо от Бога, представлялась нелепой. В главе 14 книги пророка Иеремии содержится слово Господа к пророку о бездождии. Пророк говорит, обращаясь к Господу: «Может ли небо [само собою] подавать ливень? не Ты ли это, Господи, Боже наш? На Тебя надеемся мы; ибо Ты творишь все это» (Иер. 14, 22). Эта важнейшая мысль о Божественном Промысле в природе раскрывается и в Новом Завете. Бог свидетельствует о себе, «подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши» (Деян. 14, 17).

Постигшие нашу страну бедствия не только указывают на болезненные язвы общества, но и свидетельствуют об общем бедственном духовно-нравственном его состоянии. Только малая часть народа ведет духовную жизнь и стремится исполнять Божественные заповеди. Большая часть людей страдает тяжким недугом неверия и стремится удовлетворить свои страсти. На этой почве рождаются все болезненные язвы: миллионы женщин убивают через аборты своих детей; массовый блуд, распространившееся корыстолюбие, как кислота, разъедают нравственные ценности общества. Много и других недугов. «Никто не трудись, – говорит святитель Василий Великий, – над разысканием причин явлений горестных: для чего засуха, для чего дожди, для чего удары грома, для чего град? Это для нас, имеющих нераскаянное сердце и не прежде обращающихся, разве когда бываем [поражаемы]». Также и святитель Иоанн Златоуст говорит о необходимости исправить жизнь и возложить упование на Бога: Богу «предоставим время прекращения бедствий, а сами будем только молиться, сами будем жить благочестиво, потому что наше дело – обратиться к добродетели, а прекратить бедствия – дело Божие». В другом творении этот великий проповедник предупреждает: «Бог силен прекратить все бедствия, но пока не увидит совершившегося обращения, не прекращает скорбей».


​Нравственность надо поднимать…

Иеросхимонах Валентин (Гуревич), духовник московского Донского монастыря:

– Сегодня, скорее, не время счастья и процветания, но, как и в Израиле времен пророка Илии, – година грозных прещений и катаклизмов, обрушившихся на страну и народ за серьезное духовно-нравственное падение.

Вспомните пожары последних лет, – они все красноречиво свидетельствуют о ценностях общества потребления и развлечения. Молодая, энергичная часть общества вместо «горячего покаяния», которое, как предрекал преподобный Серафим Вырицкий, спасет Россию, пляшет и бесчинствует в ночных клубах, в которых тоже случаются пожары, уносящие молодые жизни… Но эта пляска не прекращается… И вместо умножения новых поколений благочестивых тружеников в многодетных семьях зачинаются в пьяном угаре будущие питомцы Домов ребенка, поставляющих обществу насельников «зоны» и психиатрических лечебниц. Это если еще детям дадут родиться. Страна залита кровью нерожденных абортированных младенцев…

После всего, что происходило в стране в XX веке, неужели нам требуется ещё какой-то дополнительный гром, чтобы мужик перекрестился? И начал менять свою жизнь…

Вспоминается история, произошедшая в обуреваемой беспорядками России в начала XX века:

...Революционная молодежь, беснуясь в своем бунтарском угаре, закрыла как-то на Пасху верующих в храме и под улюлюканье толпы подожгла молящихся. Спасся только один мальчик – ему удалось вскарабкаться на колокольню. (Вряд ли он ударил тогда в набат, и сколько таких неуслышанных до сих пор в нашей стране набатов?) Спасенный смог уехать потом, спустя какое-то время, на Афон, где и рассказал подвижникам русского Святогорского Пантелеимонова монастыря, что ему было открыто, с тем чтобы они передали это откровение в Россию. Сквозь пламя в ту пасхальную ночь он увидел, как апостолы принимают души сгоревших заживо новомучеников. Апостол Петр повернулся к чудом спасшемуся и сказал:

– На Россию будет наложена епитимия в течение 70 лет.

Епитимия дается для исправления. Но исправился ли народ?..

Составляющей этой епитимии была и Великая Отечественная война. В Сталинграде, некогда Царицыне, этом эпицентре нескончаемого огня на поражение, тотального разрушения и смерти, впрочем, происходили обращения к Богу. Именно там, в практически стертом с лица земли городе, Иван Павлов, будущий всероссийский старец архимандрит Кирилл, найдет Евангелие… Ради подвига веры таких, как он, Господь еще милует, долготерпит… «Нравственность надо поднимать в народе, – этому отец Кирилл посвятил свое духовническое служение, – только тогда можно будет говорить о возрождении России», – говорил он.

Помню, как сразу после крушения богоборческого режима известный бард Анатолий Кашка пел:

«Возрожденья свечу зажигая,
Украшаясь церквей куполами,
О Россия моя дорогая,
Ты укрась свою веру делами»…

А теперь с горечью можно сказать: «Где дела? Одни купола»… Уходят такие столпы веры, как отец Иоанн (Крестьянкин), отец Николай Гурьянов, отец Кирилл (Павлов). Потребуются ли новые гонения, катаклизмы, войны, чтобы народ нашел в себе силы каяться и прислушиваться к старцам, и Господь воздвиг ему новых пастырей, подобных сим, уберег от лжеповодырей, коим некоторые до сих пор поклоняются…

Самое печальное то, что недолгое благоденствие Церкви после периода утеснений, когда, вместо привычных поношений, она купалась во всеобщем уважении и славе, отсутствие тесноты – не было максимально использовано для изменения нравственного климата в обществе, но напротив, за исключением подлинных пастырей, сопровождалось определенным расслаблением самого духовенства.

Мы знаем из истории, что как раз времена гонений служили на пользу Церкви. А времена покоя и почестей часто приводили к тому, что люди, принадлежащие к Церкви, в силу немощи человеческой, расслаблялись, теряли бдительность и поддавались различным человеческим слабостям, в согласии с присловьем «рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». И часто пастыри и монашествующие в такие времена начинают заботиться не о врачевании народных немощей, но о собственном благополучии и комфорте. И как раз к таким временам относится библейская фраза: «и разжирел Иаков, и очерствело сердце Израиля» (ср. Втор. 32, 15)…

И пока упомянутое выше поклонение идолам и служение навязанному безбожием греху, включая соблазны со стороны части духовенства, продолжаются, страна, сама не понимая почему, – утопает в бедах: разводы, аборты, взрывы, катаклизмы, подобные нынешнему грандиозному сибирскому пожару… Сейчас в стране буквально сбываются слова 79 псалма – наш виноградник «пожжен огнем и раскопан, и обымают и вси мимоходящии путем» (Пс. 79, 17). Сказано: «Отец биет всякаго сына егоже приемлет» (Евр. 12: 6)…

Но какого еще мы грома ждем?..

Подготовила Ольга Орлова

6 августа 2019 г.

 

Поделиться в: