Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Белая лилия земли Русской

Жизнь святой княгини Елизаветы Феодоровны не делилась на «просто жизнь» и «добрые дела». Она лично посещала Хитровку — «дно» Москвы, где жили беднота и «преступный элемент» и куда боялись заходить мужчины. Сама ассистировала при операциях, а затем ночами выхаживала больных. Она, получив переломы и травму головы, после расстрела брошенная в шахту, перевязывала раны пострадавшим и утешала их. 18 июля 1918 года святая приняла мученическую кончину за Христа.

Реформа служения милосердия

Когда 1 ноября 1864 года в семье великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы родилась вторая дочь Элла, никто из ее родственников не мог вообразить себе, что она выйдет замуж за великого князя Сергея Александровича Романова и уедет в Россию. А после трагической гибели супруга целиком посвятит себя делам милосердия, за что еще при жизни удостоится имени Белый Ангел Москвы. Что англо-немецкая принцесса после своей смерти будет прославлена в лике святых Русской Православной Церкви.

«Она была, как лилия, чиста, непорочна, невинна, целомудренна, девственна, деликатна, стыдлива. Ее отличала истинная вера в Бога», – писали современники. Эти качества раскрылись в полной мере в период жизни в России, где всю себя Елизавета Феодоровна посвятила служению новой Родине и ее людям. Там, где она появлялась, раскрывалась красота, тепло, ласка, милость сердца.

Святая была реформатором милосердного служения в России. Она сама написала устав принципиально новой обители милосердия. Княгиня с большим уважением относилась к русским православным монашеским традициям. В монастыре того времени она, прежде всего, видела уход от мира, от деятельной жизни ради молитвы. По мнению великой княгини, столице нужна была обитель, которая откликается на самые разные нужды людей, где человеку могут помочь и словом, и делом. И куда сможет прийти любой нуждающийся, независимо от вероисповедания и национальности. В Марфо-Мариинской обители могли жить как сестры, принявшие обет послушания, на время служения в обители, так и сестры, принявшие или готовящиеся к монашескому постригу.

Забота обо всех

Госпитали для раненых солдат открывали многие, реже встречаются примеры реабилитационных центров. Санаторий, оборудованный по последнему слову тогдашней медицинской техники, святая устроила под Новороссийском во время Русско-японской войны. В те же годы в залах Большого кремлевского дворца по инициативе святой работали мастерские, где шили обмундирование для солдат, принимались пожертвования деньгами и вещами. Княгиня ежедневно смотрела за ходом работ.

Первую операцию в клинике при Марфо-Мариинской обители сделали самой княгине Елизавете. Впоследствии сюда привозили самых тяжелых больных, от которых отказывались в других больницах. Святая помогала при операциях, выхаживала больных – меняла повязки, кормила, утешала. Пациентов здесь же бесплатно принимали квалифицированные московские врачи.

Новым для России видом помощи стали дешевые квартиры (общежития) для работающих женщин, открытые в обители – тогда все больше женщин начинало работать на фабриках. Обитель помогала им выбраться из рабочих поселков и окраин с их пьянством и нищетой. В библиотеке обители было собрано 1590 томов религиозно-нравственной, светской и детской литературы, действовала воскресная школа для девушек и женщин.

Район ночлежек в начале XX века представлял собой затерянный в центре Москвы мир, живущий по звериным законам. Хитровку периодически посещали благотворители. Пропивших все до нитки людей кормили, одевали и давали им шанс вновь устроиться на работу в храмы. Особенностью служения Елизаветы Феодоровны было то, что она забирала из ночлежек детей и отправляла их в специальную школу при обители. Так она спасала их от неминуемой участи — нищеты, воровства, а в итоге – каторги или ранней смерти.

В 1892 году святая создала Елизаветинское благотворительное общество, которое имело более 200 комитетов по Москве. Оно опиралось на силы и возможности Русской Православной Церкви. В каждом благочинии были приюты и ясли для детей неимущих родителей. Многих воспитывали в учреждениях обществ буквально с пеленок, давали им начальное образование, а затем и профессиональное. В Ильинском, неподалеку от усадьбы, появляется школа для крестьян. Не имея собственных детей, Елизавета Феодоровна создала вне стен обители кружок «Детская лепта» с целью приобщения детей и молодежи к делам милосердия.

«Белый цветок»

Одним из самых красивых праздников, созданных по инициативе государя Николая II и его семьи, был, конечно, семейный праздник благотворительности и милосердия «Белый цветок».

Символична связь праздника с именем Елизаветы Феодоровны, которая предпочитала всем остальным цветам именно белые лилии. Ими были украшены вагоны поезда, в котором она впервые ехала из Дармштадта в Петербург. Архиепископ Анастасий писал о ней: «Она отовсюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца».

В России день «Белого цветка» впервые отпраздновали 20 апреля 1911 года. Праздник отмечали в столице и по многим городам России, но особенно торжественно и красочно он прошел в Ялте, которую в те времена образно величали «всероссийским госпиталем» для лечения больных туберкулезом. В этот день главным цветком стала маленькая ромашка.

Небезразличные к здоровью общества волонтеры предлагали жителям купить цветы. Плата за них была добровольная и посильная для каждого. Все охотно покупали белые цветочки, и к концу дня почти все жители города оказывались украшенными этим скромным символом человеческой доброты и отзывчивости. С тех пор и до 1915 года дни «Белого цветка» проходили каждый год. Продавали как живые, так и искусственные ромашки. В парках устраивали бесплатные концерты и игры для детей. В советское время праздник забыли, но в последние годы традиция возрождается во многих городах нашей страны.

 

Участницы Пятых Свято-Елисаветинских чтений Елена Андюкова, Ирина Глинская

 

Теги: Преподобномученица великая княгиня Елисавета.
Поделиться в: