По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Одиночество в Церкви

Бывает так, что человек много лет ходит в храм, живет религиозной жизнью, но на приходе у него нет друзей, он ни с кем не общается и чувствует себя одиноким. Он не в общине, он сам по себе. Как преодолеть это одиночество среди братьев и сестер по вере, как научиться дружить в Церкви и для чего это нужно? На эту тему рассуждает Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Приветствуйте друг друга лобзанием любви.

1 Пет. 5, 14.

– Любой человек, каждый из нас, верующий и неверующий, должен понимать простую и жестокую истину: в этом мире он абсолютно один. Никто не может заменить ему Бога – ни семья, ни дети, ни друзья. Наши близкие и все теплое, хорошее, доброе в нашей жизни лишь отчасти может заполнить наше одиночество. Это лишь подпорки, которые дает нам в жизни Господь.

Хорошо, если у нас с нашими близкими есть тесное искреннее общение, взаимопонимание, любовь – это благословение Божие. Но очень часто бывают проблемы с родными людьми, ведь недаром Господь сказал страшную фразу: Враги человеку домашние его (Мф. 10, 36). Винить в этом никого не стоит, лучше посмотреть на себя самого – не я ли виноват?

Если говорить об одиночестве в Церкви, это вещь достаточно условная. В храме для человека важнее всего богослужение, и, возможно, у него уже не остается душевных сил для общения с прихожанами. Например, у протестантов с общением все в порядке. Они и под гитару поют, и чаи вместе распивают, но при этом что-то важное они потеряли, поэтому их общины больше похожи не на Церковь, а на христианский клуб.

Никакие совместные посиделки не спасают человека от одиночества, если в его жизни не присутствует Бог. В нашей Православной Церкви есть огромный источник благодати – это тысячелетняя традиция богослужебной жизни. И это на самом деле может наполнить жизнь человека, и она будет радостной и осмысленной. Но если этого не хватает, и человек ищет на приходе дружбы, взаимовыручки, любви – это все тоже можно найти. Но для этого надо и самому проявить какое-то внимание и участие к тем, кто рядом с тобой в храме. 

– Владыка, но разве не от священника зависит, каким будет климат в церковной общине?

– Конечно, многое зависит от священника, от настоятеля храма. Я часто вспоминаю свой приход в Свято-Троицком соборе в Саратове. У нас была интересная, насыщенная церковная жизнь, мы регулярно устраивали встречи с прихожанами, и на этих встречах обсуждали самые насущные вопросы духовной жизни. Они всегда проходили в доверительной обстановке, в оживленных дискуссиях, потому что ни Интернет, ни книги не заменят живого общения с пастырем. Я пытался перенести этот опыт работы в наш кафедральный собор, но, к сожалению, реакции со стороны прихожан не увидел. 

– Но сегодня, Владыка, Вы уже не простой священник, а архиерей, и Ваши отношения с прихожанами не такие близкие и простые.

– Наверное, Вы правы. В нашей жизни сегодня все очень быстро меняется, и люди тоже меняются. И тот энтузиазм, то духовное устремление, то желание жить общинной жизнью, которое было у людей в 90-е годы, значительно поубавились, и это, на мой взгляд, серьезная проблема.

Как с этим быть, как решать проблему церковного общения? Начинать надо с того, что мы должны научиться ценить, уважать друг друга, заботиться друг о друге. Бывает так: человек был постоянно в храме, и вдруг пропал. Возможно, ему нужна наша помощь, участие, хотя бы телефонный звонок. Нужно, конечно, духовенству работать с прихожанами, но без стремления самих людей к общению этому не научишь и не заставишь. 

– Для нас, прихожан, примером должны служить апостолы. Совершенно разные по образованию, социальному положению, темпераменту люди сумели объединиться вокруг своего Учителя в крепкую христианскую общину. Почему сегодня не так?

– Христианство вообще глубоко социальная религия. По замыслу Бога жизнь людей не проходит независимо друг от друга. Апостолы хорошо понимали ценность христианского общения и в своих посланиях постоянно призывали беречь этот дар. Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр.10, 24). Первые христиане находились в очень близком общении друг с другом, их объединяло истинное стремление к Богу, они слушали все, что им говорил Господь, ловили каждое Его слово.

Для нас, современных христиан, эти принципы общения, единства должны оставаться незыблемыми. Но в нашей современной церковной жизни мы разучились слушать и слышать друг друга. Спрашиваешь у человека, почему он в храм не ходит, хотя бы по большим праздникам. Отвечает: «Не люблю, когда людно. Мне бы в тишине помолиться, когда в храме никого нет». Если бы апостолы первой христианской общины услышали эти слова, они бы с удивлением спросили: «А это точно – христиане?» Господь нас призывает к любви, к жизни общинной, мы и в молитвах обращаемся к Богу от лица всей Церкви, а не от себя лично.

Одиночество в Церкви – самое неестественное состояние человека. «Христос посреди нас» – это формула церковной жизни. Он среди братьев и сестер, а не среди чужих людей. Но современное общество в целом разобщено, оно утратило традиции коллективизма. И когда я сравниваю сегодняшнюю жизнь с тем, как открыто жили люди несколько десятилетий назад, становится грустно. 

– Скажите, Владыка, христианское общение отличается от любой другой человеческой солидарности? Ведь в нашем советском прошлом нас тоже с детства приучали к товариществу, чувству локтя.

– Не надо забывать, что в коммунистическую идеологию было многое привнесено из христианского общинного образа жизни. Если бы это было не так, коммунистическая идея не имела бы никакого успеха.

Если говорить о христианском общении, то мы можем его строить только тогда, когда с нами будет Господь. Например, настоящая христианская семья – это такая семья, в которой муж и жена почитают Бога, боятся Бога, служат Ему. В такой семье и дети будут слушаться родителей, потому что мама с папой слушаются Бога. Если Бога нет – все идет наперекосяк.

Так и в христианской общине: общение должно быть наполнено, прежде всего, духовным содержанием. Христианское общение – это нечто большее, чем просто человеческая близость. Христос ставил духовное родство выше плотского. Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк. 3, 35). 

– Владыка, но как взрастить настоящую церковную общину, в которой люди стали бы одной семьей?

– Ничто так не сближает людей, как общее дело. Если говорить о духовном общении, то общее дело у нас – Литургия. Но помимо богослужения на приходе всегда найдется много дел. Самая действенная форма, которая по-настоящему может сплотить приход, – это строительство нового храма. Здесь зарождается и приходская жизнь, и дружба, и взаимовыручка.

Очень объединяют людей совместные трапезы, я и прошу наших батюшек, и требую, чтобы хотя бы по большим праздникам устраивали совместные с прихожанами трапезы.

Общение должно быть и за стенами храма. Здесь огромное поле деятельности – это и работа с молодежью, и дела милосердия, и социальная помощь, и многое другое, что может объединить людей. На многих приходах нашей епархии такая практика есть. Люди друг друга узнают, и тогда появляются не только вертикальные связи с батюшкой, но и горизонтальные – друг с другом. 

– Один известный современный проповедник сказал удивительную фразу: «Если вы пришли в церковь и вам некого обнять – вы невоцерковленный человек». Владыка, согласны Вы с этим?

– Думаю, это все-таки аллегория. Разобщенность людей – проблема не храмовая, это общемировая тенденция. Но кто хочет общаться и стремиться к этому, у того обязательно получится. И появятся в храме люди, которых захочется обнять, с которыми захочется сблизиться. Я не просто убежден в этом, я это знаю!

Беседовала Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: