Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благодатный дар Небес

Каждый год православный христианский мир отмечает один из важнейших праздников – Крещение Господне. В этот день совершается Чин великого освящения воды, и она обретает особые свойства. Крещенская вода носит название Великая Агиасма, что в переводе с греческого означает «святыня». Люди не только купаются в освященной воде, но и набирают ее домой, бережно хранят, чтобы использовать себе во благо. Крещенская вода способна исцелять от недугов и даровать духовное просветление. «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и эффективное лекарство. Это говорю не только как священник, но и как врач», – писал святитель Лука Крымский. Но для каждого ли человека святая вода – лекарство? Как обращаться со святой водой? Стоит ли давать ее людям неверующим? Мы попросили благочинного Ершовского и Архангельского округов протоиерея Стахия Жулина ответить на вопросы наших читателей.

Образ Божией благодати

Когда я только начинал свое служение, мне посчастливилось служить в саратовском храме во имя преподобного Серафима Саровского с протоиереем Всеволодом Кулешовым. Я видел, как отец Всеволод по окончании молебна окроплял святой водой, говоря окропляемому: «Благодать Святого Духа», и его лицо сияло неземной радостью. Посмотрите, сколько света в глазах нашего Владыки, когда он окропляет святой водой свою паству! А сколько радости мы наблюдаем в этот момент у прихожан!

Вода святая – это видимый образ благодати. Как праведные, так и неправедные (Мф. 5, 45) видят и ощущают ее.

Во время чина освящения Дух Святой наделяет Своей Животворной Силой тварное, поврежденное естество воды. И все это для того, чтобы человек мог освятиться – «во здравие души и тела, в укрепление душевных и телесных сил».

Часто прихожане спрашивают: стоит ли пользоваться святой водой людям неверующим? Или она предназначена только для людей церковных? Попробую ответить на эти вопросы немного не стандартно. Вспомните слова Спасителя, обращенные к апостолу Фоме «неверующему», который сказал: увидь… вложи... не будь неверующим, но верующим (Ин 20, 27). Вера – это опыт. Вера – это не статичное состояние человека, она может изменяться, возрастать и уменьшаться (см.: 2 Фес. 1, 3), исчезать и появляться вновь. Словом «вера» может обозначаться мгновенный импульс или целое мировоззрение человека.

О вере говорят: она живая! Ну, конечно же, отсюда мы можем думать и о том, что вера может быть мертвая или больная. А когда кто-то болеет, его лечат, и в нашем случае святая вода — это одно из лекарств, прописанных Церковью в Священном Предании для нашего здоровья.

У апостола Павла есть прекрасные слова: ...угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 3-4).

Сила Агиасмы

В праздник Богоявления освящается вся вода на нашей планете, и не только реки, моря и озера, но и их берега, оскверненные неправильной жизнью и деятельностью человека. Чин великого освящения воды – это освящение воды, земли, воздуха! В этот день вся «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь» выходит на Иордань. Мы просим, чтобы Господь освятил воду, просим у Него прощения за «кривые пути свои». Всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и узрит всякая плоть спасение Божие (Лк. 3, 5-6). Этот день еще можно назвать днем всемирного покаяния.

К крещенской воде отношение особое, поэтому верующие люди стараются запастись крещенской водой «впрок», бережно хранят ее рядом с иконами и употребляют Великую Агиасму натощак, с молитвой и благоговением. Достаточно добавить ее совсем немного в обычную, не освященную воду, и она освятится. Священное Предание повествует: капля и море освящает.

Святость воды проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Я служил в одном месте, где были большие проблемы с чистой питьевой водой. Однажды, чтобы не нести святую воду из храма, набрал ее из-под крана, совершил Чин малого освящения и оставил эту воду в ведре. Наутро исчез неприятный запах, и вода стала прозрачной. Вот вам пример силы действия благодати Духа Святаго на воду, и таких примеров можно услышать множество от верующих людей.

Сила Агиасмы настолько велика, что когда человеку за тяжкие грехи запрещалось приступать к Святой Чаше, то этот запрет сопровождался словами: «Точию Агиасму да пиет». То есть вместо причастия Святых Христовых Таин человек мог вкушать артос или святую просфору с крещенской водой.

Какая вода «святее»?

Крещенская вода – один из самых великих подарков Небес людям. Эта вода освящается всего два дня в году, и поэтому она выделяется особенным образом и не приравнивается к обычной святой воде. Крещенская вода – это вода, освященная в Крещенский сочельник или в сам праздник Богоявления.

Часто крещенской водой называют воду, которую освятили именно 19 января, а воду, освященную накануне, называют богоявленской. Праздник Крещения Господня также называют и Богоявлением – отсюда и два названия воды. Зачастую приходится слышать: какая вода святее? Разницы никакой нет. Крещенская и богоявленская – это разные названия одной и той же воды, освященной одним и тем же чином. Вода, освященная 18 января, в Крещенский сочельник, и 19 января, в сам праздник, имеет одну и ту же благодать. Поэтому и набирать ее можно как в сочельник, так и в праздник Богоявления.

Вера с горчичное зерно

В отличие от великого освящения воды имеется еще и малое, совершаемое в обычные дни на молебнах. Но стоит ли думать, что эта вода уступает по своей «святости» воде крещенской? Конечно, нет. Да и действенность благодатных средств освящения, которые дарует нам Церковь, зависит не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры. И как сказал Господь: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20).

Во всем, что мы делаем, должен быть какой-то смысл, а иначе это напрасный труд. К сожалению, часто приходится наблюдать «магическое» отношение к крещенской воде. На Крещение в храм приходит много незнакомых людей с канистрами, бидонами и огромными бутылями и напряженно ждут только лишь воды. Они суетятся, шумят, толкаются в очереди, служба и проповедь им не нужны. Бутыли с водой полны – «христианский долг исполнен». Увы!

А с каким намерением, с каким сердцем вы приходите в этот день в храм? Не стоит забывать про покаяние и Причастие Святых Христовых Таин. Ведь если не прикладывать никаких усилий, хотя бы в познании смысла праздника, то можно обесценить все что угодно, даже Великую Агиасму.

***

Молитва на принятие просфоры и святой воды:

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

 

 

Ольга Стрелкова
Теги: Крещение Господне, Святая вода, истины и суеверия, православные праздники.
Оставить комментарий
Поделиться в: