Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Выпускница 1941 года

Более 70 лет прошло с того страшного дня, когда голос Левитана известил о начале Великой Отечественной войны с фашистской Германией. Наш народ совершил, казалось бы, невозможное. Теряя родных и близких в кровопролитных боях, под свист вражеских пуль наши бабушки и дедушки пробивали путь к Великой Победе. В самые страшные минуты участники тех скорбных для нашей страны событий думали о том, как спасти Родину и не допустить фашистского произвола. Во время жарких боев и бомбежек эта мысль согревала и нашу землячку, участницу легендарной битвы на Курской дуге, ветерана Великой Отечественной войны Марию Васильевну Городецкую, с которой мы встретились накануне памятной даты — 22 июня.

Юность на войне

Переступив порог двухкомнатной квартиры Марии Васильевны, невольно обращаю взор на старинную икону Спасителя. Образ, обрамленный в новый оклад, занимает центральное место в зале. На кухне — икона святителя Николая Чудотворца. Отмечаю, что иконы старинные и, по всей видимости, переходят от поколения к поколению в этой семье. Мои догадки подтверждает и хозяйка. Из разговора выяснилось, что святыни достались Марии Васильевне по наследству от родителей. «Семья у меня была верующая, — вспоминает она. — Очень религиозные родственники были и со стороны матери, и со стороны отца. А дедушка даже читал на клиросе. Сама я в семь лет читала Библию на церковнославянском языке и все понимала. Так что с верой я живу всю жизнь».

Стойкая вера и, конечно же, молитвы родителей помогали этой женщине преодолеть многочисленные скорби и тяготы. Несмотря на приближающееся девяностолетие, она так же легка на подъем, всегда готова к общению и новым знакомствам. Мария Васильевна — интересный собеседник. Грамотная речь и на удивление ясная память. Она без запинок, с удивительной точностью называет даты и рассказывает о событиях многолетней давности. У нее прямой, открытый взгляд, она имеет стопроцентное зрение и не носит очки. В интонации ее улавливаются жесткие нотки и решительность, выдающие волевой характер.

На долю Марии Васильевны выпало немало испытаний. В далеком 1941 году она закончила школу. Тогда, находясь на пороге взрослой жизни, она, как и ее сверстники, строила в мечтах свое будущее. «Я мечтала быть и артисткой, и врачом, и юристом», — рассказывает моя собеседница. Но после школьного бала судьба ей уготовила иной путь — по огненным верстам войны.

«В первые же дни мы получили похоронку на отца, — вспоминает Мария Васильевна. — Нас осталось трое детей. Тогда мать говорит: ”Марусь, ты старшая. Придется тебе идти работать на военный завод”. В первый раз пришлось выходить на сутки. После ночной смены я кое-как доработала до обеда, села и уснула за столом. Не помню, сколько проспала. Девчонки сжалились, не будили».

Под Сталинградом шли кровопролитные бои. Наша страна несла большие потери, на фронт требовались новые силы. Тогда Мария услышала обращение руководителей страны, которые призывали пополнить ряды нашей армии, занять место погибших солдат. Не раздумывая, девушка приняла решение идти на фронт. «Я сразу же побежала в военкомат, — продолжает рассказ Мария Васильевна. — Мне было тогда восемнадцать с половиной лет, а на фронт брали с двадцати. Но я настырная и очень грамотная была. Настояла, и меня взяли. Пошла без страха, сознательно, никто меня не заставлял. Думала, что если мой отец погиб, я должна непременно его заменить».

Девушку направили в 122-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион и поручили осваивать прибор управления зенитно-артиллерийским огнем № 7. В годы войны девчат ставили на подсобные службы: приборы, дальномеры и связь, а мужчин — на орудия.

Учеба проходила в Саратове. Дивизион, где служила девушка, стоял на Березиной речке на охране моста через Волгу (район поселка Увек). Война преподавала суровые уроки. Тогда в Саратове во время очередного налета прямое попадание врага унесло жизни многих однополчан из соседней батареи. В конце 42-го года полк, где служила Мария, направили в Балашов на охрану элеватора, где хранилось зерно для особых целей: на случаи неурожая и эпидемии. Заодно пришлось охранять и близлежащий аэродром особой важности, где заправлялись наши самолеты.

Курская дуга

Тем временем нашим войскам удалось оттеснить врага от Сталинграда. И основные силы были переброшены на Курскую дугу, в том числе и полк, где служила Мария. По ее воспоминаниям, это были самые суровые дни. «Мы были все время под открытым небом, под постоянными бомбежками. Не успевали копать окопы и рыть землянки. А участок этот был ответственный. Мы обеспечивали нашим войскам проход для доставки им боеприпасов, питания и медикаментов».

Нелегко приходилось зенитчикам. Вражеские самолеты курсировали постоянно, ни на минуту не давая расслабляться ни солдатам, ни работникам подсобных служб. Авральный режим был круглые сутки. «Летит самолет. Мы уже наготове и бьем тревогу, — вспоминает моя собеседница. — Смотрим в небо и ловим цель. Не смыкали глаз ни днем, ни ночью. А я соней была, научилась спать стоя. Стою по стойке смирно и сплю».

Особенно дух захватывало в минуты бомбежек. Мария Васильевна вспоминает, что когда летела со свистом бомба, нужно было прижиматься к земле и обхватывать руками голову. В период жарких боев нередко приходилось смотреть в лицо смерти. «Снаряды быстро заканчивались, когда был большой налет врага. Тогда командир батареи командовал: “Прибористы! Поднесите снаряды!” Мне тогда девятнадцать лет было. Я хрупкая была, а снаряд восемнадцать килограммов весил. Я его держу на животе и бегу. А порой и не один снаряд приходилось брать. Вокруг бомбы свистят и взрываются, но о смерти думать было некогда».

Между бомбежками устраивали небольшие передышки. Тут Мария Васильевна под гармонь исполняла русские народные песни — недаром мечтала до войны стать артисткой. Репертуар у нее был богатый. «Вот мой талант на войне и пригодился», — подмечает она с улыбкой. Вдруг Мария Васильевна, задумалась и затянула песню, которую когда-то исполняла для своих друзей-однополчан: «Вдоль по речке плывет лебедь, жду я не дождусь, когда милый мой приедет…». В те суровые военные годы теплые песни о любви и родном крае очень поддерживали солдат.

С Божией помощью

После боев на Курской дуге в 1944 году полк участвовал в форсировании Днепра. Тогда, окрыленные приближающейся победой, наши войска шли уверенно, все дальше и дальше оттесняя врага. День Победы Мария Васильевна встретила на границе Западной Украины и Польши. «Я пришла с поста и уснула, — вспоминает ветеран. — Вдруг ранним утром врываются ко мне в землянку мои девчата и кричат: “Победа!”. Я не пойму ничего спросонья. Потом уже раздались залпы из оружий, засвистели ракеты. 9 мая я участвовала в параде в городе Львове».

Обращаю внимание на портрет — Мария Васильевна в гимнастерке. Фото сделано в послевоенные годы. Пышноволосая красавица с задорными ямочками. Но это только внешне. Хотя за время войны Господь уберег Марию Васильевну от ранений, но служба под открытым небом в дождь и стужу не могла не отразиться на здоровье хрупкой девушки. Бронхит, трахеит, прочие хронические заболевания, все тело было сплошь усыпано гнойниками и язвами — последствия простудных заболеваний. «Моей маме врачи так и сказали: “Готовьтесь!”». Но девушка не сдалась. Преодолеть многочисленные недуги помогли и железная воля, и жажда жизни, и, конечно же, молитвы мамы.

После войны Мария Васильевна вышла замуж, закончила Саратовский нефтяной техникум. Даже поступила на заочное отделение в Московский исторический институт. Работала на ответственных должностях в сфере снабжения и преуспевала в общественной деятельности. Воспитала троих детей. Все они получили высшее образование. Имеет внуков и правнуков. Позади 15 лет насыщенной общественной деятельности в Совете ветеранов Ленинского района г. Саратова.

Мария Васильевна говорит, что и сегодня в моменты смятения и неуверенности ей помогает вера. Особенно она почитает святителя Николая Чудотворца, к которому часто обращается в трудные минуты. «Я благодарю Бога за все, что он дает мне, — лицо Марии Васильевны озаряет улыбка. — Дети выучились. У них свои семьи. Есть внуки и правнуки. Все слава Богу!». Несмотря на внешнюю строгость, у Марии Васильевны добрая душа. Она призналась, что на недоброжелателей никогда зла не держит, а потому и идет по жизни легко, ощущая во всем и всегда помощь Божию.


Елена Гранкина

Оставить комментарий
Поделиться в: