По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пожертвуй собой!

Даже если кажется, что в этом нет смысла. Даже если за это не будет достойной награды. Пожертвуй собой, просто потому, что этого ждет от тебя Господь. Для этого Он дал тебе, а еще всем и каждому талант. Талант как дар, который трудно в себе открыть и легко потерять, как возможность сделать счастливыми окружающих, стать счастливым самому и уподобиться Своему Создателю. Откуда эта связь – связь между талантом, жертвенным служением, любовью и обожением – объясняет магистр теологии, настоятель храма во имя святой великомученицы Екатерины г. Новоузенска протоиерей Александр Милованов. 

– Отец Александр, верующему понятно, что дарами каждого наделяет Бог. А как на это смотрело человечество на протяжении веков?

– Человечество с древности и до сегодняшнего дня ищет объяснение феномену гениальности или одаренности. И античные, и средневековые философы, и христианские богословы, и современные отечественные и зарубежные ученые задавались и задаются вопросом, являются ли выдающиеся способности даром свыше или земным приобретением.

Античные философы считали, что исключительные умения, недоступные большинству, имеют божественное происхождение. И потому их обладателей именовали гениями («гений» – от латинского «дух») – счастливыми избранниками богов, посланниками, которые силой духа озарят человечеству путь к совершенству и величию. Интересно, что гениям приписывали наличие не только дарований, но и высоких нравственных качеств и благородных стремлений – к добру, мудрости, правде, познанию труднопостижимого, совершению благих поступков, возвышенному образу мыслей.

Европейские мыслители – представители разных философских течений, разных эпох – идею божественного происхождения таланта либо поддерживали, либо отвергали. Наряду с теорией о постижении мира через «божественное озарение» они выдвигали предположения, что люди рождаются с одинаковыми способностями – разными их делают жизненные обстоятельства или биологические факторы (такие, как наследственность, тип обмена веществ, гормональный статус, тип нервной системы). Похожих гипотез придерживаются и некоторые современные исследователи. 

– Отец Александр, есть четкое понимание, что дарования гениального и талантливого человека различны. Гений наделен исключительными способностями, талант – выдающимися. Это значит, люди одарены Господом в разной степени?

– Да. Апостол Павел говорит: Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех (1 Кор. 12, 4-6). Господь – Единый Источник таланта – абсолютно каждому человеку подает дары по Своему усмотрению. Но раньше между понятиями гениальности и одаренности не было никакой разницы. Дело в том, что в христианской Европе евангельское слово «талант» вытеснило античный, языческий термин «гений». Однако в эпоху Возрождения произошла обратная перемена – люди вновь обратились к античной мудрости.

Другая версия гласит, что в эпоху Ренессанса происхождение слова «талант» сочли неблагородным – будто бы его корни уходят в торговлю, где талантом именовали самую крупную весовую и денежную единицу. Это, конечно же, не так – слово «талант» заимствовано из Священного Писания именно в значении дара или способности. 

Но это мы понимаем талант как дарование, причем чаще всего творческое, а что имел в виду Христос?

– Мне понравилось суждение Митрополита Калужского и Боровского Климента. Он сказал, что таланты в притче – это не творческие способности, а духовная одаренность человека, которая заключается в способности познавать Творца. Это горение души, богоискательство, дар веры, которым хотя бы в малой мере наделен каждый человек, но не каждый стремится его развивать – не каждый жаждет угождать Богу и даже просто слышать о Нем. 

– Отец Александр, если каждый человек наделен тем или иным талантом, то почему выдающихся личностей – музыкантов, живописцев, скульпторов, изобретателей – не так много?

– Мы почему-то считаем, что талантливый человек – человек творческой профессии или человек известный, прославившийся. Но это не так. Среди врачей, учителей, таксистов многие относятся к своему делу, своей профессии, своему призванию ответственно, с любовью. Не важно, в какой области человек одарен, важно, что он, по слову апостола Павла, призван быть служителем Духа (см.: Еф. 4, 12).

Католическая святая Екатерина Сиенская говорила, что Христос ходит и среди кухонных горшков. В узком смысле это значит, что если человек хорошо, вкусно готовит, еда его идет на пользу больным, учащимся и трудящимся, то это и есть его служение Богу и ближним. А в широком смысле – если человек трудится ответственно, делает работу качественно, он исполняет свое предназначение. И что самое важное: рядом с таким человеком всегда Христос. 

– Вы правы: чаще всего талантливым или гениальным называют человека искусства или науки, а кто и каким образом определяет, талантлив человек или нет?

– Русский народ любит такие поговорки, как «Лицом к лицу лица не увидать» или «Время все рассудит». С этими высказываниями не поспоришь. Время действительно показывает, кто чего стоит и что имеет печать свыше. Сколько мы знаем случаев, когда человек при жизни пользовался величайшим почетом, а потом был забыт. И наоборот, сколько творцов, ученых оказались высоко оценены потомками благодаря своим некогда безвестным открытиям. 

– Как Вы думаете, почему так происходит?

– Отчасти потому, что не все люди готовы взглянуть на мир по-новому. Когда-то врачи испытывали на себе вакцины от тяжелых, смертельных болезней, а современники смеялись над ними и, по сути, смеялись над тем, что эти люди совершали прорыв в медицине, меняли представление о лечении, о качестве жизни человечества. Но время все расставило по местам. Время есть суд Божий. То, что не понято, не востребовано, ждет своего часа. То, что сделано не ради человеческой славы и желания возвыситься над окружающими, а ради пользы ближним и славы Божией, не забудется в веках. 

– Вы сказали, что человек труда – тоже одаренная личность, однако в большинстве случаев его достижения не то что не оценивают высоко, порой их вообще не замечают. Отчего такая несправедливость?

– От того, что мы не ценим людей, которые, как кажется, заняты нетворческой деятельностью. Мы не ценим людей, которые пекут вкусные пироги, шьют хорошую обувь, которые реализовывают свой талант в аскетичном уединении. Но мы будем их вспоминать. Мы будем вспоминать выпечку наших бабушек и понимать, насколько они были в ней гениальны, вспоминать медсестер, которые хорошо ставили систему, отзывчивых соседей, которые вкручивали лампочки, дворников, которые убирали мусор и опавшую листву возле дома. Мы оценим этих людей, опять же, только по прошествии времени, только тогда, когда их не станет, потому что достойной замены им не найдется. Поэтому цените труд и талант этих людей и благодарите Бога за то, что Он посылает тех, кто служит нам повседневным, кропотливым, незаметным, но важным трудом. 

– Вы справедливо заметили, что талантливого человека современники часто не понимают, даже не ободряют. В связи с этим вопрос: быть гением, талантом – дар или испытание?

– И дар, и испытание. Гений, талантливый человек не такой, как все, но и все остальные не такие, как он. Мы призваны любить и уважать образ Божий в каждом человеке, а значит, должны рассматривать общество как Тело Христово и радоваться, что есть люди, способные прославлять Господа в своей сфере благими делами. Или как семью, где все гордятся достижениями друг друга вне зависимости от рода занятий. Мне кажется, человеку иногда нужно переживать не о том, что его не поймут, не примут и не оценят, а о том, сможет ли он реализовать данный Богом талант, сможет ли адекватно оценить себя и свое дарование. 

– Можно ли стать жертвой таланта?

Жертва подразумевает не только человека, который страдает, а еще и человека, который от чего-то отказывается, то есть жертвует. Нам может казаться, что мы лишаемся того, что заслужили. Однако отдавая, мы приобретаем. Мы уподобляемся Господу, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). В повседневной жизни, бескорыстно жертвуя собой, временем, силами, трудом ради ближних, мы раскрываем и умножаем талант. Мы посвящаем его Богу и в этом обретаем смысл бытия. 

– Мы с Вами выяснили, что каждому из нас дан талант от Бога, а навсегда ли? Можем ли мы лишиться дара, «зарыть» его?

– Если мы думаем, что талант дан нам для самоугождения, если не реализовываем, не совершенствуем его, если ленимся, превозносимся, не боремся со страстями, то можем талант потерять. Как известно, множество прекрасных специалистов погубила невоздержанность, дурная привычка.

Недаром святые отцы, толкуя притчу о талантах, часто указывают, что под землей, куда один из рабов зарыл талант, подразумевается плоть. Угождая плоти, страстям и похотям и не угождая Богу, мы зарываем талант, не обретаем счастья в жизни земной и лишаемся спасения в жизни грядущей.

Чтобы этого не случилось, повторюсь, нужно делать то, что ты умеешь, хорошо и качественно. Подобно мастерам, что расписывали храмы в Ярославской и других древних областях. На самых высотах, за столбами, там, где никто, казалось бы, не разглядит недостатков, росписи выполнены так же качественно, как и те, что на виду. 

– Отец Александр, скажите, помогут ли плоды нашего таланта – труд, творчество – оправдать наши духовные несовершенства?

Да, если мы трудимся и творим для блага ближних и для прославления Бога.

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: