Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Одигитрия Смоленская»

Этот образ трудно перепутать с другим, а тропарь и кондак этой иконе знает наизусть каждый верующий. Она – «Одигитрия Смоленская». 10 августа – один из дней, когда Церковь совершает память этого чудотворного образа Божией Матери.

Земной путь «Одигитрии»

Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Смоленская» является списком с «Одигитрии Влахернской», она известна с древнейших времен. По преданию, первую «Одигитрию» написал апостол Лука еще при земной жизни Пресвятой Богородицы. С этого образа сделали несколько списков, которые распространили по Византии, а со временем и по России.

«Одигитрия» значит «Путеводительница», Богородица для человеческого рода Та, Которая приводит к Истинному Пути – к Богу. Но и сам образ Божией Матери много веков совершал свой путь по разным городам и странам. А Царица Небесная, как истинная Путеводительница, вела народ Божий ко спасению и миру.

На Руси с этой иконой знакомы с XI века. Греческий император Константин Порфирородный благословил образом свою дочь Анну, выдавая ее замуж за черниговского князя Всеволода, сына Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода Ярославовича и его супруги Анны икона перешла к их сыну Владимиру Всеволодовичу. Князь Владимир Мономах перенес семейную икону из Чернигова в Смоленск и поставил ее в соборном храме в честь Успения Богородицы. С этого времени икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия» стала называться «Смоленской».

Чудотворная

Чудесам, совершившимся по молитвам у этой иконы, нет числа. Она много веков остается заступницей православных. Одно из самых известных и знаменательных событий, связанных с образом, – избавление Смоленска от татар. В 1239 году во время нашествия на Русскую землю полчищ Батыя один из отрядов неприятеля отправился к Смоленску. Жители города, предчувствуя гибель и не имея возможности отразить врага, обратились с горячей молитвой к Богородице. Богоматерь услышала их молитвы и даровала спасение городу. По гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник во вражеский стан и перебил множество неприятелей, в том числе их сильнейшего воина. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

В начале XV века икону «Одигитрия» перенесли из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву и поставили в Благовещенском соборе Кремля. Но определить точно, по какому случаю «Путеводительница» покинула Смоленск, затруднительно. Одни источники утверждают, что икону преподнес в дар великому московскому князю Василию Васильевичу некий Юрга, разграбивший Смоленск. Другие предполагают, что эту икону дал в качестве родительского благословения князь Витовт дочери Софии при вступлении в брак с великим князем московским Василием Дмитриевичем. По третьей версии, последний смоленский князь, изгнанный из города Витовтом, прибыл в Москву и привез «Смоленскую» вместе с другими святынями.

В 1456 году в Москву с воеводой и знатными жителями прибыл епископ Смоленский Мисаил и просил великого князя Василия Васильевича Темного отпустить икону Богоматери в Смоленск. По благословению святителя Ионы, Василий Васильевич исполнил просьбу гостей.  После торжественного богослужения в Благовещенском соборе святыню провожали с крестным ходом до монастыря Саввы Освященного на Девичьем поле. Совершив здесь последнее молебное пение, икону отпустили «со многими слезами» в Смоленск. А в Благовещенском соборе установили список чудотворного образа, выполненный «мера в меру».

Заступница воинов

В 1812 году, во время нашествия французов, епископ Ириней (Фальковский) доставил икону в Москву. Святыню поставили в Успенском соборе Кремля для поклонения народа. В день Бородинской битвы, 26 августа, преосвященный Августин с сонмом московского духовенства совершил крестный ход с «Владимирской», «Смоленской» и «Иверской» иконами Богоматери вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами «Смоленскую» отправили в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны. Также один из списков иконы находился в походной дивизии А.П. Ермолова. Перед образом служили благодарственные молебны после каждой победы над неприятелем, а главнокомандующий М.И. Кутузов со всем войском молил Богоматерь о помощи и спасении России. После окончания военных действий икону торжественно перенесли в кафедральный собор Смоленска.

До 1941 года древний чудотворный образ Богоматери находился в смоленском кафедральном соборе в честь Успения Богородицы. Дальнейшая судьба древней святыни неизвестна, но ее списки распространены в огромном количестве. Среди наиболее известных можно назвать: икону «Одигитрии Смоленской» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрию Устюжскую» из Великого Устюга, «Смоленскую» в Белгороде, «Смоленскую» из Троице-Сергиевой Лавры, «Смоленскую Седмиозерную» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие. Один из образов и сегодня хранится в Успенском кафедральном соборе Смоленска. Икона украшена ризой с множеством драгоценных камней.

Указующая на Путь, Истину и Жизнь

Икона Богоматери «Смоленская» представляет собой один из древнейших византийских иконографических изводов – «Одигитрия. На этом образе Матерь Божию и Младенца Христа изображают почти фронтально. В отличие от образа «Умиление» или «Елеуса» их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди и указывает на Христа. Этим жестом Богородица как бы указует верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы. Жест правой руки Богоматери трактуется и как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу и смирение перед Ним. Богомладенец, восседающий на руках Матери, правой рукой благословляет молящихся, а левой держит свиток, реже – книгу. Царица Небесная чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые, и оплечные варианты.

Пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человека – главная богословская и духовная идея этого образа. Хрупкий Младенец – это Небесный Царь, Грядущий Судия, а еще – Путь, Истина и Жизнь (см.: Ин. 14, 6).

К типу «Одигитрии» относят очень много известных икон: Влахернскую, Тихвинскую, Грузинскую, Иверскую, Пименовскую и другие, Казанскую икону можно признать «урезанным» вариантом «Одигитрии». 

Икона Божией Матери «Одигитрия» – одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой образ заступает и укрепляет нас, путеводительствуя ко спасению, а мы молитвенно взываем к Ней: «Ты верным людям – Всеблагая Одигитрия, Ты – Смоленская Похвала и всея земли Российския – утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!».

Подготовила Татьяна Уютова

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Одигитрия Смоленская»

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!».

Поделиться в: