Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Важно слышать и понимать людей

Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий стал гостем нашего Владыки и нашей епархии в декабре, когда мы праздновали день памяти святителя Николая Чудотворца.  О современной церковной жизни и вдохновляющих образцах древности, о диалоге и учительстве и о многом другом Владыка Сергий согласился поговорить после богослужения. 

– Владыка, расскажите, как начинался Ваш путь к Богу?

– Я родился и вырос в семье типично советской. Папа трудился водителем, мама — педагогом в школе. Милостью Божией мои друзья стали посещать храм. И так как они мне были дороги, захотелось понять, что ими движет? В храме, познакомившись со священниками и благочестивыми мирянами, понял: христианство – путь жизни, по которому я хочу идти.

Сначала я просто ходил в храм. Потом настоятель дал мне первое послушание – вести Закон Божий в воскресной школе. Я ведь в то время получал среднее педагогическое образование в городе Усмани Липецкой области. Здесь в Успенский храм я и стал ходить. А когда по выходным возвращался в город Грязи к родителям, ходил в Казанский храм.

Настоятель Казанского храма – ныне уже покойный иеромонах Алексий (Богадеев) – воспитал более 50 священнослужителей. В чем был его секрет? Он хорошо проповедовал, любил храм. Но таких ведь немало. Думаю, дело в его молитве. Он воспринимал приходящих к нему людей очень серьезно, очень близко. Это был человек-пример. 

– Воронежская земля благоговейно хранит память о подвигах святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Расскажите, что для Вас главное в их жизни.

– Еще святитель Антоний Воронежский – сомолитвенник преподобного Серафима Саровского.

Святитель Митрофан пришел на Воронежскую землю, которая еще не была согрета словом Божиим. Поэтому его жизнь полна трудов по устроению новой епархии. Святой был правящим архиереем 21 год, за это время ему удалось сделать многое. Святитель оставил духовное завещание, из которого многим известен лишь маленький фрагмент. А если почитать его целиком, каждый священник найдет в нем программу жизни. Жизнь самого святителя проходила в полном монашеском послушании. Каждый поворот своей судьбы он воспринимал со смирением и доверием Богу. Святитель Митрофан потрясает кипучей энергией, твердостью и беспощадной строгостью к себе.

Святитель Тихон – это человек созерцания, на то он и русский Златоуст. Он недолго был правящим архиереем, больше затворником и духовным писателем. По духу святитель был очень близок святым отцам древности, которых, стоит отметить, он и знать-то в том объеме, как их могут изучить современные проповедники, не мог. Ведь их начали переводить позже.

Святитель Антоний – пример того, как нужно созидать, не копируя старые формы, но при этом на крепком традиционном основании. При нем прославили святителя Митрофана, подготовили материалы к прославлению святителя Тихона. Он колоссальное внимание уделял семинарии. Это пример постоянного поступательного развития. Того, что ни епархия, ни приход, ни человек не должны останавливаться. Нужно находить контрольные точки, опираясь на которые необходимо двигаться вперед. Ведь и нам сегодня приходится не столько возрождать, сколько идти вперед. Общество ведь колоссально за это время поменялось. И грош нам цена, если мы будем только возрождать то, что прадеды построили, а деды разрушили. 

– Вы приняли монашество в 25 лет. Кто повлиял на это решение? Чей пример монашеского делания вдохновляет Вас сейчас?

– Это идеальный возраст для такого шага. А повлиял, в первую очередь, Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий – наставник. Уже со второго курса семинарии я нес послушание журналиста и фотографа в пресс-службе. Поэтому имел счастье слышать его проповеди и видеть его дела. Когда я принимал постриг, в первую очередь хотел служить – на том месте, которое определит Церковь.

Кто вдохновляет? Преподобный Силуан Афонский – великан духа. Своим рассуждением и великой тягой к богообщению. Хотя подражать ему, конечно, очень сложно. Еще преподобный авва Дорофей, как ни банально это прозвучит. Несмотря на огромное временное расстояние, которое нас разделяет, он так понятен нам, так четко разъясняет законы духовной жизни. Это автор еще молодой христианской цивилизации, поэтому он нам так доступен. В отличие от многих авторов XIX века. 

– В Вашей епархии есть новообразованный Серафимо-Саровский мужской монастырь. Почему он посвящен именно этому подвижнику?

– Как я уже упомянул, преподобный Серафим был сомолитвенником святителя Антония Воронежского. Это было запущенное поместье генерала Соловцова. Первые монахи по сути поселились в теплушке в лесу. А сейчас обитель – духовный центр нашей епархии, из него вышли несколько настоятелей других монастырей. В 2020 году нашему молодому монастырю исполнится 25 лет. 

– На Ваш взгляд, что самое важное в деле организации чего-то нового – прихода, монастыря или епархии?

– Опираться, конечно, нужно на опыт, но слепое копирование формы без подражания духу ни к чему не приведет. Нужно понимать важность того, что делаешь. Методичность – очень важное качество, которого современному человеку в достижении доброго очень не хватает. И еще – рассуждение с советом, необходимо иметь авторитет, к которому ты можешь обратиться. Для нашей обители таким авторитетом является духовный опыт Троице-Сергиевой Лавры. 

– Что самое важное для Вас в развитии современной епархиальной жизни?

– Самое главное – постоянно общаться с людьми, чаще посещать приходы. Чтобы приезд архиерея был событием радостным, но не эпохальным. У нас очень стремительное время – все куда-то бегут. А Церковь в вечности существует. Поэтому важно видеть глаза людей, слышать их.

У Владыки Сергия есть принцип – нет вопроса, который не достоин был бы ответа. Я считаю, что это очень важно. Какой бы ни был вопрос, важно понять, что двигало вопрошающим – боль, интерес? И дать на него исчерпывающий ответ. 

– В юности Вы избрали для себя путь учителя начальных классов, потом преподавали в семинарии…

– Да, я начал учиться на учителя истории, очень полюбил этот предмет. А закончил учителем начальных классов, так бывает в эпоху реформ и перемен. В школе проработал только год, до этого еще на практике преподавал. Но этот опыт для меня очень важен. И студентам семинарии я всегда говорил, что они живут в духовном заповеднике. О них заботится архиерей, есть общение с единомышленниками. В светском учебном заведении ректор производит продукт. Архиерей же воспитывает чад, с которыми ему потом служить и работать. 

– Как Вы думаете, что самое важное для учителя?

– Любить детей. А любить – это всегда воспитывать и подавать пример. 

– Для каждого времени – свой язык проповеди. Как Вы думаете, что в благой вести о Рождении в наш мир Спасителя самое понятное для современного человека?

– В большинстве своем мир не хочет принимать вести о Христе, как и не принимал две тысячи лет назад. Потому что человек не так уж сильно и поменялся. Перечитайте первое послание апостола Павла к Коринфянам, первую главу послания к Римлянам. Это же современные люди. Когда начинают рисовать некую идиллическую картину – вот были великие мужи и ангелы им помогали – люди себя хотят оправдать, почему мы сегодня не такие. А в древности надо искать вдохновения, а не оправдания своей лености и равнодушию.

Да и потом – нет среднего современного человека. Зерно может принести плод и в тридцать, и в сто крат. Человек может быть по-разному устроен. Один может идти только путем раба, другой – путем наемника. А для третьего служение Богу возможно только путем сына, потому что он не готов это делать ни из страха, ни за плату, только по любви. Архиерей, священник тоже может быть разного устроения. Но своих прихожан он должен понимать и сопровождать человека на любом из этих трех путей. Нужно понять человека и помочь достойно идти к Богу посильным для него путем.

 

Марина Шмелева
Оставить комментарий
Поделиться в: