По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Учитель покаяния и его канон

Великий канон святителя Андрея Критского называют покаянным. Самое известное творение песнотворца — это плод покаяния, который он принес Господу. Но в чем было каяться святому, посвятившему себя Богу с юности?

Школа любви и молитвы

Будущий святитель и песнотворец родился в городе Дамаске в благочестивой христианской семье. В детстве он страдал немотой и только после причащения Христовых Тайн в семилетнем возрасте его уста отверзлись. Он принялся за усердное изучение Священного Писания и Предания Церкви, а уже в 14 лет решил, что посвятит жизнь служению Богу, и поступил в Иерусалимский монастырь святого Саввы Освященного.

Инок Андрей проводил строгую, целомудренную жизнь, был спокоен, кроток и миролюбив, его разум и мирное устроение удивляли окружающих. Одаренного, известного добродетельной жизнью монаха со временем ввели в иерусалимский клир и назначили секретарем Патриархии – нотарием.

В 680 году архидиакона Андрея включили в число представителей Святого Града на IV Вселенском Соборе, где он противостоял еретическим учениям, опираясь на глубокие знания православных догматов. Вскоре после возвращения в Иерусалим его вновь отозвали в Константинополь и определили на служение в главный храм Византии – храм Святой Софии, Премудрости Божией.

Двадцать лет святой трудился в Доме сирот, проявляя о них заботу и попечение, следил за делами и реставрацией Дома престарелых – Герокомиона. Здесь же в Константинополе он начал слагать свои песнопения, которыми богато украсил Церковь, прославил святых, великопостные и пасхальные дни.

Деятельный архипастырь

После двух десятков лет самоотверженного диаконского служения преподобного рукоположили в архиерейский сан и назначили на самую далекую тогда кафедру – на остров Крит. Здесь возложили на него титул архиепископа – самое высокое звание для главы древней христианской общины.

Но и здесь святой продолжил прославлять Бога не только в словах и церковных песнях, но и в делах милосердия. Наряду с храмами, он выстраивал на острове приюты и богадельни. Всю паству, которую привлекала пламенная проповедь и покрывала горячая молитва святого, он старался уберечь от больших бед и скорбей.

Однажды по его воззваниям к Богу город Друмеос был спасен от осаждавших его пиратов-арабов. Они с позором развернули свои корабли, так и не добравшись до острова. В другой раз, во время засухи, грозившей населению неурожаем и голодом, пламенный молитвенник испросил у Творца всяческих дождь, оросивший поля критчан. От пасомых святитель порой отлучался в Константинополь, чтобы встретиться с близкими ему по духу патриархом и императором. Тогда же, в период иконоборчества, он выступал в защиту святых икон.

Считается, что архипастырь дожил до глубоких седин. В свое последнее посещение столицы он простился со всеми, потому что почувствовал приближение кончины. По дороге на Крит он сильно заболел и, не доехав до него, преставился ко Господу на острове Митилина.

Вместивший множество добродетелей

Порой святого прославляют за исповеднический, мученический подвиг или определенные добродетели – талант проповеди или церковного письменного слова, дар предвидения или чудотворной молитвы, восставляющих больных или даже умерших, крайнее нестяжание вплоть да юродства, милосердие к ближнему или покаянный подвиг борьбы со страстями.

Читая житие святителя Андрея, можно заметить – этот избранник Божий сочетал в себе все то доброе, что может вместить просвещенный Божией благодатью ум и наполненное любовью ко Христу сердце. И в этом уме и сердце, в этом образе святости рождается Великий покаянный канон. Искренний, глубокий и умилительный плач человека о грехе, плач святого о падении человечества, плач, исполненный боли, раскаяния, но в то же время — надежды на Божью милость.

250 тропарей, кроме присоединенного канона преподобной Марии Египетской и тропарей самому святому Андрею, содержит его самое известное творение в своих девяти песнях. Этот канон исполняют в храмах уже почти 1200 лет и воспринимают так же, как и тогда, когда он был написан. Через весь канон проходит одна мысль, повторяющаяся во всех песнях: «Согрешил больше всех человек, един согрешил Тебе, но смилуйся и будь милосерд ко мне, ибо Ты Благоутробен». «Благоутробен» — значит милостив и милосерден, как мать, которая всегда жалеет дитя, прощает и любит его.

Покаяние – оно для всех

Школой покаяния для этого неразумного ребенка, то есть для каждого из нас, святой Андрей в своем труде показывает весь Ветхий Завет. Описывая добродетели и подвиги святых, он побуждает подражать добрым делам и отвращаться всего злого. Но в Великом каноне – не только примеры из Священного Писания, а еще – увещание душе, рассуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, берет нас за руку, вводит в свою келью и начинает что-то нам рассказывать, делиться опытом, и вместе с тем смиренно и горячо молиться.

«Великий канон потому еще так любим, что он единственный из всех канонов ближе всего стоит к аскетическим монашеским творениям, изложенным в виде кратких изречений, – пишет протоиерей Сергий Правдолюбов, доктор богословия. – Монах-песнотворец просит у Бога утвердить его ум на недвижимом камени заповедей Божиих. Все колеблющееся, все мятущееся должно уступить место кристальности и твердости предстояния пред Богом, когда и ум, и сердце, и все существо человека находится в той гармонии, которая давно утеряна людьми, но по-прежнему ищется и находится монахами».

«Но облобызай покаяние!» – восклицает святой Андрей в одном из тропарей. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, скорбную перемену ума. Ум должен измениться, как бы «отвернуться» от греха и привязанностей мира. Изменившись, он должен вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние, как известно, – процесс всей жизни, потому оно требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.

По мысли святых отцов, чем ближе человек ко Христу, тем больше в Его свете видит свои грехи и грехи всего мира. Мира, ради которого Его Творец отдал Своего Единородного Сына для крестных страданий и смерти. Мира, о котором молился и плакал святой Андрей. И уже в ближайшие дни мы, немощные, будем молиться если не о мире, то хотя бы о себе, его словами.

Татьяна Уютова
Оставить комментарий
Поделиться в: