По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Важнее всего – привести ребенка ко Христу

Плавно эта мысль перетекает из одного ответа в другой. Наши респонденты не теряются, размышляя, чему же научить детское сердце. Клириков и мирян Покровской епархии, с различным опытом, различным служением, объединяет убежденность в том, что учебный процесс длиною в жизнь не может быть односторонним, что его успех всецело зависит от одного обязательного условия. А условие такое: быть примером. Не только на слове, но и на деле, потому как прежде чем учить, нужно самому уметь. 

Верить

Протоиерей Валерий Генсицкий, благочинный Андреевского округа, настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса:

— В большинстве случаев родители хотят видеть своего ребенка успешным, состоявшимся в жизни человеком. Для этого они прилагают все силы – стараются, чтобы ребенок ни в чем не имел нужды, получил хорошее образование. Это очень хорошо. Крепкие знания и практические навыки действительно помогают реализоваться в профессии, построить карьеру и получать удовольствие от своего дела. Но порой гораздо больше пользы человеку приносит умение жить в мире и любви с ближними – находить общий язык, улаживать конфликтные ситуации или избегать их, уважать чувства других людей. Научить этому невозможно без веры, без знания Бога и любви к Нему. Поэтому важнее всего – привести ребенка ко Христу. Ребенку проще познавать Бога, а значит, и проще взрослеть, искать свое место в жизни, если он с детства приучен к церковной жизни и христианским ценностям. Воспитание в вере в любом случае будет приносить добрые плоды.

Неправильно думать, что маленький человек не способен понять, что происходит в храме. Он понимает все. Более того, ребенок способен воспринимать духовные дары еще до рождения – именно поэтому будущим мамам, мамам с малышами нужно как можно чаще молиться, причащаться самим и причащать деток. Чистая душа ребенка чувствует благодать Божию, он податлив, доверчив и уже в возрасте 3-4 лет ему можно говорить об основах веры, о Творце, Небесных силах, читать детскую Библию. К отроку уже другие требования – он уже должен знать молитвы, готовиться к Причастию, исповедоваться. Ребенку, который с детства в храме, который сроднился с храмом, это дается легко.

Гораздо сложнее говорить о Боге подростку. В этот период формируются новые цели в жизни, взгляды, мировоззрение. Ребенок отгораживается от родителей, начинает думать, что все знает и понимает, и даже может отойти от храма. Родительская настойчивость в этом вопросе неуместна и даст противоположный результат. А настойчивость, не подкрепленная делом, тем более. Многие святые отцы говорят, что воспитание детей начинается с родителей. Как можно заставлять ребенка веровать, самому не имея веры? Но даже в такой ситуации унывать не стоит. Если родители поздно опомнились, поздно открыли для себя веру, Господь все равно даст шанс исправиться самому и помочь ребенку встать на путь истинный. Нужно просто верить и молиться – родительская молитва творит чудеса. 

С радостью жить по заповедям

Тамара Николаевна Кацуба, помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Андреевского округа:

— На мой взгляд, дети должны обладать как научными, так и духовными знаниями. И те, и другие обязательно пригодятся в жизни. Осваивая науки, дети смогут получить профессию, смогут и себя хлебом насущным обеспечить, и Богом данным талантом послужить ближним, Отечеству. А образовываясь духовно, сумеют выстроить жизнь в соответствии с божественными заповедями. Мы же, христиане, должны объяснить и личным примером показать им, что жизнь со Христом – радостная и счастливая жизнь, ведущая ко спасению души и наследованию Царствия Небесного. 

Пропускать через сердце евангельское учение

Протоиерей Александр Кашулин, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Державная» пос. Горный:

— Каждому возрасту – свои знания. В маленьких детях, к примеру, учащихся в начальной школе, нужно воспитывать нравственные качества – доброту, отзывчивость, уважение к сверстникам и старшим. Что же касается веры, то ребятам для начала нужно объяснить, что Бог есть любовь. Серьезных тем – вроде сотворения мира и человека, литургической жизни Церкви – нужно касаться постепенно. О литургической жизни вообще только говорить не достаточно – в ней необходимо участвовать.

Во многом осознанное постижение веры происходит в воскресной школе. И в основе этого процесса – не образовательная программа или учебное пособие, а личность педагога. Насколько он способен заинтересовать воспитанников, помочь им проникнуться темой, при этом не свести обучение только лишь к проведению приходских праздников на Рождество и Пасху.

Детей можно заинтересовать жизнью Церкви. Но поддерживать этот интерес, особенно в переходном возрасте, очень непросто. Подростков поглощает мир, который предлагает развлечения на любой вкус. В храме все иначе. В храме человек обретает Бога, учится понимать богослужение, молиться, ограничивать себя, соблюдая посты, заповеди. То есть учиться быть христианином – цельной и сосредоточенной личностью. Священники, педагоги воскресной школы, родители призваны помочь ребенку в этом – помочь полюбить храм и учение Христа. А как помочь? Только подать пример. Дети и подростки очень внимательны, очень чувствительны к нашим словам и поступкам. Поэтому мы должны и дома, и в воскресной школе, и в храме окружать их теплом, вниманием, поддерживать и самое главное – пропускать через свое сердце и исполнять все то, что заповедовал Христос. По-настоящему любить и уважать ближних. Соблюдая это, мы можем говорить детям о Священном Писании, высоком богословии, помогать познавать Бога не только на уровне сердечного, но и умного знания, можем воспитывать в них христиан. 

Совершать нравственные поступки

Коннова Наталья Борисовна, учитель истории и обществознания, руководитель комнаты боевой и трудовой славы МАОУ СОШ с.Новополеводино Балаковского района:

— Мораль, нравственность, культура поведения и общения – это вовсе не общие, красивые слова, это вовсе не абстрактные понятия. Это основа, которая помогает сформировать личность. Личность, способную любить Родину, родителей и окружающих людей вообще, способную проявлять терпение, милосердие и совершать добрые, самоотверженные поступки. Мне кажется, именно этому – нравственным и этическим нормам – мы и должны научить детей в первую очередь. 

Не бояться обращаться к Богу

Священник Стахий Сахаров, помощник благочинного Архангельского округа по молодежному служению, клирик храма в честь Феодоровской иконы Божией Матери р.п. Озинки:

— Думаю, задача взрослых состоит в том, чтобы передать детям свой опыт, свои знания о жизни, о мире. Мне как пастырю, родителю важно рассказать детям о вере и о Боге. Объяснить, какое место Господь занимает в нашей жизни, объяснить, что к Нему можно и нужно обращаться, что Он слышит наши молитвы и отвечает нам, что Он смотрит на нашу жизнь, наши поступки. Научить детей жить по-христиански, то есть по евангельским заповедям. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), – говорит Господь. И, конечно, как я уже сказал, передать личный опыт обретения веры, познания Бога, радость общения с Ним. Ведь как раз на личном переживании, которое обязательно должно быть подкреплено Евангельским словом, опытом Церкви, опытом святых отцов, и основывается любая успешная проповедь, любое научение. 

Различать добро и зло

Татьяна Германовна Белякова, руководитель отдела по делам благотворительности и социальному служению Покровской епархии:

— Детское сердце открыто, восприимчиво абсолютно ко всему. И потому нам, взрослым, необходимо наполнить это сердце только самым лучшим – любовью, милосердием, добротой и смирением. Ничто не принесет такой пользы, не даст такого результата, как личный пример. Если мы способны различать добро и зло, если мы, как настоящие христиане, соблюдаем заповеди Господни, верим и знаем, что Господь, Царица Небесная и все святые рядом, то сможем передать эту веру, это знание и детям. Не только передать, но и помочь усвоить. 

Признавать ошибки и становиться лучше

Священник Игорь Сергеев, клирик Свято-Воскресенского храма г. Покровска (Энгельса):

— Детей хочется научить двум главным заповедям – любви к Богу и любви к ближним. Лучшим и наиболее действенным средством обучения оказывается пример родителей и других взрослых. Мы, к сожалению, не идеальны, постоянно совершаем ошибки. И их не скрыть от внимательного и наблюдательного детского взгляда. Даже еще до появления ребенка поведение и манера общения родителей влияют на его будущий характер. Об этом нужно помнить. К тому же, процесс обучения на самом деле не односторонний, а взаимный. Мы учим детей, дети учат нас. Например, дети учат нас прощать, терпеть и смиряться, учат быть справедливыми, искренними, последовательными в словах и действиях. Часто, как зеркало, они показывают нам наши изъяны, помогают осознать прежние ошибки. Дети учат нас нелицемерному христианству. Детей ставит в пример и Сам Господь. Ребенок – духовный центр семьи, одним своим присутствием он делает взрослых лучше. И так как мы часто что-то делаем неправильно, нам следует в молитвах просить Бога покрыть наши немощи, помочь ребенку стать лучше нас, стать усердным молитвенником за нас, а нам – стать добрым примером для него. Таким, каким был для преподобного Силуана Афонского его праведный отец. Он был щедр на дела милосердия, не унывал в бедах, любил молиться и дорожил чистотой своей совести. Образ отца повлиял на мировоззрение будущего подвижника, помог постичь ему Евангелие и в итоге стать святым. 

Открыть другую реальность

Протоиерей Алексий Каширин, благочинный Федоровского округа, настоятель храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона пос. Степное:

— Дети должны знать Бога. Знать – значит любить, верить, доверять, жить в соработничестве. Любящему Бога дается знание от Него (Кор. 8, 3), – сказано в Священном Писании. Когда взрослый человек принимает Крещение, мир как будто открывается ему заново, становится глубже, шире. Не мудрено – ведь меняется сознание человека. Раньше он жил плотью, а, приняв Крещение, стал жить и плотью, и духом. Можно провести такую параллель – человек словно жил в яме, видел камни, коренья, слои земли. Духовное просвещение, обретение веры помогло ему приподняться над этой ямой, позволило увидеть холмы, реки, леса. Открыло другую реальность.

Мы тоже должны постараться открыть ребенку другую реальность, научить его видеть происходящее в реальном времени и в перспективе. Как это? Попробую объяснить. Недавно мы праздновали Покров Пресвятой Богородицы – событие, которое представило наших предков в свете неудачи, позора. Собравшиеся в храме греки молились об избавлении, о победе над славянами-захватчиками. Чудесным образом они получили просимое. Порадовались, поблагодарили Господа, а через поколение об этом и не вспомнили. Но посмотрите, как чудо отозвалось в сердцах наших предков, а теперь и в наших сердцах. Наш народ до сих пор славит силу Божию. Так для кого же на самом деле было совершено чудо? Если мы научим детей смотреть на ситуации, происходящие в жизни, с разных ракурсов, то научим их видеть смысл в жизни, совершать осмысленные и одухотворенные поступки. Это важно.

 

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: