Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Маленький семейный мир

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Откуда мы родом? Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… Я не очень уверен, что жил после того, как прошло детство». Детская вселенная, имеющая собственную историю, свой ход времени, обладает притягательной силой на протяжении всей человеческой жизни. Чем дальше отстоишь от ее истоков, тем больше представляется она воплощением мечты о счастье и гармонии.

Ласковый мир детства

Со временем забывается все плохое, детство высветляется, события, происходившие с нами в эти годы, наполняются новым значением, новым, только нам понятным смыслом. И чтобы вернуться в этот чудный мир, не нужно больших усилий. Порой просто достаточно посмотреть на игры собственных детей, услышать ребячий смех за окном. Или окунуться в светлый мир образов Зинаиды Серебряковой, невероятно талантливой, солнечной русской художницы с очень непростой судьбой.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (Лансере) (1884-1967) занимает в истории русской живописи совершенно особое место. «В ее искусстве столько милой, ласковой прелести, оно такое по существу близкое, оно так просто и прямо говорит сердцу и уму, что трудно быть вполне объективным, когда говоришь о нем», – писал художник Александр Бенуа.

Семья у Зинаиды Серебряковой была необычная. Ее дед по материнской линии – известный архитектор Николай Бенуа. Александр Бенуа был ее дядей. Мать Серебряковой была художником-графиком, а отец – Евгений Лансере – скульптором. Неудивительно, что уже в юности Зинаида решила связать свою жизнь с искусством. В 16 лет она поступила в художественную школу, основанную княгиней Тенишевой, преподавателем которой был И.Е. Репин. А в 1902 году уехала в Италию, где продолжала заниматься живописью.

Европа впечатлила юную художницу, но Зинаида всегда любила просторы родной природы, это чувствовалось в ее пейзажных работах. С 1898 года семья Зинаиды каждое лето жила в имении «Нескучное». Девочке привольно было в деревне. Зина писала из «Нескучного»: «Дорогая мамуля, как здесь чудно, как хорошо. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый; за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные. По вечерам мы ходим слушать соловьев».

Семейное счастье

В революционном 1905 году Зинаида вышла замуж за Бориса Серебрякова. Через некоторое время она уехала в Париж, чтобы получить более систематические навыки рисования. Муж – еще студент-железнодорожник, но занятия отменены из-за студенческих волнений, и он приезжает в Париж к молодой жене. Через полгода Зинаида Серебрякова возвращается в Россию – у нее вскоре родится сын Евгений, через год – второй сын Александр, в 1912 году – дочь Татьяна, в 1913 году – дочь Екатерина.

Спокойный, уравновешенный Борис Серебряков имел технический склад ума и был далек от идеалов искусства. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира? Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Годы, проведенные с любимым мужем и детьми в «Нескучном», стали лучшим временем, золотым веком в жизни художницы. Замечательная, дружная, любящая семья. Маленький семейный мир, который стал главной темой живописи Зинаиды Серебряковой.

Детские образы – одна из прекраснейших и неисчерпаемых тем мирового искусства. Мир детства – неотъемлемая сторона образа и культуры любого народа. Дети в семье, с родными, прежде всего с матерью; дети в школе; дети среди своих любимых игрушек, захваченные чтением, рисованием, игрой; дети, познавшие бедность; дети и природа, дети и история – вот далеко не полный перечень тем русской живописи, позволяющий проникнуть в душевный мир ребенка. Но мало кто из художников смотрел на детей так, как смотрела молодая художница Зинаида Серебрякова: трепетно, трогательно, нежно, светло и грустно одновременно, так, как смотрит только мать.

Главная тема творчества

Известность пришла к художнице в 24 года. В 1910-м на выставке Союза русских художников был показан ее автопортрет «За туалетом». Совет Третьяковской галереи тут же приобрел эту легкую, пронизанную утренним светом картину, на которой автор изобразила свое отражение в зеркале ранним утром.

Она проявляла интерес к самым разным темам. Природа, крестьянский быт, образы современников. Но главное место в ее творчестве заняли дети. Ее дети.

На картине «За завтраком» 1914 года изображены трое старших детей художницы. По дальнюю сторону – восьмилетний задумчивый Женя, на переднем плане – Саша, которому 6-7 лет, справа двухлетняя Тата. Младшей, Катюше, за стол пока рано, она еще на руках у кормилицы. На столе обычные столовые приборы, посуда, графин, ломтики хлеба. Казалось бы, что значимого в этой картине?

Создать детский портрет – задача трудная. Ребенок не может находиться долго на одном месте, настроение его очень изменчиво, и художнику нужно молниеносно схватить самые непредвиденные выражения лица, настроение, позу. Материнский, женский характер творчества Серебряковой проявился в этом полотне с огромной силой. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп (мы видим только ее руки). Дети обернулись в сторону Зинаиды, как будто ожидая, что она вот-вот присоединится к обеду. У них красивые ясные лица. Эта работа, признанная одним из лучших произведений детского портрета, – образ счастливого детства и самых счастливых дней Зинаиды Серебряковой в кругу семьи.

«Карточный домик»

После октября 1917 года все в жизни художницы резко поменялось. Революция, братоубийственная гражданская война, голод, смятение и неустроенность. В 1919 году ее муж Борис умер от тифа. Далее следует расхищение и гибель обожаемого «Нескучного». Тридцатипятилетняя вдова с четырьмя детьми и матерью, перебиваясь случайными заработками, оказывается сначала в Харькове, а позднее, в декабре 1920-го, в Петрограде. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами.

В это время создана самая печальная и тревожная в творчестве Серебряковой картина «Карточный домик». Она стала символом хрупкости и ненадежности той жизни, с которой семье пришлось распрощаться навсегда после смерти отца. На холсте четверо детей Зинаиды, одетые в мрачные траурные одежды. Они сосредоточенно строят карточный домик. Их лица серьезны, а игра не вызывает радости. Возможно, потому, что они понимают: достаточно одного движения, чтобы карточный домик рассыпался.

Художница понимала, что за этот хрупкий мир их осиротевшей семьи отныне отвечает только она. И ни на минуту не оставляла попыток обеспечить детей необходимым, бралась за любые заказы. Даже в эти трудные годы она постоянно пишет своих детей, подрастающих мальчиков и еще совсем юных Тату и Катю.

«Автопортрет с дочерьми» (1921). На картине дочери Таня и Катя уютно прижимаются к маме. С легкостью, как по волшебству, выписаны только головы матери и двух девочек, прильнувших к ней, улучив момент, когда она в рабочей блузе с кистями в руках сделала паузу в работе. Выписаны волосы, лица, глаза, руки как у старых мастеров, а одежда обозначена небрежно. Девочкам 9 и 8 лет; они в тельняшках. Матери 37 лет, но лицо ее молодо, даже юно – под стать юным лицам, прильнувшим к ней, – вопреки всем невзгодам.

Самое насущное и обыденное (скромный вид кухонного стола с горкой немудреной снеди) превращается у Серебряковой в предмет искусства. Натюрморт «На кухне» с Катей, перебирающей яйца в корзине, на столе свекла с ботвой и рыба, и «Тата с овощами» (1923). Но и праздники не исчезли из жизни семьи. Художник так стремится продлить их короткие мгновения. «Катя в голубом у елки» (1922) или «Тата в танцевальном костюме» (1924). Татьяна серьезно занялась балетом, и мать создает целую серию картин о театре.

Разлуки и встречи

В 1924 году Серебрякову приглашают в Париж для выполнения дорогостоящего декоративного панно. Зинаида готовит документы, прощается с детьми, которые остаются на попечении бабушки, и уезжает на заработки во Францию. Старшая дочь Татьяна так описала их расставание: «Я сорвалась, помчалась бегом на трамвай и добежала до пристани, когда пароход уже начал отчаливать и мама была недосягаема. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Мама считала, что уезжает на время, но отчаяние мое было безгранично, я будто чувствовала, что надолго, на десятилетия расстаюсь с матерью».

Париж не оправдал ожиданий Серебряковой, она оказалась на обочине. Застенчивая, чужая в чужой стране, она буквально нищенствовала из-за отсутствия спроса на ее картины. Все, что удавалось получить, художница отправляла в Россию детям, которые безмерно по ней скучали.

Серебрякова прожила целую жизнь в Париже, с постоянными поездками по странам Европы и в Африку, но искусство ее не изменилось – в верности поэтической правде жизни.

В 1925 году сын Шура приехал к матери в Париж, а немного позже, в 1928 году, приехала и дочь Катя. Много работая, художница прожила с ними оставшуюся жизнь во Франции, скучая по другим своим детям, с которыми она встретилась только после Второй мировой войны. В последние годы жизни пришли к ней запоздалая слава и признание. Несколько раз порывалась она вернуться на Родину, но не случилось… Зинаида Евгеньевна Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 83 лет в Париже.

«Оставаться собой»

Современники художницы отнеслись к ее работам небрежно, но это не заставило ее изменить себе и своему творчеству. В письме детям из Парижа она писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть “модным” или “немодным”, а, по-моему, художник должен оставаться сам собой!».

Произведения Серебряковой были лишены модной тогда причудливости и просты. Главное в них – ясность и духовное здоровье, счастливая и поэтическая обыденность и внутренняя гармония. И если возникнет у нас желание вернуться в мир детства, откуда каждый родом, откроем альбом с ее картинами и почувствуем на себе добрый, внимательный, нежный и светлый взгляд. Взгляд художника, взгляд матери.

Подготовила Оксана Баландина

Поделиться в: