По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Cимвол Вселенной – паникадило

Антиминс, потир, дискос, кадило, рипида, кропило – полный список церковной утвари насчитывает несколько десятков предметов, каждый из которых имеет свое предназначение, давнюю историю и сложное символическое значение. В одной газетной статье разобраться с этим сложно. Мы попросили клирика Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаха Силуана (Касимова) рассказать хотя бы о нескольких предметах, которые на виду у прихожан и используются на каждом богослужении. 

– Отец Силуан, христианская культура насчитывает более двух тысяч лет, всегда ли в храмах были те предметы культа, которые мы видим сегодня?

– Христианская культура развивалась постепенно, и какие-то привычные для нас предметы церковной утвари появились не сразу, а с развитием христианского богослужения. Алтарь на заре христианства находился в катакомбных храмах, где вынуждены были скрываться первые христиане. Он представлял собой каменную гробницу, в которой хранились мощи мучеников. Именно на ней и совершалось Таинство Евхаристии.

Сегодня алтарь выглядит совсем по-другому. Это главная часть храма, прообраз Престола Божьего, на котором обязательно должны храниться Евангелие, крест для благословения верующих и антиминс, в который обязательно вшита частица мощей святого, мученика.

Еще на престоле мы можем увидеть дарохранительницу, где хранятся запасные Дары, которыми священник может причастить больного или умирающего человека, перенося их в специальной сумочке, называемой дароносицей. Можно вспомнить, что раньше диаконы могли причащать больных, принося им Святые Дары, наверное, у них тоже были подобные сумочки.

Интересно, что первые христиане совершали Литургию прямо во время вечерней трапезы — вечери любви, так называемой Агапы, и уже после вкушения пищи они преломляли Хлеб и раздавали Тело Христово прямо в руки. Так они совершали таинство, которое установил Господь, сказав: Сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).

Некоторые, привычные нам, современным христианам, церковные сосуды появились намного позже, связано это с трансформацией проведения самого Таинства Евхаристии. Люди не всегда благоговейно относились к Дарам, было решено не давать их в руки. Так появляется лжица, вначале это была самая обычная ложка. Не сразу появился дискос в таком виде, который нам привычен. Его прообраз – тарель из Сионской горницы, на которой было преломлено впервые Тело Христово.

Все предметы имеют свою историю, свой духовный смысл. Например, копие – определенной формы нож, с помощью которого разрезают просфору. Название связано с копьем воина, пронзившего Христа на Кресте. Евхаристическая Чаша, или, по-другому, потир, – символ той чаши, из которой пил на Тайной Вечере Христос со Своими учениками. Это и память о страданиях, которые полной чашей испил Спаситель. Стоит, конечно, вспомнить, что целование мирянами края Чаши после Причастия означает прикосновение к Воскресшему Господу.

Привычный для всех прихожан церковный сосуд кандия – металлическая чаша, используемая в храмах для малого освящения и перенесения святой воды – тоже имеет свою историю. Мало кто знает, что этот предмет имел очень широкое применение в разные периоды жизни Церкви. Эта чаша помимо водоосвящения могла использоваться в монастырях и как колокольчик, по которому ударяли перед чтением Евангелия и во время трапезы. В XIX веке в ризнице Соловецкого монастыря обнаружили бронзовую кандию 1483 года, украшенную растительным орнаментом и с надписью «звонок игумена Исаии».

– Отец Силуан, Вы назвали некоторые предметы, входящие в Евхаристический набор. А я вспоминаю потрясающее описание Литургии в Соловецком лагере его узником Борисом Ширяевым в знаменитом документальном романе «Неугасимая лампада». Не имея ничего для совершения Литургии, священники приспосабливали для престола обычный пень, для Причастия использовали сок лесных ягод и хлебную пайку. Молились в лесу, без икон и крестов…

– Было даже такое, что один из священников в тюремной камере ложился на пол, и на его спине, как на престоле, совершалась Литургия. Мы говорили, что в антиминс вшивали мощи святых, мучеников. А этот человек уже был мучеником! Он страдал за веру, но не отрекся от нее, потому что не мог жить без молитвы, без богообщения.

Кресты рисовали на тюремных стенах, деревьях в лесу, заключенные делали их из веревок и прутьев. Батюшки даже в невероятно тяжелых условиях продолжали служить, как могли, лишь бы оставаться со Христом. Вспомните, с каким достоинством прошли свой крестный лагерный путь великие старцы Русской Православной Церкви архимандриты Иоанн (Крестьянкин), Павел Груздев, святитель Лука Крымский и тысячи других мучеников за веру.

В «походных» условиях совершается богослужение в Вавиловом Доле Саратовской области, куда ежегодно отправляется многодневный крестный ход в память новомучеников и исповедников Российских. Там нет храма, прямо в поле сооружают специальный помост, устанавливают престол и служат Литургию. Сотни богомольцев со всей России молятся, причащаются под открытым небом, делятся этой радостью и потом весь год живут ожиданием следующего крестного хода. В какой бы форме не совершалась Литургия, суть Таинства остается неизменной – благодатное приобщение души к вечной жизни.

– Входящий в храм человек в первую очередь обращает внимание на церковную люстру – паникадило. Какую ритуальную роль выполняет этот красивый и величественный светильник?

– Христос есть Свет, и свет в храме призывает к славе Божией, к той истине, которая просвещает сердца и души людей. В августе мы совершаем праздник Преображения Господня и вспоминаем, как Господь явился перед учениками, сияя нетварным светом.

Паникадило символизирует собой весь мир, весь космос. Зажженное паникадило – знак участия всех православных христиан в торжестве. А что касается зажигания паникадила на службе, то есть такая богослужебная книга «Типикон», т.е Устав, очень толстая, ее семинаристы боятся даже в руки взять. Так вот в ней все подробно расписано, в том числе и про свет в храме, когда его должны зажигать, когда тушить.

По Уставу свет на вечернем богослужении гасят на шестопсалмии, когда читают покаянные псалмы Давида. Когда совершается полиелей и возносятся молитвы радости, благодарения, восхваления Богу, в храме зажигают все источники света.

Когда не было электричества, то из алтаря выходил пономарь, ставил лестницу, поднимался к паникадилу и зажигал на нем все свечи. Эта должность прописана в церковном уставе и называется кандиловжигатель. В некоторых монастырях, например, на Афоне, эта старинная традиция сохраняется по сей день. В греческих монастырях главный светильник храма – хорос – еще и раскачивают. Зрелище яркое, необычное, праздничное. Так греки выражают радость, ликование о сотворении мира. Вот сколько смыслов содержит этот светильник.

Каждый предмет в храме помимо практического назначения несет еще и символический смысл. Поэтому прихожанам, которые хотят лучше познать церковную жизнь, следует присмотреться, что происходит в храме, для чего нужна та или иная церковная вещь.

– Среди церковной утвари есть довольно необычные вещи, например, рипиды – предметы, похожие на опахало. Не очень понятен их смысл, для чего они используются?

– Это еще одно подтверждение тому, что церковное богослужение может меняться, какие-то предметы из него уходят со временем, другие прибавляются. Господь по Своей милости позволил мне поучаствовать в архиерейских богослужениях нашего Владыки Пахомия. Архиерейское богослужение с древних времен изменилось меньше, рипиды мы как раз и видим в руках дьяконов и иподьяконов только на этой службе.

Также рипиды используют во время дьяконской хиротонии. Новоиспеченный дьякон берет из рук архиерея рипиду и во время Евхаристического канона крестообразно веет над престолом с Дарами в знак того, что рипиды знаменуют собой проникновение ангельских Сил в тайну спасения, в Таинство Евхаристии, участие Небесных чинов в богослужении.

Но в то же время мы можем понять изначальное практическое предназначение рипиды: ею как опахалом отгоняли от престола насекомых. Делали ее из павлиньих перьев и полотна, теперь это ажурный круг на длинной ручке, и на нем изображен шестикрылый серафим.

Все в храме имеет глубокий смысл, все великолепие церковного убранства, каждая вещь, вся церковная утварь, труд иконописцев, архитекторов, швей, других мастеров – все направлено на то, чтобы восхвалить Бога. Все, что вы видите в храме, сделано руками людей, любящих Бога и Церковь. В их изделиях эта любовь всегда проявляется.

– Очень часто люди, далекие от Церкви, упрекают ее в излишней роскоши, помпезности.

– В храме многие предметы украшены позолотой, камнями, и это наполнено глубинным смыслом. Золото означает истину, которая сияет, как яркий свет, драгоценные камни могут символизировать образы святых, прославляющих славу Божию. Даже в маленьких полунищих деревнях раньше можно было увидеть большие соборы, поражающие наших современников величием и красотой. Все лучшее несли в храм. Так относились наши предки к Богу. Попробуйте сейчас собраться всем селом и построить такой храм – вряд ли получится!

Сколько мы знаем имен благотворителей, построивших прекрасные храмы с богатым внутренним убранством. В ограде нашего кафедрального собора захоронен Николай Алексеевич Ухин – один из самых именитых и уважаемых покровских жителей, известный меценат, на средства которого в начале прошлого века строили, благоукрашали и снабжали утварью покровские церкви. Все делалось ради молитвы и для спасения души. И по сей день мы возносим прошения в храме о благоукрасителях, в том числе и об упокоении Николая Алексеевича.

Человек входит в храм, видит его благолепие, и душа замирает. Мы знаем из жития равноапостольного князя Владимира, как он узнавал о разных религиях и выбрал христианство после того, как его послы рассказали о необыкновенной красоте византийского богослужения: «Не знаем – на Небе или на земле мы были!». Когда-то я пережил это чувство, впервые перешагнув порог Троицкого собора в Саратове. Его нижний Успенский храм как раз только отреставрировали, и когда я увидел прекрасную храмовую роспись, мерцающий свет лампад, услышал тихое церковное пение, то захотел там остаться и, как видите, остался.

 

Ольга Стрелкова
Оставить комментарий
Поделиться в: