Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Тайнопись славянской азбуки

Сегодня урок церковнославянского языка в нашей церковной школе ведет иеромонах Спиридон (Савин), клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска (Энгельса). Он расскажет нашим ученикам о том, как изображаются в церковнославянском языке цифры и почему некоторые слова пишутся в сокращении. Надеемся, что этот урок поможет в постижении языка, знание которого помогает лучше понимать богослужебные тексты.


Все древнецерковнославянские памятники написаны двумя азбуками: кириллицей, которая служит и нам, и глаголицей, буквы которой начертываются особо. Существует много доказательств того, что первой азбукой была глаголица, именно ее создал святой равноапостольный Кирилл. Он проявил богатейшую эрудицию и дар личного творчества, составив самобытную азбуку. В греческом алфавите всего 24 буквы, а святой Кирилл создал по звукам славянской речи «тридесять и осмь письмен».

Ученики святых равноапостольных братьев создали кириллицу, назвав ее так в память своего святого учителя. Сначала кириллица, созданная как слепок с глаголицы, более использовалась в деловом письме. Позже она осталась единственной азбукой.

Так, созданная святыми первоучителями азбука, сохранив неповторимость своего устроения в количестве букв, их последовательности и сочетаемости, через внешнее сближение с алфавитом греческой материнской Церкви органично включилась в систему мирового письма.

Русский извод церковнославянского языка

С конца Х века, со времени Крещения Руси, церковная буква в ее кириллическом варианте вот уже целое тысячелетие освящает жизнь восточных славян. Ранее все славянские народы и их языки были очень близки, и об этом написано у святого Нестора Летописца в «Повести временных лет». На Афоне в сербском и болгарском монастырях до сих пор богослужение ведется на церковнославянском языке.

Святой равноапостольный Владимир, креститель Руси, понимал, что веру надо укреплять просвещением. Матери-язычницы плакали по детям, как по мертвым, так как их чада действительно становились совершенно другими, преображаясь в христианстве. При сыне святого Владимира, князе Ярославе Мудром, расцвела древнерусская книжность, и «поучались верни люди, и насаждались учения Божественного».

Церковнославянский язык приобрел на Руси восточнославянские черты — возник русский извод. История церковнославянского языка и народного неразрывно связана. Язык церковной книжности был и продолжает оставаться высшим стилем русского, а не каким-то отдельным языком. Он пронизывает и освящает всю нашу культуру.

В течение веков буквы не оставались неизменными. Строгий устав был заменен полууставом, с наклонным начертанием знаков. Затем возникла и скоропись с разнообразием почерков, связанностью букв. Пергамент уступил место бумаге, рукописная книга — печатной.

Постепенно совершенствовалась и орфография. Правописание современного церковнославянского языка сложилось в конце XVII века после большой книжной справы. С тех пор оно почти не меняется. Правила церковнославянской орфографии стройны и гармоничны, воспитывают эстетический вкус и грамматическое чутье.

Графика же и орфография не церковная — гражданская, отделившаяся в 1708 году при Петре I, отсеклась от животворного корня. Особенные сложности постигли светское письмо после реформ 1918 года, когда его еще более разлучили с церковным письмом. В XIX веке не считался грамотным человек, если он не был обучен и русскому, и церковнославянскому языкам. А наш современник остался «об одной ноге», да и та нездорова.

Потеряло гражданское письмо и внешнюю красоту: если в церковной азбуке мы видим ажурное, словно небо, надстрочье из титл, ударений, придыханий, дающее глазу простор и помогающее при чтении, то строка светская подобна тундре, над которой редко возвышается хилое деревце буквы «б» или прописные буквы.

Но даже и расхристанная, и «остриженная» светская речь сохраняет величие и силу Духа, заложенного в нее первоучителями, и претворяется в слове наших лучших словотворцев.

Буквы-числа

Особенностью церковнославянского языка является то, что большинство букв алфавита представляют собой буквы-числа. Причем если вы посмотрите на всю азбуку, то увидите, что ее условно можно разделить на две части, которые в корне отличаются друг от друга. При этом первая половина азбуки включает в себя буквы от А до Ф, т. е. от «аз» до «ферт», и представляет собой перечень букв-слов, которые несут в себе понятный славянину смысл. Вторая часть азбуки начинается с буквы «ша» и заканчивается «ижицей». Буквы низшей части старославянской азбуки не имеют численного значения, в отличие от букв высшей части, и несут в себе негативный подтекст.

Для того чтобы понять тайнопись славянской азбуки, необходимо не просто бегло просмотреть ее, а вчитываться в каждую букву-слово. Ведь каждая буква-слово содержит смысловое ядро, которое вкладывал в нее ее создатель.

В отличие от римской, славянская нумерация пользуется не заглавными, а строчными буквами. Над буквами, изображающими числа, ставится особый значок — титло (м7 ); этот значок употреблялся и в обычном письме для сокращения слов.

Это уже прекрасная, вполне разработанная система счисления, которая позволяет называть огромные числа. Но при этом люди думали, что существует какое-то самое большое число, дальше которого считать невозможно. Вера в такое «наибольшее число» существовала, по-видимому, и в Древнем Вавилоне, и у индусов. Только в Древней Греции начали ясно понимать, что чисел — бесконечное количество. Однако потребовалось еще много столетий, пока эта верная мысль получила распространение среди других народов.

foto_6_tabl.jpgСлавянские цифры (над ними написаны названия букв славянского алфавита)

Тысячи обозначались с помощью приставки к цифре, выражающей число тысяч некоторого знака. Титло ставилось только над одной из букв.

Порядок цифр в числе был такой же, как в его названии. Мы говорим, например, «пятнадцать» (по-славянски — «пятьнадесять»). В старину так и писали: впереди писали пятерку, а за нею десяток. Наоборот, в числе «двадцать три» мы сначала называем десятки, потом единицы; у наших предков это отражалось и в письме. Место цифры, ее положение в числе не имело значения. У нас же теперь одна и та же цифра, в зависимости от ее положения, может обозначать разные числа. Например, цифра 2 в числах 12, 23, 215 обозначает в первом — два, во втором — двадцать, в третьем — двести.

В XVII веке славянское счисление превращается в стройную систему, называемую «великим словенским числом»; система эта применялась тогда, «коли прилучался великий счет и перечень», как говорится в одном древнем руководстве.

Десять тысяч называется в этих рукописях не «тьмою», а так, как сейчас, т. е. десятком тысяч. Слово же «тьма» обозначает тысячу тысяч, т. е. наш миллион. Кроме того, появляются следующие наименования: «тьма тем», или «легион» (т. е. миллион миллионов, или триллион), «легион легионов», или «леодр», и, наконец, «лодр леодров», или «ворон». Про это число наши предки говорили, что «более сего несть разумевати». Впрочем, в одной рукописи упоминается еще «колода», равная десяти воронам, и при этом замечается, что «сего числа несть больше».



Оставить комментарий
Поделиться в: