Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Крест – символ христианства

Крест – основной символ христианства. В прежние времена ребенка с раннего детства учили складывать пальцы и креститься… Теперь многим из нас приходится учиться этому движению в зрелом возрасте. О крестном знамении, таком простом и так много значащем движении руки, рассказывает священник из Петербурга отец Геннадий.

– Скептики говорят: ну что вы креститесь, что вам это дает, просто машете перед собой рукой…

– Действительно, для неверующего это действо, может быть, ничего и не значит. Не так для православного. Во-первых, крест – это наша защита. Ведь человек пребывает в мире не только физическом, но и духовном. В этом духовном мире мы находимся между двумя полюсами. С одной стороны – сила Божественной любви, с другой – злоба, противодействующая ей, говоря современно-наукообразно, темная отрицательная энергия, в народе же ее называют проще – бесы, нечистая сила. И крест – наша защита от нее.

– Это было “во-первых”. А “во-вторых”?

– Во-вторых, а если быть точным, то прежде всего: мы, когда крестимся, исповедуем свою веру. Крестное знамение – это самый краткий символ веры, бессловесный и абсолютно всем доступный. Вот мы складываем три первых пальца “щепотью”, вместе, – это в знак того, что мы верим в Бога-Троицу: Отца, Сына и Святого Духа.

Безымянный палец и мизинец твердо прикладываем к ладони, как бы утверждая, что одно из лиц Троицы – Христос, Сын Божий – сходит на землю, чтобы быть нашим Спасителем. Почему именно два пальца? Потому, что Иисус Христос – Бог и человек одновременно.

Далее. Три перста прикладываем ко лбу, затем кладем на живот, на правое и на левое плечо. И в это время говорим “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”, призывая Бога-Троицу.

Наше чело как бы символизирует небеса, чрево – землю, а поперечная перекладина – то, что Святой Дух охватывает все, от края и до края. Бывают и другие объяснения – ведь перед нами ТАЙНА, и познать, вычерпать глубину ее смысла человек никогда не сможет.

– А как складывали пальцы в Древней Руси? Что это означало?

– Обозначало то же самое, что и сейчас, только крестились двумя перстами – указательным и средним – а остальные три складывались вместе. А в первые века христианства крестились и одним пальцем, выражая этим веру в единого Бога среди окружающего языческого многобожия.

– Тем не менее, старообрядцы придавали большое значение тому, как складывать пальцы. Это, действительно, так принципиально?

– Было бы принципиально, если бы искажался смысл, а ведь смысл один и тот же… Обе эти практики достаточно древние. В Древней Руси, до патриарха Никона, перстосложение было двоеперстное. Но в Византии и у православных во всем мире примерно с 13 века укрепилось троеперстие. И, когда в 17 веке встал вопрос о единстве христиан, патриарх Никон пожертвовал формой в пользу всеправославного единства. Сейчас, решением Собора Православной церкви 1972 года, оба перстосложения признаны “равночестными”, то есть каждый человек вправе выбрать такое, какое ему нравится.

– Вернемся к вопросу о смысле и роли крестного знамения. Скажем, наши предки – когда и зачем крестились?

– И раньше, и теперь – верующий человек всегда начинал свой день с крестного знамения и, отходя вечером ко сну, тоже осенял себя крестом. С креста начиналось всякое дело, дорога, например. Раньше мать не выпускала ребенка из дому, не перекрестив его. Крестом знаменовали “яствие и питие”, то есть еду и питье, которые стояли на столе. Мы сейчас заботимся о гигиене, об экологической чистоте пищи, но забываем, что она должна быть не только чистой, но и благословенной!

Вообще все значимое в жизни должно начинаться с креста. У наших предков это иногда распространялось даже на подпись: она начиналась с креста или заменялась им. И вовсе необязательно по неграмотности – так еще в древности писали даже очень грамотные византийцы. В Византии был обычай: в особо важных документах ставить вместо имени три креста. Поставить такую подпись было более ответственно, чем написать свое имя. Это значило поручиться крестной силой, именем Божиим.

– Надо ли перекреститься, входя в храм?

– Не только входя в храм, но и проходя мимо него – иначе мы выкажем неуважение к храму. Войдя туда, как говорится, по уставу, нужно перекреститься и поклониться три раза, а уходя, повернуться и тоже перекреститься на алтарь.

– А некрещеным?

– От них этого не требуется, но и не запрещается.

– Себя мы крестим справа налево. А другого человека как?

– Тогда крест кладется слева направо. Мы как бы обращаем его от себя.

– Обязательно ли православному носить нательный крест?

– А обязательно ли документу иметь печать? Без печати он недействителен. Так и христианин без креста “недействителен”. В древности, например, свидетельств о крещении не выдавали – единственным свидетельством был крест. Это знак нашей веры, та крестная сила, которая с нами. Как же не носить его?

Кстати, нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники).

Раньше в России крест, данный при крещении, хранили всю жизнь, и с ним человека клали в могилу. Так и говорили: “Прожить жизнь от креста до креста” – от крестильного до могильного. Нательный крест не должно снимать никогда.

– Даже в бане?

– Даже в бане. Между прочим, в старину в России были особые банные кресты. Они висели в предбаннике. Человек, входя, надевал деревянный крест и только тогда снимал металлический.

– Зачем же так сложно?

– А вдруг в это самое мгновение он умрет?! Самое страшное для русского человека было умереть без креста!

– Кстати, о крестах на храмах. Одни из них четырехконечные, но есть и иной формы, со скошенной перекладинкой внизу. Что они означают?

– Это традиционный православный восьмиконечный крест – вертикаль с тремя перекладинами. Две из них горизонтальные, а третья, нижняя, скошена. Верхняя линия изображает ту надпись, которая была прибита на Голгофском кресте – имя распятого и его вина. Там было написано: “Иисус Назарет, Царь Иудейский”. Но на кресте устраивалось еще подножие – потому что человеческие руки неспособны выдержать тяжесть тела. Распятый не висел, а как бы стоял на кресте. Скошенная палочка и означает это подножие.

– Почему она скошена?

– Вместе с Христом были распяты два разбойника. Они оказались по разные стороны от него и в прямом, и в духовном смысле. Один из них хулил Христа, а другой поверил в Него и покаялся, прямо там, на кресте. И Христос сказал раскаявшемуся разбойнику: “Ныне же будешь со мной в раю.”

Гак что тот, кого распяли справа от Спасителя, восшел с ним в обители райские, а тот распятый, что слева, нераскаянный, – ниспал в бездну ада. Потому и перекладина скошена – выбирай, с КЕМ ты, КУДА идешь?..

Для любого из нас крест – это распутье. Тут мы останавливаемся перед выбором. Возможны два пути: вверх или вниз. И только от самого человека зависит, каким путем ему двигаться…

Елена Прудникова

Фома

Оставить комментарий
Поделиться в: