Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Вспоминая о Беслане: ответ на вопрос о зле в мире

Однажды во время проповеди священник Виктор Тихонов рассказал удивительную историю. Во время штурма школы, захваченной боевиками в Беслане, был владыка Феофан. Он пробрался в школу, взял на руки тяжело раненого ребёнка и побежал сквозь взрывы и обстрелы. Он нес свою драгоценную ношу как самого дорогого человека. Ведь он был один из тех, за кого так молились в эти дни. Но в машине скорой помощи ребёнок умер. Владыка упал рядом с ним и зарыдал. И видя его боль, его любящее сердце, Господь сотворил чудо. Ребёнок ожил.

Вскоре в нашу редакцию пришел вопрос от Елены М.: «Я врею, что Бог есть, но иногда задаюсь вопросом, а почему тогда случился Беслан? За какой грех нужно расплачиваться смертью детей? Знаю, с Божьей помощь случается больше хорошего, но все же вопрос меня волнует». Мы попросили благочинного Покровского округа порассуждать на эту непростую тему.

Дорогая Елена, воскресное Евангелие, которому была посвящена проповедь, говорило об исцелении человека, пораженного параличом из-за грехов. А исцелится ему помогли любящие друзья, которые в трудную минуту не оставили его одного. Поэтому, я рассказал о похожем примере любви, который произошел в трудную минуту в Беслане.

Однако ваш вопрос, почему Бог допустил эти страшные события, часто задают люди нецерковные, или те, кто стоит на пороге храма. У них бывает, как бы претензия к Творцу: почему Господь попускает так много зла? И ответить на него так просто невозможно, ввиду нашей ограниченности, но, тем не менее, я постараюсь.

Существование в мире физического и нравственного зла, разнообразных страданий, смерти, страстей, вражды, злости – всегда составляли трудную загадку для человеческого разума.  Само понятие, что Бог допускает зло, уже является не допустимым. Бог – это любовь. Как любовь может допускать зло? Бог (любовь Божия) создает этот мир и свободных существ, которые ставятся в его центре.

По повествованию книги Бытия Бог зла не создавал. Напротив, Он создал только доброе. Все, что вышло из рук Творца, вполне соответствовало общему плану мироздания и было именно тем, чем оно и должно было быть по предвечному указанию, предначертанному Божественною благостью и премудростью. Каждый день творения Бог как бы обозревал все созданное Им и каждый раз Сам свидетельствовал, что все сотворенное было хорошо, добро. (см. Быт. 1:4, 8, 10, 12, 18, 21, 25).

Виновником зла, по свидетельству Божественного Откровения, был не Бог, а созданный им человек, как свободно-разумное существо, злоупотребившее дарованной ему свободой. Адам не был создан как существо вполне совершенное и добродетельное, для которого падение было бы невозможным, но он был одарен от начала такими способностями, при помощи которых мог достигать совершенства. Факт грехопадения прародителей, имеет глубокое значение. Он ясно указывает нам на тот истинный источник, из которого произошло первоначальное зло, разлившееся потом по всему миру. И из которого оно происходит и теперь. А знание этого источника для нас весьма важно, если мы, хотим вступить в борьбу со злом и желаем одержать над ним победу. Источником зла был диавол, искусивший человека и как следствие этого, внесший в нашу жизнь большое искажение. Произошло же это по средству свободной воли человека.

Человек наделен величайшим даром – свободой. Свобода – это то, без чего не может быть любви и без чего, конечно же, не может быть и ненависти. Воля – это свободная инициатива действий, которая не терпит никаких препятствий, запрещений, которые её ограничивают. Сама по себе воля всегда способна перейти в своеволие, разрушив все встречающиеся на ее пути ограничения. Только разум может удержать волю в определенных пределах, показав человеку гибельные последствия своеволия. Поэтому зло явилось как сознательное уклонение от добра, противление ему. Оно – протест против Бога и всего, что от Бога. Поэтому зло есть уклонение от бытия к небытию, от жизни к смерти. Это порок, болезнь, искажение того, что уже существует.  Святитель Василий Великий по этому поводу пишет: «... Не почитай Бога виновным в существовании зла, и не представляй себе, будто бы зло имеет особенную свою самостоятельность … Зло есть лишение добра. Сотворен глаз, а слепота произошла от потери глаз ... Так и зло не само по себе существует, но является за повреждения глаза.» 

Поэтому любая болезнь, любая скорбь и всякое страдание, возникает в нашей жизни не потому, что Бог их послал, а потому, что они неизбежные спутники нашего падения, нашего греха, где милосердный Бог даже их обращает нам на духовную пользу. Таким образом, зло в нашем мире, в конечном итоге, по любви, милосердию и состраданию Божиему служит добру – спасению души падшего человека. Об этом пишет апостол Павел: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать»(Рим.5.20). Потому и болезни, и скорби, и даже наши падения, должны послужить умножению покаянной скорби в наших душах, и при благодатной помощи Божией, стать началом или отправной точкой нашего пути в Царство Божие.

Если быть честными, мы на самом-то деле мы мечтаем о вечной молодости и о вечном здоровье отнюдь не на Небе, а на этой вот грешной земле. Нам, на самом деле, необходимо счастье и покой здесь и сейчас. А наш Спаситель влечёт нас в какие-то «заоблачные выси». Нам всё кажется, что наша греховность проявляется в том, что мы обманываем или завидуем, а на самом деле глубинный наш разрыв с Богом заключается в том, что мы алчем и жаждем земного, а Господь уготовал нам Небо. Апостол Павел говорит нам: «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия и тление не наследует нетления» (1Кор.15.50). И означает это только одно: всё бы изменилось в нашей жизни, если бы мы хоть малую долю тех усилий, которые полагаем на оздоровление и украшение тела, направили бы на покаяние, на оживление своей погибающей души.

Поэтому и происходят в мире страшные события, виною которой человек со своей погибающей душой. Если говорить о Беслане, то на эту страшную трагедию очень тяжело давать какой-то ответ, так, как только один Бог знает, почему и самое главное – для чего, произошли эти события. Любая наша попытка говорить на эту тему будет сталкиваться с огромными переживаниями в душе, с которыми мы реагируем на эту человеческую боль, лично перенося ее в своем сердце. Эта трагедия объединила всех вокруг себя всех – молодых и старых, православных и мусульман и даже тех, кто был сух и глух к чужому горю, чёрствых душой. Эти невинные страдальцы не останутся у Бога незамеченными и унаследуют уготованное им Царство, особенно, когда так много людей проявляют к ним свою любовь через молитву и сострадание.

В нашем мире слишком много такого, что огорчает сердце человека, приносит боль всему живому. Сегодня мир обездушен по средству той же свободы человека, у многих людей идет процесс богоискательства. Различные проповедники говорят о Боге, но порой при этом сеют вражду и ненависть к другим. Это сатанинские подходы, и мы видим, к чему приводит ненависть к людям другой веры. Бог – это любовь. Бог – это милосердие. Бог – это правда и истина.

Из бесланской трагедии необходимо вынести самый главный урок. В наших семьях, в нашем обществе, в любых коллективах мы должны создать такую среду, в которой не было бы возможности, питательной почвы для таких страшных явлений, как Беслан.

Поделиться в: