По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Строчка из Евангелия

При чтении Священного Писания мы встречаем немало мест, смысл которых нам бывает трудно понять. В Евангелии от Матфея, например, встречаются такие слова: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф. 9, 13). Как современному христианину следует применять эту заповедь в повседневной жизни? За разъяснением мы обратились к клирику Свято-Троицкого кафедрального собора иеромонаху Силуану (Касимову).

– Эти слова Спасителя были сказаны в адрес тех людей, которым было странно видеть, как Господь принимает грешников, которых, по их мнению, следовало осудить. Они обвиняли Христа, что он ест и пьет с мытарями и грешниками, такое обвинение могли предъявить лишь люди горделивые, презирающие других. Им было непонятно, почему Господь обращает внимание на нищих, убогих, грешных людей, а их, как будто бы праведных, соблюдающих все буквы закона, не замечает, сторонится. Но Господь также говорит нам в Священном Писании: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные… Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 12-13).

Это очень важные слова Священного Писания, в них речь идет о взаимоотношениях между Богом и человеком. Господь приходит на землю не для того, чтобы судить и наказывать грешников, но чтобы явить им Свою любовь и милосердие. Мы и надеемся, что можем спастись только по милости Божией, и это дает силы бороться с грехом, стремиться быть такими, какими задумал нас Господь, воспитывать в себе образ Божий. Милость – качество Самого Бога, но такого же отношения друг к другу Господь требует и от людей.

В период подготовки к Великому посту мы с вами вспоминаем о мытаре и фарисее, у которых была разная жизнь, которая видна в их молитве к Богу. Один благодарил Бога, что он не такой, как рядом стоящий грешник, а другой просил о милости к себе, так как понимал, что он грешный и недостойный человек. И на первый взгляд, все правильно: фарисей исполняет законы, молится, со всех сторон праведный человек, а мытарь обкрадывает свой народ, наживается на этом. Он – всеми осужденный грешник. Но Господь принимает молитву именно мытаря, потому что он с осознанным покаянием надеялся на милость Божью, а вот фарисей забыл о ней и лишь превозносился над бедным человеком.

В словах Господа «милости хочу, а не жертвы» слово «жертва» означает формальное, лицемерное отношение к Богу, такой жертвы Господь не принимает. Чтобы найти милость Бога, нужно принести жертву, но жертву иного характера, и Господь напоминает нам об этом устами царя Давида: Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 18-19). 

– Отец Силуан, а в чем милость должна проявляться?

– Милость должна естественным образом быть в сердце христианина. Если мы хотим быть с Богом, выполнять Его заповеди, то должны поступать, как Он – быть милосердными, прежде всего, по отношению к ближнему. Если есть в человеке терпение, снисхождение, любовь к людям, к любому человеку, то и его покроет милость Божия.

Увидев недостаток ближнего, его грех, умилосердись, будь снисходителен. Немощь, которую ты видишь в нем сегодня, завтра может сделаться твоей немощью. Не осуждай, не презирай, не будь надменен и жестокосерден, не считай себя праведником, как это делали фарисеи.

Первый шаг к Христу – познать свою греховность и бесконечную милость Господа, это дает возможность для исправления своей жизни. А когда ты не смиряешься, гордишься, хочешь показаться праведным, ты тем самым закрываешь дорогу к Божией милости. Смиренное сердце не возносится над другими, но сострадает им. Этим милованием человек уподобляется милующему Богу, и Он принимает такого человека.

Подготовила Ольга Стрелкова

Оставить комментарий
Поделиться в: