Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Стать собой

В Евангелии и у святых отцов мы читаем, что нужно отрекаться себя, приобретать смирение, отсекать пустые помыслы и бороться со страстями. Читаем мы и о том, что Господь любит и принимает человека. Принимает таким, какой он есть. А какой я есть? И каким меня хочет видеть Господь? О том, как оставаться собой в окружении людей и наедине с Богом, рассуждаем вместе с клириками Покровской епархии священниками Аркадием Махсумовым и Георгием Шматко.

– Завтра мы празднуем Успение Божией Матери, потому обратимся к Её  примеру. Она никогда не пыталась кого-то из Себя представлять, всегда в тени Своего Сына. «Точно таинственная луна, светила Она тихо и издалека, заимствуя Свой свет от Сына Божия. Совершенно безыскусственная, простая, Богородица совершенно не думала о Себе», – так описывает Ее церковное предание. При этом Она не потеряла Себя. А как должен вести себя человек в Церкви? Всегда так же максимально незаметно и самоотреченно?

Отец Георгий:

– До Благовещения Матерь Божия не знала о том, что Господь Ее изберет для пути Воплощения Сына Божия. Но Ее жизнь, а Она всегда жила для Бога, уже в то время способствовала тому, что Она сможет воспринять в Себя Богочеловека Христа. Потому в Церкви в первую очередь человек должен познавать Господа. И через Его познание он будет видеть и образ Божий в себе, и свой путь.

Отец Аркадий:

– Господь создает нас очень разными. Если посмотреть на сонм святых – они подвизались разным подвигом. Среди них были мудрецы и простецы, святители и мученики. Но они все прошли жизненный путь и доказали Богу свою верность. Господь дает нам таланты, и мы не можем их игнорировать.

В момент обращения к Богу каждый призван найти свой путь служения Ему. Но нужно при этом отрекаться самомнения и проявлять послушание Господу через наставников. Нужно услышать призыв Божий и в соответствии с ним выстраивать линию поведения.

– У каждого из нас есть свои интересы. Они могут быть и не греховными, а могут перерасти в страсть. Есть опять же черты характера, привычки. Они – часть человека? Или это наносное?

Отец Георгий:

– Одни черты и интересы заложены Богом, другие – родителями и обществом, третьи – человек приобретает сам. Главное – в других разглядеть лучшее, чтобы взять это на вооружение. А от собственных недостатков с Божией помощью избавляться. Как археолог счищает грязь и землю с экспонатов, чтобы определить подлинность, сохранить ценную находку, так человек, смывая грязь с души, будет возвращаться к образу Божию, к себе.

Отец Аркадий:

– Господь создал человека для радости. Он жизнь саму сотворил, чтобы от преизбытка любви поделиться ею со Своим творением. Безусловно, в каждом есть много прекрасных черт и стремлений. Важно только, чтобы они не становились преградой между человеком и Богом. Нужно использовать их для достижения и простого человеческого счастья, ведь оно – отражение райского блаженства, просто потускневшее. Но по мере того, как мы будем очищать себя от зла, не присущего человеку по задуманной Богом природе, это отражение будет проясняться.

– Сегодня все сидят в социальных сетях. И часто взрослые люди замечают, что в виртуальном пространстве молодые люди иные, чем в реальности. То есть представителю молодежи будто проще представить себя «какой я есть» вот так на публику через экран, чем в простом живом, бытовом диалоге. Как думаете, с чем это связано?

Отец Георгий:

– Порой это связано с низким уровнем культуры виртуального пространства. Но, на самом деле, человек и в Интернете, и в обычной жизни – один и тот же. Не может быть такого, что в храме я один, а дома за компьютером или телефоном – «другой я». Чаще всего, если в Сети мы видим от человека негатив, значит, просто он есть у него в душе и занимает там важное положение. Как в духовной жизни – принятый греховный помысел. Христианин с такими помыслами должен бороться, и уже тем более не высказывать их всем подряд. Потому, даже выкладывая что-то в Сети, мы должны помнить слова из Евангелия: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда (Мф. 12, 35).

Отец Аркадий:

– Молодежи просто свойственно эпатировать, испытывать общество. И не только современной. Даже песня такая есть: «Когда мы были молодые,
и чушь прекрасную несли». Просто были другие способы самовыражения. Молодому человеку здесь главное не заиграться, не уйти в виртуальную реальность. А взрослому – проявить деликатность, реагировать на такое поведение с оглядкой на себя в молодости.

– Порой каждый попадает в ситуацию, когда ему приходилось лукавить. Или видимо соглашаться с мнением другого, чтобы, к примеру, этого «другого» не обидеть, не развить спор. Это правильно? Или всегда нужно говорить и делать то, что на сердце?

Отец Аркадий:

– Кто-то из святых сказал, что правда без любви – это жестокость. Правда – это величина абсолютная, не может быть полуправды или три четверти правды. Но бывает такая правда, такое обличение, которое может убить. Мы не должны изображать из себя холодную отточенную гильотину и рубить головы с плеч. Говоря с человеком или желая сделать ему замечание, нужно задать себе вопрос о том, способен ли он вместить твои слова, есть ли у него возможность и силы исправиться.

Иногда высказывание правды зиждется на доверии к своему помыслу, нам кажется, что мы – критерий истины. Но Господь призывает нас быть мудрыми: Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). Потому прежде, чем изливать правду на людей оптовыми партиями, нужно задать себе вопрос из жития преподобного Сисоя Великого: «Кто я? Кто я?».

Отец Георгий:

– Конечно, лукавства стоит избегать. Нести свою правду перед собой как знамя не стоит. Как и говорить в той ситуации, за которую мы не отвечаем, где нас не спрашивают. В том же Интернете не стоит ввязываться в бесконечные споры. Но если, к примеру, при нас поносят Церковь, хулят Бога, мы не можем молчать. Мы должны набраться мужества и заступиться за веру. Иначе это будет молчаливое предательство.

– Люди церковные призваны подражать в добродетели святым. Но хочется иногда иметь живой пример перед глазами. Может ли человек, выбрав для себя такой, конечно, положительный (С преподобным преподобен будеши (Пс. 17, 26)) пример, потерять себя? Рискует ли он попусту потратить время в попытках прожить не свою жизнь?

Отец Георгий:

– В мирской жизни такое следование живому примеру возможно с малой вероятностью. Да и в монастыре – счастлив тот человек, который может найти себе такого старца из Патерика и подражать ему. В первую очередь все же нужно следовать примерам Христа, Божией Матери, святых, их наставлениям. И если будет нужно, Господь пошлет наставников, которые смогут мудро привести к правильному выбору или поставит в обстоятельства, полезные для человека. А что касается людей, важно не очаровываться, чтобы не разочаровываться. Потому что идеален, безгрешен и премудр только Господь.

Отец Аркадий:

– Мы не можем взять с человека пример в его способностях творческих или физических. Зато можем и должны брать пример в добродетелях, как со святых, так и с людей, живущих рядом с нами. Но любая добродетель или просто хорошая черта преломляется в каждом человеке через его неповторимые особенности характера, образ мышления, способ выражения мыслей. Потому если мы будем кому-то в чем-то добром подражать, мы не только потеряем, а наоборот, приобретем бесценный опыт другого человека. Подобно тому, как человек, читая книгу, не становится ее автором или персонажем, а просто вооружается их мыслями и становится богаче. А подражание святым обогащает нас и делает нашу индивидуальность более многогранной.

– А что пастырский опыт подсказывает? На исповеди, каясь перед Богом и раскрывая грехи и помыслы перед священником, человек все-таки собой является?

Отец Георгий:

– Если это покаяние искреннее, то можно так сказать. А если человек относится к исповеди формально или начинает жаловаться на грехи ближних, значит, в себе он опять же не разобрался. Но покаяние и исповедь – это неотъемлемая часть познания себя. Этот процесс может быть неприятным, когда человек видит в себе то количество несовершенств, с которым нужно бороться. Оставаться собой на исповеди – значит отвернуться от греха. А если мы понимаем, что не хотим с ним бороться, то мы остаемся собой в плохом смысле.

Отец Аркадий:

– Безусловно. Исповедь каждого человека неповторима. И для священника возможность наблюдать это – большая радость. Мы порой видим примеры такой исповеди, до которой самим еще нужно расти. Глубина покаяния, страдания о грехе, стремления к очищению очень вдохновляют священника, что порой думаешь: «Кто здесь кому должен быть пастырем?». Удивительно то, что исповедь хоть и заключена в определенные рамки, чтобы человек не перепутал аналой с кабинетом психолога, но именно здесь человеческая душа раскрывается во всю свою глубину и полноту. Но только если он искренне хочет измениться, избавиться от всякия скверны.

– Помогают ли пост, молитвы, исповедь и Причастие – соединение с Богом – стать собой?

Отец Аркадий:

– Конечно. Чем больше человек стремится вернуться к образу и подобию Божию в себе и соединиться с Богом, тем больше проступают и его лучшие индивидуальные черты.

Отец Георгий:

– Исповедь – это такое таинство, в котором человек признает перед собой и Господом свои грехи и страсти и понимает, что без благодати Божией он не расстанется с ними. Познать себя таким, какой ты есть, это познать человека грешного. Потому что совершенными мы можем стать только в Царствии Небесном и только если в этой жизни соединимся со Христом. А молитва и участие в таинствах Церкви для этого необходимы.

– Бывает, что человек хочет от жизни одного. К примеру, чего-то достичь, что-то получить. А Господь поставляет его в другие обстоятельства. Хорошо, если человек смиряется и благодарит Бога. Когда же он больше остается собой? Когда стремится к цели или когда смиряется и вверяет себя в руки Божии?

Отец Георгий:

– На Земле в идеале мы должны жить и трудиться для угождения Богу и прославления Его. Причем не обязательно делать что-то грандиозное, у всех своя мера. А если что-то не получается, стоит поискать причину. Ведь она может крыться и в нераскаянном грехе, прежних ошибках и собственной гордости. В том числе, если человек не имеет целью спасение – то Господь по Своему Милосердию может попустить ему неудачи и скорби ради исправления. Здесь человек станет собой, таким, каким хочет видеть Его Господь, когда доверится Ему и поставит жизненной целью служение Христу.

Отец Аркадий:

– Нужно прислушиваться к происходящему. Не быть мухой, бьющейся о стекло при открытой форточке. Господь наделил нас богоподобным умом. И мы не имеем права сказать Ему: «Мы глупенькие. Что ты от нас хочешь? Какое спасение? Мы обречены на погибель». Двигаться надо, Бог помогает тем, кто трудится. Но необходимо прислушиваться к результатам своих экспериментов. Может быть, нет воли Божией на какое-то решение, и Господь хочет, чтобы мы принесли плоды на другом месте. У нас есть блаженная возможность во всем просить Божией помощи. И мы должны это делать. И тогда Господь откроет причину происходящего и дальнейший путь, который принесет радость и пользу.

– Сегодня все мы погружены в суету, окружены внешними шумами и потоками информации, а когда от нее отключаемся, то настигает некоторый кризис. Человек как будто боится остаться наедине с собой, побыть собой. Ему кажется, что у него нет смысла жизни, нет каких-то вопросов, интересов. К себе, к другим, к Богу. Или он понимает, что во всем этом шуме потерял себя. Что вы посоветуете в таком случае?

Отец Георгий:

– Человек чаще не теряет себя, а убегает и прячется от себя намеренно. Как Адам от Бога. Поэтому остаться собой в этом случае – значит понять, что вся эта суета внутри меня, в моем сердце. А там должно быть Царство Небесное. По слову Господа, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Потому так важна молитва. Нужно в ней открыть свое сердце Богу, Который стучится в Него. Господь хочет, чтобы мы Его познали. Только единение с Богом приносит покой и радость, которые человек ищет во внешнем.

Отец Аркадий:

– Переболеть этот момент. Любая рана сначала болит, потом покрывается коркой и отпадает. Надо иметь терпение и мужество признаться себе, что тебя поборола страсть. Если Интернет, развлечения, интересы, пусть даже самые возвышенные, встают между нами и Богом, заглушают молитву, и ты это понимаешь, то нужно приложить усилия и побороться с собой, помолиться. Значит пришло время вытащить наушники, выключить этот информационный дребезг, отложить телефон и наладить связь с Богом.

 

Татьяна Уютова
Поделиться в: