По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Первый храм на Озинской земле

Наши благочестивые предки не мыслили жизни без Бога и Церкви. «Без Бога ни до порога», – так издавна любили говорить на Руси. В царское время нельзя было представить себе село, где не было бы храма. Собственно, село и становилось селом, переставая быть деревней, когда в ней появлялся храм. Все дела начинали с благословения Господа и благодарностью Богу заканчивали.

Благотворители и меценаты

Первый православный храм в Озинском районе появился в 1870 году. Недалеко от современного села Солянка существовал хутор с необычным названием – Бенардаки.

В эпоху царской России активно развивалось частное землевладение. Все земли Озинского района к середине XIX века принадлежали государственным служащим, крупным землевладельцам или предпринимателям. Земля могла быть пожалована за службу, куплена у какого-нибудь помещика или получена по наследству. Первое название поселение, в большинстве случаев, получало по фамилии его землевладельца.

17 апреля 1861 года по указу императора Александра II часть земли недалеко от села Солянка в Николаевском уезде была пожалована поручику Дмитрию Егоровичу Бенардаки. Он жил в Санкт-Петербурге во второй-третьей четверти XIX века и был сыном греческого переселенца, родители которого в 1784 году приехали в Россию из Венеции, приняв российское подданство.

Дмитрий Егорович Бенардаки благодаря своему уму и организаторским способностям сделал головокружительную карьеру предпринимателя – в короткий срок стал одним из богатейших людей России, заводовладельцем, предпринимателем, золотопромышленником, знаменитым благотворителем и меценатом.

В 1819 году Дмитрий Егорович поступает на военную службу и уже в 1823 году выходит в отставку в чине поручика. В дальнейшем многие документы Д.Е. Бенардаки гордо подписывал: «Поручик Дмитрий Бенардаки». Всю дальнейшую жизнь Дмитрий Егорович посвящает предпринимательству.

12 апреля 1870 года, за месяц до своей кончины, Дмитрий Егорович Бенардаки завещал свое имение сыну Константину Дмитриевичу Бенардаки, который на тот момент являлся членом правления Российского золотопромышленного общества.

В начале 1870 года Константин Дмитриевич построил храм на хуторе для того, чтобы работники могли молиться и жить по-христиански. 28 мая 1870 года храм был освящен во имя святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Строительство храма

В 1870 году в храм временно определен один священник, «который обеспечен содержанием пока временно от управления экономии г. Бенардаки в количестве оклада 500 рублей, которое положено за совершение богослужения церковного в праздничные и субботние дни». Кроме положенного жалования священник пользовался «добровольным вознаграждением за требоисполнение и совершение богослужения во все будние дни, как от Бенардаки, так и от проживающих жителей, временно проживающих на хуторах на арендованном участке в разных местах около хутора». Но при этом содержание священника, согласно отчету благочинного, оставалось удовлетворительным и не было закреплено никаким «ручательством» от Константина Бенардаки.

Сохранилось описание и размеры храма, благодаря которым можно представить, как он выглядел: «Здание церкви было деревянным, по форме домовая, построена из досок толщиной в 2 вершка (8,89 см – Авт.), обшита тесом (тонкими досками. – Авт.), покрыта известью, над алтарем куполообразной формы, вышка с крестом над ним, стены поперечные 2,5 сажени (5,33 м – Авт.) длины, продольное 4 сажени (8,53 м – Авт.) с небольшим, колокольня при ней с 5 колоколами небольшими. Устроена временная на 4 столбах. Алтарь в ней один».

Размеры храма говорят о том, что он вполне соответствовал нуждам жителей хутора и ближайших селений. В такой храм могло вместиться не более 60-70 человек. Представленные размеры практически совпадают с внутренними размерами современного храма во имя святых Царственных страстотерпцев р.п. Озинки.

До конца ноября 1872 года богослужения совершались по воскресным и праздничным дням. Известно, что в храме служил священник Василий Аркадакский.

В 1872 году Константин Дмитриевич Бенардаки решил построить новый храм взамен старого. 22 февраля 1872 года было подано прошение доверенного К.Д. Бенардаки самарского купца Семена Васильевича Ободовского императору Александру II об утверждении проекта на постройку новой церкви на хуторе Бенардаки. Новая церковь была необходима, поскольку старая «в настоящее время пришла в совершенную ветхость… и на том месте желаем построить новую на каменном фундаменте». 29 февраля проект храма был отклонен губернским инженером.

Время упадка, время возрождения

Конец ноября 1872 года стал переломным в судьбе первого православного храма на хуторе Бенардаки. Итог был печальным – запустение, которое продлилось 15 лет. Умер приходской священник – служить в храме стало некому. Он начал приходить в упадок. Прихожане по своей малочисленности не могли самостоятельно заботиться о содержании храма, не могли оплачивать ремонт и жалование священнику. Данных о численности хутора в то время, когда действовал храм, не сохранилось, но есть сведения о последующих годах. В 1889 году хутор насчитывал 12 дворов, где проживало 22 человека.

С конца 1872 года священники из села Перелюб стали приезжать на богослужение в храм на хуторе Бенардаки всего два раза в год – дорога была непростой, батюшкам приходилось преодолевать расстояние в 42 км.

Позже эти земли приобрел известный старообрядческий купец из села Балаково Михаил Трофимович Мальцев. С 1880 до 1887 года в отчетах благочинного храм на хуторе Бенардаки значится как «приписная бесприходная церковь во имя св. равноапостольных царей Константина и Елены, что на хуторе бывшем г. Бенардаки, а ныне г. Мальцева».

7 января 1884 года жители села Солянка подали прошение на имя правящего архиерея епископа Самарского и Ставропольского Серафима (Протопопова) о покупке бесприходной церкви на хуторе Бенардаки. «Общество наших доверителей деревни Солянки составляет 408 человек обоего пола; сказанное общество единодушно возымело желание обсудить строительство в деревне Солянке храм, так как в расстоянии от нашей деревни не более 12 верст есть бесприходная церковь, того же уезда и волости на земле самарского купца Мальцева, который и предлагает нам купить здание этой церкви, на что общество согласно; вследствие чего мы в лице наших доверителей всепокорнейше просим Ваше Преосвященство разрешить нам купить помянутое здание церкви и соорудить в нашей деревне Солянке и по сооруженной найдя источники будем ходатайствовать о назначении священно-церковнослужителей предоставить достойное обеспечение к их содержанию».

Прошение было удовлетворено. В 1887 году здание храма было передано жителям села Солянка. Вот такая интересная история первого храма в нашем районе.

Священник Стахий Сахаров

 

 Узнать историю своего края

К началу нового учебного года вышла в свет рабочая тетрадь «Православное краеведение. Озинский район» священника Стахия Сахарова.

Издание предназначено для учащихся воскресных и общеобразовательных школ, изучающих курс «Основы религиозных культур и светской этики». В начале учебного года оно будет представлено в Управлении образования Озинского района.

Учебное пособие написано на основе архивных материалов, фотографий прошлых столетий, документальных свидетельств современников, отражающих историю и современную жизнь поселка Озинки и других населенных пунктов Озинского района.

Рабочая тетрадь состоит из теоретической и практической частей:

1) теоретическая часть содержит основные сведения об истории района, начиная с момента его возникновения и заканчивая современностью, с обязательным акцентом на православную жизнь поселения во всех ее аспектах: православную топонимику, строительство храмов, деятельность священнослужителей и роль православных приходов в жизни района;

2) практическая часть состоит из дидактических заданий, направленных на закрепление и осмысление поданного материала, а также нацеливающих воспитанников на самостоятельную исследовательскую деятельность.

Издание данной рабочей тетради является первым шагом в процессе изучения курса «Православное краеведение». В дальнейшем она может быть расширена в тематическом, методическом и научно-практическом плане. Автор будет благодарен неравнодушным читателям и просит замечания и предложения присылать по адресу: saharov.sta@gmail.com.

 

Оставить комментарий
Поделиться в: