Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Видеть невидимое

Уже в этот момент, здесь и сейчас, мы пребываем в вечности. Не когда то, после перехода в мир иной, она наступит, а вот, буквально — мы рождены и каждую минуту предстоим перед Богом. Даже если не хотим про это думать и помнить. Или... хотим?

— Матушка, почему так бывает: ты стараешься для нуждающегося человека стать буквально «святителем Николаем» — не просто один раз дать денег или сказать «я о тебе помолюсь», но включиться в решение его бытовых вопросов, проблем со здоровьем и так далее. Проходит время, и становится очевидно, что жизнь его не меняется — несмотря на всё, что ты делаешь. Он так же продолжает нуждаться, но теперь ещё и возлагает на тебя большие надежды.

Как «правильно» оказывать помощь? Чтобы наши действия приносили пользу, а не становились всем обузой.

— Предметную долговременную помощь нужно начинать, конечно, с благословения духовника. Потому что на любое дело важно заручиться поддержкой от Господа. Духовник — это не просто человек, который стоит над ситуацией, некий супервизор, но в буквальном смысле слова проводник воли Божией. Он передаёт то, что Господь думает по поводу ситуации. Это во первых.

Во-вторых, духовник ещё и хорошо знает наши возможности. Знает «бесконечную силу» нашей молитвы, «абсолютную чистоту» от помыслов тщеславия. Он также в курсе нашего мессианского комплекса: «всех спасу, всем помогу». Всё это духовнику о нас известно, и, конечно же, знает об этом сердцеведец Господь. И Он умудрит духовника сказать, на пользу ли нам самим и нуждающемуся человеку будет такая помощь, и какая вообще помощь нужна.

Находясь внутри ситуации, мы не в состоянии её правильно оценить. Часто то, что кажется благом, может оказаться медвежьей услугой и повредить и нам, и объекту заботы. Возможно, требуется сделать что то совершенно другое, чем то, что мы задумали, или даже будет вредно помочь именно так, как мы решили. Может, нужно дать денег, и они у нас есть, но нам жалко. Тогда духовник скажет: «Слушай, ты не умствуй, а дай ка денег человеку, пусть поест...».

Мы не можем рассудить сами. Потому что именно доверие своему уму приводит к тому, что во все наши действия тут же включаются страсти, и даже самые лучшие порывы немедленно смешиваются с «навозом» — нашим тщеславием, мыльнопузырным мессианством, жадностью и так далее.

— Разве в этом случае мы не перекладываем ответственность на духовника? Почему батюшка должен решать за нас?

— Отнюдь нет! Вообще в теме перекладывания ответственности на священника много путаницы. Мы часто рады переложить груз принятия решений на кого угодно: родителей, друзей, соседей — чтобы было, на кого свалить неудачу и найти повод себя жалеть. Но к духовнику мы идём совсем за другим: узнать волю Божию в какой то важной жизненной ситуации, и батюшка нам её в своём благословении передаёт. Дальше — наша ответственность, следовать ли его благословению, оказывать ли послушание воле Божией.

Из житий святых очевидно, что для спасения необходимы воля и ум. Когда будешь понимать, что сам не можешь разобраться в том, что с тобой происходит, ты в первую очередь обратишься к Богу. Если увидишь, что молитвы твоей не хватает, пойдёшь к духовнику. Он скажет, как поступить: «Вот так надо делать, мы будем с тобой молиться, и Господь управит». Но чтобы пойти по этому пути, нужна сильная воля и мудрость — если хотите, высокий интеллект. Не в смысле образовательного уровня, а именно того «благородства ума», о котором так часто говорят афониты.

Что такое благородство ума? В первую очередь, готовность смириться, готовность не декларативно, а всей своей жизнью сказать Богу «да будет воля Твоя» и следовать ей. Для этого, как ни странно, требуется очень много ума. Потому что человек неумный как раз считает, что может сам всё решить. Зачастую такие люди бомбардируют батюшек утилитарно-бытовыми вопросами и просят советов, которым не собираются следовать — просто хотят поговорить или услышать то, что хотят услышать. Но чтобы твёрдо решить: «спрошу благословения и сделаю так, как мне скажут», — для этого приходится сделать умственное усилие и собрать всю волю.

— Как при этом не переложить ответственность на другого человека? «Я поступила, как сказал мне батюшка, и стало плохо. Значит, он ошибся».

— Дело в том, что благородство ума простирается не только на испрашивание совета или благословения, но и на последствия. Возможно, и не наступит тут же моментальное «обезболивание» жизни или какое то феерическое решение сложной проблемы.

В случае непослушания понятно: сами и виноваты. Но вот мы всё сделали, как благословили, а нам стало очень трудно, ситуация будто усложнилась. Кто несёт ответственность? И за что конкретно? Быть может, это наше «трудно» и есть Божий ответ на ситуацию — тот, который мы искали. Готовы ли мы отвечать терпением и благодарностью на этот ответ, нести тяжести с доверием Господу? Здесь тоже наша ответственность, а не батюшкина.

Важно понимать, что испрашивая и исполняя благословение, мы вступаем в отношения со Спасителем, а не со священником. Поэтому тут имеет значение не столько духовная личность батюшки, сколько степень нашей искренности в стремлении узнать волю Божию, по слову Апостола, — благую, угодную и совершенную — и наше смирение в следовании ей.

Послушание вообще очень таинственная, сокровенная вещь. Там нет привычного нам человеческого: сделал — молодец, не сделал — наказание. Господь смотрит в сердце. Поэтому проблема младостарчества или отсутствия старцев, как мне кажется, в гораздо большей степени проблема наша — маловерных, лукавых послушников. Искреннее желание следовать воле Божией никогда не посрамляет, потому что Спаситель, видя чистодушное стремление, если надо, умудрит сказать нам на пользу даже малое дитя, покроет всё Своей благодатью и не позволит отчаяться.

— То есть мы исполнили благословение, и нам стало плохо, но это всё равно хорошо?

— Мы знаем, что любящим Бога... всё содействует ко благу (Рим. 8, 28). Если твёрдо верим, что Господь — источник всего благого, если доверяем Ему, если до глубины искренне хотим жить со Христом, Он, видя наше открытое сердце, будет посылать те ситуации, которые именно нам нужны для спасения. И это, конечно, не только ситуации радости и успеха.

Если смотреть «по плоти», то страдания в ответ на наши молитвы и послушание могут показаться бессмысленной жестокостью. И воспринимать их в таком случае будем не как посещения Божии и свидетельства Его заботы о нашем спасении, а как незаслуженные наказания или чьё то злохудожество. Соответственно и отреагируем — нетерпением, ропотом, неблагодарностью, поиском и осуждением «виновных», чем только усугубим свои трудности.

Поэтому очень важно научиться смотреть на ситуацию с точки зрения невидимого. Понять, что оно как раз — главное в жизни, что всё в мире управляется надмирным. Не по внешнему судить («мне вот сказали делать то то и то то. И отчего так, а не иначе, и почему я, а не другие...»), реагируя как ветхий человек, но помнить, что любая наша реальность дана Господом. А Он всегда рядом — и не для того, чтобы следить, где мы оступимся, чтобы сразу влепить «двойку». Он — тот самый Хозяин, Который, уходя в страну далече, оставил на хозяйстве Своего верного раба и полагается на него, в него верит, уважая его свободу, потому и даёт испытания.

Если научимся на все события нашей жизни смотреть не глазами ветхого человека, но искать в них внутренний, сокровенный смысл, то ясно увидим, что на самом деле ничто внешнее не может отлучить нас от любви Божией (Рим. 8, 39).

Игумения Арсения (Воспянская), Юлия Коминко

Отрок

Оставить комментарий
Поделиться в: