Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Мое Отечество Русь»

Владимир Иванович Даль родился в местечке Луганский завод (современный город Луганск) в семье обрусевшего датчанина. Отец — Иван Матвеевич Даль — принял российское подданство, был врачом, лингвистом и богословом, мать — Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) — полунемка-полуфранцуженка, владела пятью языками. Отец Даля был патриотом. Полюбив Россию, он и в своих детях стремился развить любовь к русскому языку, культуре, искусству. «Гордитесь тем, что вы русские», — таков был завет отца.


«Быть на свете полезным»

В семье Даля с уважением относились к русскому печатному слову. С детства Владимир Иванович с энтузиазмом и любовью изучал Россию, язык народа, быт, религиозный опыт ее жителей. Он проникся Святой Русью, полюбил Православие (по воспоминаниям Мельникова-Печерского известно, что В. И. Даль осознанно, смиренно и тихо, перед самой смертью принял Православие) и отечеством своим считал русское государство.

Еще в молодом возрасте В. И. Даль указал главную идею всей своей жизни: «Я почувствовал необходимость в основательном учении, в образовании, дабы быть на свете полезным человеком». И эту идею он воплотил в жизнь.

В 1819 году Даль был выпущен мичманом из Петербургского морского кадетского корпуса и несколько лет прослужил во флоте, а в 1826 году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Досрочно закончив обучение, стал талантливым хирургом, которого высоко ценил Н. И. Пирогов. Как участник Русско-турецкой войны с русской армией совершил переход через Балканы, оперировал в палаточных госпиталях и на полях сражений. В двух войнах, которые выпали на его долю, спас жизни многих раненых. В 1831 году Даль отличился в польской кампании: ему пришлось стать организатором сооружения понтонного моста через Вислу, который был необходим для того, чтобы уберечь пехотный корпус от гибели. За этот подвиг Даль получил от государя в награду бриллиантовый перстень, орден Святого Владимира 4-й степени и знак отличия военного достоинства 3-й степени.

Н. И. Пирогов в своих «Записках» вспоминал: «Это был замечательный человек. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». В. И. Далем составлены учебники ботаники и зоологии для военных заведений. За работы по естествознанию в 1838 году Даль был избран в члены-корреспонденты Академии наук по первому физико-математическому отделению.

Даль превосходно знал православный календарь, строй церковной службы и церковные обряды. Кроме того, В. И. Даль являлся неутомимым этнографом, географом, натуралистом, даровитым литератором, автором сотен публикаций, статей и сочинений. Известно, что Владимир Иванович одинаково хорошо владел правой и левой рукой, был умелым резчиком по дереву, изготавливал миниатюрные изделия из стекла. Даля знали и как замечательного музыканта, и как превосходного рассказчика с даром перевоплощения (впервые он с увлечением рассказывал сказки в доме профессора Мойера).

Много лет Даль служил в министерстве внутренних дел. Но громкое имя Владимиру Ивановичу принесли заслуги в области отечественной словесности. Все годы, начиная с юности, он собирал материалы для будущего словаря. Он же подготовил толкование украинских слов, пословиц, поговорок, которые вошли в словарь украинского языка Бориса Гринченко. В знаменитом сборнике сказок А. Н. Афанасьева есть и те, которые передал ему Даль. А собранные им народные песни отданы П. В. Киреевскому. Богатое, лучшее в то время собрание лубочных картин В. И. Даля поступило в Императорскую публичную библиотеку и вошло впоследствии в издания Д. А. Ровинского.

Литературный талант

В. И. Даль чувствовал влечение к литературной деятельности. Он близко сошелся с А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, И. А. Крыловым, Н. В. Гоголем, Н. М. Языковым, В. Ф. Одоевским. Первый опыт («Русские сказки. Пяток первый») показал любовь В. И. Даля к меткому русскому слову и выявил его этнографические склонности. А. С. Пушкин, которому Даль подарил свой сборник сказок, высоко оценил творчество молодого литератора, а через несколько лет преподнес свою «Сказку о рыбаке и рыбке» с надписью: «Твоя от твоих. Сказочнику Луганскому сказочник Александр Пушкин».

Творчество В. И. Даля посвящено изображению русского национального характера: проявлению русского народного духа, религиозных воззрений русского человека. Даль говорил: «Православие — великое благо для России, несмотря на множество суеверий русского народа». В его произведениях чередой проходят и святые, легендарные герои, богатыри, князья и обычные люди, наделенные крепостью веры, силой духа, чистотою души. В прозе В. И. Даля можно прочитать и о чудесах Божьих, и о Божьем Промысле, о добродетелях, присущих человеку, и о сильных искушениях. Рисуя картинки русского быта, В. И. Даль подмечает духовный настрой человека, его веру в Бога. Многие произведения показывают религиозную крепость наших предков.

Сюжет и вымысел у В. И. Даля зависят от слова. Слово поставлено в центр внимания любого его произведения. «Писатель этот более других угодил личности моего собственного вкуса и своеобразию моих собственных требований: каждая его строчка меня учит и вразумляет», — писал Н. В. Гоголь. В живо написанных очерках В. И. Даль предстает перед нами как знаток народного быта, наблюдательный и тонкий человек. В. Г. Белинский объявил Даля «после Гоголя до сих пор решительно первым талантом».

В литературе у В. И. Даля были свои продолжатели: П. И. Мельников-Печерский, Н. С. Лесков и многие другие.

Труд всей жизни

Владимир Иванович Даль, конечно, более всего известен как создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Работа над словарем продолжалась более пятидесяти лет и была закончена за 5 лет до смерти великого лексикографа. В словарь вошло более 200 тысяч слов, из которых 80 тысяч зарегистрировано впервые, и около 30 тысяч пословиц. Ученые разных стран проявили огромный интерес к труду собирателя русских слов. Отмечая заслуги В. И. Даля, в 1863 году его избрали почетным членом Академии наук. Через семь лет Академия присудила автору словаря Ломоносовскую премию, а Географическое общество — Константиновскую медаль. Дерптский университет выдал В. И. Далю премию Геймбюргера. «Всегда нам в укор будет то, что одиночка Владимир Даль совершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники», — замечает писатель В. Н. Крупин.

В. И. Даль не называл себя автором словаря, а именовал вечным учеником русского языка: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка». А. С. Пушкин, узнав о том, что Даль собирает слова, посоветовал создать словарь, а позже говорил другу: «Ваше собрание — не простая затея, не увлечение. Годами копить сокровища — и вдруг открыть сундуки перед изумленными современниками и потомками».

Знаменитый на весь мир словарь начался с нескольких строк в записной книжке Владимира Даля в марте 1819 года, когда путь его лежал из Петербурга в Москву. Вот как описывает его Майя Бессараб в книге «Владимир Даль»:

«Дюжий ямщик все поглядывал на седока — не замерз ли — и очень обрадовался, выехав на пригорок: справа, из-за дальнего леса, наплывали тучи.

— Замолаживает, — ободрил он мичмана.

Даль взглянул на ямщика с удивлением.

— Как замолаживает? — переспросил он.

— Замолаживает, — повторил ямщик. — Вишь, пасмурнеет. Знать, к теплу.

Владимир достал из кармана тетрадь в коричневом переплете и закоченевшими пальцами записал: “Замолаживает — в Новгородской губернии значит: небо пасмурнеет, заволакивается тучами”».

Слова собирались по крупицам. Он продолжал их записывать и во время военных походов: «Бывало, на дневке где-нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, как в третьей…».

Построение словаря не академическое. Словарные статьи представляют собой этимологическую систему «гнезд». К словам даны заметки в виде небольших рассказов о труде, ремеслах, народных обычаях и поверьях. Скорее всего, словарь указывает на возможности русского языка. В нем собраны народные слова, среди которых диалектизмы и фразеологизмы.

В. И. Даль, составляя словарь, боролся за исконно-русский, народный язык, выступал против засорения русской речи, излишних заимствований, против серости, посредственности, против бездушных канцелярских штампов, желал «пошлое и слабое» в языке заменить «свежим, ясным, живым и сильным», призывал «высказываться так, как оно должно отозваться в русском уме и сердце». Владимира Ивановича волновали не только слова, но и «склад речи, слог и обороты». «Но если уж мы взяли иностранное слово, — настаивал В. И. Даль, — <…> пусть подчиняется правилам нашей грамматики и произносится так, чтобы для русского человека оно не было диковато на слух».

В «Напутном слове к “Толковому словарю живого великорусского языка”» В. И. Даль писал: «Живой народный язык, сберегший в жизненной свежести дух, который придает языку стройность, силу, ясность и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи».

Немеркнущая память

В Луганске память о великом человеке запечатлена в памятниках, в его честь создан Литературный музей. Но настоящим памятником является вечно живой словарь Владимира Ивановича Даля, в котором, по словам М. Бессараб, «как в зеркале отразился великий, могучий, щедрый и бескорыстный русский характер». Украинский писатель И. П. Котляревский о словаре писал: «…и русская наука, словесность, все общество будут иметь памятник, достойный величия народа, будут вполне обладать произведением, которое составит предмет нашей гордости».


Ирина Рокицкая

Оставить комментарий
Поделиться в: