По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Чтобы помнили, чтобы ценили

Следующий 2020 год объявлен годом памяти и славы в связи с юбилеем победы в Великой Отечественной войне, повернувшей историю нашего Отечества в новое русло. И Международные Рождественские, и Покровские образовательные чтения посвящены теме «Великая Победа: наследие и наследники». Предлагаем вниманию читателей размышления одной из таких наследниц.

Не парадная война

Моим сверстникам и всем, кого от тех событий отделяет почти восемь десятков лет, сложно узнать о войне из первых уст – от ветеранов. Ведь до наших дней их дожило так мало. Нам доступны лишь письменные источники информации – архивные записи, находящиеся в открытом доступе, книги, статьи. А еще – кинокартины. Шедевром, снятым еще в 1972 году, но до сих пор пользующимся неизменной зрительской любовью, является фильм «А зори здесь тихие» по одноименной повести Бориса Васильева.

Долгое время Васильев вынашивал идею этой повести. Он хотел создать произведение, отличное от тех, что писали его коллеги – писатели-фронтовики. Во многих из них мы видим масштабные военные действия, с артиллерийской и авиационной поддержкой. Война Васильева была камерной, «лесной». Солдатам в бою надеяться нужно было только на себя, а решения принимать в отряде, не ждать указаний сверху, от командования. Ведь медлить было нельзя – жизнь солдат зависела только от них.

Борис Львович вспоминал: замысел произведения был каким-то «туманным». И вот однажды ему попалась заметка в газете «Известия» об обороне на узловой железнодорожной станции на направлении «Петрозаводск – Мурманск». Силы в сражении были неравны, против фашистов выступили семь бойцов, у которых был всего один пулемет. Живым вернулся только сержант, да и тот был совершенно изранен.

История мужественных ребят вдохновила писателя на создание повести. Работая над первыми страницами, он понимал, что писать ему сложно, как будто что-то мешает. Писатель решил заменить образы героев на героинь, и писать стало легче.

Светлые образы девушек, их мечты и надежды создают колоссальный контраст с суровой реальностью войны, которая окружала и не щадила их, таких юных и нежных. Но идя на смерть, они продолжали утверждать жизнь, показывать пример жертвенности, милосердия и настоящей, искренней любви к ближним. Готовности в любой момент погибнуть, чтобы защитить остальных и свою Родину прежде всего.

Образ женщины на войне стал новаторским в военной литературе. А повесть Васильева остаётся значимой до наших дней, недаром она до сих пор возглавляет все рейтинги произведений о Великой Отечественной войне. В этом году отмечают пятидесятилетний юбилей первого издания «А зори здесь тихие…» в августовском номере журнала «Юность». О гениальности этого произведения свидетельствует и последующая экранизация.

Так рождался шедевр

Сама жизнь привела Станислава Ростоцкого – режиссера фильма «А зори здесь тихие…» – к созданию этой кинокартины. В 22 года он сам принимал участие в военных действиях и чуть не погиб на поле боя. В Дубне развернулось сражение, внезапно появились танки, и юношу зацепило за пятку. А в следующую секунду один из танков проехал по нему. Сослуживцы были уверены, что Станислав погиб, но он выжил и, как потом оказалось, пролежал в болоте более двадцати часов, ожидая помощи. Эта помощь пришла к нему от неизвестного крепкого парня и медсестры. Станислав, пораженный порой незаметной, но столь важной ролью женщины на войне, пообещал: если выживет, снимет об этом фильм…

Долгое время режиссер искал подходящее произведение. А когда к нему в руки попала только что вышедшая повесть Бориса Васильева, Ростоцкий решил картину снимать именно по ней.

Выбор актерского состава был очень тщательным, режиссер искал актрис, неизвестных зрителю, чтобы достичь полного погружения в атмосферу фильма. Они должны были стать именно женщинами на войне, а не актрисами, исполняющими эту роль. Кстати сказать, актриса Ирина Долганова, сыгравшая роль Сони Гурвич, – наша землячка, и училась она в Саратовском театральном училище.

Съемки проходили в Карелии, в деревне Сергилахта. Условия были максимально приближены к боевым: глухие леса, топкие болота, холодная вода, что в болоте, что в реке. Именно в это время начался сезон комаров, от которых очень страдали актеры.

Актрисы хорошо понимали, что им предстоит не игра, а реальная постановка боевых сцен. Съемки были для них настоящей пыткой. Екатерину Маркову (Галя Четвертак) и Елену Драпенко (Лиза Бричкина) ожидали настоящие испытания: первой разорвало гимнастерку и отбросило более чем на 10 метров пиротехникой, когда снимали сцену смерти ее героини от пуль фашистов. А второй пришлось трижды «тонуть» в болоте для достижения наиболее реалистичного эффекта.

Но не сравнить их страдания с мучениями самого Ростоцкого. Без ноги, с протезом, он лазил по скалам, перебирался через болото вместе с актерами. Порой не мог спать из-за нестерпимых болей.

Фильм был номинирован на премию «Оскар» как «Лучший фильм на иностранном языке», получил признание на многих кинофестивалях. И до сих пор остается одной из самых популярных картин о Великой Отечественной войне.

Попытка нового прочтения

Тема войны была, есть и будет актуальна еще долгие годы, поэтому фильмы о ней снимали и продолжают снимать. На мой взгляд, лучшими кинокартинами являются те, которые снимали после тех страшных событий. Когда память о них в народе жила по рассказам очевидцев, а режиссеры и актеры сами были участниками сражений.

В 2015 году фильм «А зори здесь тихие…» был переснят, и это событие вызвало большой общественный резонанс среди зрителей. В начале новый вариант ближе к повести Васильева. Однако некоторые, и очень важные, сцены сильно сокращены либо вырезаны совсем. Можно сказать, что современный фильм – упрощенная версия прежнего, чтобы «отсидеть» его смог любой подросток. Но сокращение сильно повлияло на эмоциональное впечатление от фильма.

Нет песен и лирики, которая отличала советский фильм. Сцены сражений показаны очень жестоко, настолько много крови и в упор выпущенных очередей, что у зрителя пробегает холодок от ужаса. Пожалуй, именно любовь к чрезмерным спецэффектам отличает современные фильмы о войне от советских, превращая их в обыкновенные боевики. Лица девушек, сыгравших в советском варианте, остаются в памяти надолго, чего не скажешь о современной экранизации.

Любовь и самопожертвование

Для первоначального просмотра я выбрала именно советскую версию. Перед тем как смотреть «А зори здесь тихие…», я спросила у родителей об их впечатлениях от этого фильма. «Я посмотрел его только однажды примерно в твоем возрасте, – сказал мне папа, – и не могу смотреть до сих пор, настолько сильно поразил меня подвиг этих девушек». После таких слов мне было немного тревожно знакомиться с фильмом. Но посмотрев, я осталась под большим впечатлением.

Весь фильм насыщен патетикой, стихотворениями, которые в настоящий момент не мешало бы знать каждому, и песнями тех лет, знакомящими с целой эпохой.

С самого начала меня заинтересовало то, насколько разные эти девушки, у каждой из них есть своя история. Образ Риты Осяниной зацепил меня буквально сразу. Девушка отказалась от награды, ведь у нее «личные счеты с немцами». Она сражалась за свою семью, мстила за смерть мужа, которого она потеряла в первые дни войны, за все то, что было ценно, а главное – за Родину. Даже умирая, она не думала о себе и ставила интересы других выше собственных. Меня восхитили ее самоотверженность, женская мудрость и самопожертвование.

Меня поразили душевные качества каждой из этих мужественных девушек. Безропотно они выполняют задания сержанта, хотя осознают, что могут погибнуть в любую минуту, спасают друг друга, поддерживают, становятся настоящими сестрами, поэтому очень тяжело переживают потерю каждой. Они демонстрируют настоящую силу духа, так как решаются выйти с их немногочисленным и довольно слабым отрядом против шестнадцати вооруженных до зубов немцев. Женя Комелькова, зная, что погибнет, уводит от раненой Риты Осяниной врагов. Вот оно – искреннее самопожертвование, она «положила голову за други своя».

Наследие войны

В каждом из нас есть эта самая война, но это не значит, что в нас заложено стремление воевать. Это значит, что каждый из нас является потомком войны, это неотъемлемая часть нашей истории. Мы должны помнить, хранить воспоминания о ней и чтить память тех, кто погиб ради нашей свободы и мирной жизни. Забыть – значит предать прошлое и настоящее. Именно для того, чтобы помнили, снимают фильмы, пишут книги.

Мне просмотр фильмов о войне помогает приблизиться хоть немного к событиям, пережитым моими предками и соотечественниками. Знакомит с историей Отечества, помогая вникнуть в ее суть. Всем нам, современным людям, очень сложно порой представить, с какими трудностями ежедневно сталкивался простой человек на войне – голод и холод, страдания детей, смерть близких.

Фильмы о войне учат любви к жизни, учат ценить и беречь родных и близких, заботиться о тех, кто стал близким по воле судьбы. Показывают на примере героев любовь к Родине, готовность отречься от себя, от собственной воли, а порой даже и от жизни ради других. Поэтому важно смотреть их, причем смотреть осознанно, стараясь понять замысел автора.

Ксения Алексеева

Оставить комментарий
Поделиться в: