Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Большая работа любви: АНО «Под Покровом» и ее будни

 

Руководитель АНО «Под Покровом» Елена Гранкина

Помещение, в котором мы находимся, напоминает склад фирмы, торгующей детскими вещами: одежка на все возрасты, стеллажи подгузников и памперсов, коляски, кроватки… И постоянное движение: кто-то входит, кто-то выходит, кто-то разбирает коробки, кто-то перебирает документы…

Это не фирма, конечно; это – автономная некоммерческая организация «Под Покровом», основанная по благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия при Покровской и Николаевской епархии (Саратовская митрополия).

Елена Гранкина: «Поддержка должна быть комплексной»

Я хочу рассказать о людях, которые работают здесь, – так, чтобы ни у кого не сложилось впечатления, что им работается просто. И впрямь, выдать под роспись бедной женщине, брошенной мужем или, как нынче выражаются, «сожителем», две упаковки памперсов, продуктовый набор и коляску напрокат – несложно. Но неимоверно сложно и тяжело – изо дня в день пропускать через себя поток человеческих бед, терпеливо выслушивать зачастую нервозных и дискомфортных людей, разбираться в самых разных случаях, всматриваться в каждую судьбу – и всякий раз определять адекватные, грамотные меры поддержки.

– АНО «Под Покровом» берет свое начало с января 2017 года, с открытия Епархиального центра гуманитарной помощи «Милосердие», – рассказывает руководитель центра Елена Гранкина. – Изначально наш центр был создан для поддержки беременных женщин, оказавшихся в критической ситуации и готовых совершить страшный грех аборта. Но как им помочь? Если у женщины нет средств на воспитание ребенка, значит, в первую очередь необходима поддержка материальная: продукты, памперсы, средства детской гигиены, кроватка, коляска. Получив это, женщина увидит, что он не одинока, что ей протянули руку помощи. Но материальных мер недостаточно, потому что памперсы и продукты – поддержка лишь временная, потому что обеспечивать эту женщину всем необходимым вплоть до совершеннолетия ее ребенка мы не в силах: ей в любом случае придется взять ответственность на себя. Мы очень быстро пришли к выводу: поддержка должна быть комплексной.

И стали искать психолога, готового работать с нашими подопечными.

Откликнулась прихожанка нашего кафедрального Троицкого собора Татьяна Владимировна Смирнова. Она помогала нам найти нужный тон в разговоре с каждой женщиной, учесть ее личные особенности, мотивировать ее к тому, чтобы она в дальнейшем сама справлялась со своими проблемами – потому что если этого нет, то вся наша работа бесполезна. Помочь выбраться из кризисной ситуации можно только тому, кто сам старается выбраться. Кроме психолога с нашими подопечными работает юрист: его консультация необходима почти всегда.

Олеся: «Мне помогли, теперь я буду помогать»

На пороге три веселых человека: Олеся и ее дети: двое младших – пятилетняя Саша и двухлетний Макар. В центре они как дома: Саша сразу тянет братика к коробке с игрушками. Вот и пусть играют, а мы пока с их мамой поговорим.

Олеся рассказывает свою историю – увы, ничего необычного в себе не содержащую. Человек, с которым она прожила не один год, не считал необходимым регистрировать брак, да и она не очень к этому стремилась, хотя родила от него троих. Последняя беременность совпала с необратимым кризисом отношений: милый сообщил Олесе, что из роддома с этим ребенком она может к нему не возвращаться. Она опоздала (счастливое опоздание!) сделать аборт, но, понимая, что не вытянет детей одна, была готова оставить новорожденного в роддоме: «Ну, может быть, временно: заберу потом, когда устроится как-то жизнь». И в то же время понимала, что это самообман: ничего не устроится, и никакого «потом» не будет.

– Я сначала даже не хотела его видеть, но потом, когда зав. отделением сама мне его принесла и я взяла его на руки, я поняла: вот это – мое, и я никому его не отдам. Мыслей о том, чтобы оставить ребенка, у меня больше не было, но на какие средства мне его воспитывать – я не знала. И тут эта женщина-врач, зав. отделением, говорит мне: я знаю место, где тебя обязательно поддержат. И дала мне телефон центра «Милосердие». Здесь мне помогли с продуктами, одеждой, дали коляску, подгузники, это была самая первая помощь; после нее я – потихоньку-потихоньку, ступенька за ступенькой – стала подниматься сама… И вот – мы растем! Сказать, что я благодарна людям, работающим в центре, – это ничего не сказать. Вот уже два года я помогаю здесь как волонтер. Мою полы, помогаю другим людям выбрать одежду и обувь, готовлю коляски, ванночки… Мне помогли, теперь я буду помогать.

Об Анне, потерявшей мужа и сына и ставшей «правой рукой» Елены

Да, вот это главное. Это то, что пронзило меня здесь, в Покровском АНО. Люди, которым здесь помогли, не ограничиваются словесной благодарностью: они сами включаются в работу центра как волонтеры и потом уже не мыслят себя вне этой работы. Это при том что у них дети, что им необходимо зарабатывать на жизнь, решать массу проблем… Да, далеко не каждая женщина, получившая помощь в Покровском, делает такой выбор, но и сделавших не так мало. О них рассказывает Елена Гранкина:

– Катя, которая приняла решение рожать третьего ребенка, несмотря на сопротивление «второй половины», и которую мы в этом решении поддержали, – сейчас первая наша помощница. У нас буквально коллапс с бумагами, с отчетами, и я не знаю, что бы мы делали, если бы не Катя.

Анна пришла к нам в очень тяжелом душевном состоянии, я до сих пор не могу забыть, какое у нее было тогда лицо: у нее трагически погиб старший сын, только что вернувшийся из армии, после этого умер от сердечного приступа муж, и она осталась с тремя младшими детьми, один из которых инвалид. А сейчас Аню не узнать, она уже три года с нами в одной связке, моя правая рука во всех хозяйственных вопросах. Она, как никто, умеет поддержать других, найти нужные слова. Приходит женщина, в глазах отчаяние: «Что я буду делать одна с ребенком?» Аня: «Да перестань! У тебя такое счастье будет!» А храм стал для нее вторым домом: в разгар пандемии, когда у нас заболели все уборщицы, Аня одна мыла весь огромный кафедральный собор.

Внебрачное сожительство как источник кризисных ситуаций

Конечно, мы с Еленой говорим о причине – если не всех, то большинства этих критических ситуаций, этих женских кризисов. Моя собеседница считает, что это – инфантильность, безответственное отношение к собственной судьбе, отсутствие моральных барьеров – когда, например, внебрачное сожительство воспринимается как норма: «Ну а что тут такого, мы же не маленькие». А результат – поток матерей-одиночек, которые рожают, не будучи в браке, которые на пороге роддома вдруг узнают, что не нужны на самом деле своим «любимым мужчинам».

Очередная встреча в центре милосердия

– Немало и тех, – продолжает Елена, – кто живет с отцами детей в постоянной надежде, что мужчина вдруг образумится, станет ответственным и начнет заботиться о семье… которой на самом деле нет. На наших глазах разрушается институт семьи, уничтожаются семейные ценности. У нас был грантовый проект «Навстречу семье». Мы с руководителем отдела молодежного служения Покровской епархии священником Аркадием Махсумовым проводили встречи со студентами, старшеклассниками, раздавали им анкеты с вопросами. Только в двух или трех из огромной кипы этих листочков – отрицательное отношение к добрачному сожительству. Все остальные – «почему бы и нет».

Но при этом, что интересно, все хотят быть счастливыми, все хотят иметь верных супругов. И мы понимаем, что эти дети, которых мы анкетируем, может быть, и не виноваты, они в семье своей чего-то недополучили. Многие из них выросли в неполных семьях; родители не стали для них примером любви и верности, святости брака. Зато пропаганда легкого, свободного и простого отношения к личной жизни – со всех сторон, достаточно включить какую-нибудь современную мелодраму. Нашим детям внушается: если вы, познакомившись вечером, сразу проводите вместе ночь – это нормально, это здорово, прекрасно. В фильме все остаются счастливыми, а что в жизни? Девчонки, насмотревшись фильмов, рисуют себе какие-то радужные картины, а потом приходят сюда с болью, разбитыми сердцами, с психологическими травмами. И наш психолог прорабатывает с ними травмы детства, потому что у многих родители были в разводе, отец пил… Корень наших бед очень глубоко сидит. И работа нам предстоит большая.

«И эта работа, – думаю я, – может быть только работой любви. Иначе ничего не получится».

Рецепт невыгорания сотрудников и волонтеров

Священник Вячеслав МоскалевСвященник Вячеслав Москалев– У меня сейчас только одно желание – отомстить ему, сделать ему больно. Я даже на алименты подаю – не для того, чтобы детей кормить, а для того, чтобы он хоть немножко пострадал, – говорила одна из пришедших в центр женщин: «милый друг» бросил ее с тремя детьми…

Это очень хорошо, – подчеркивает Елена, – что женщина была открыта, говорила о своих чувствах откровенно. Это дало возможность ей помочь. И каким же счастьем было после всего этого увидеть женщину в храме, узнать, что она теперь регулярно исповедуется и причащается… и говорит, что больше всего на свете боится потерять Бога.

АНО «Под Покровом» помогает всем, вне зависимости от личной веры обратившегося человека. У этой организации нет такой задачи – приводить всех в Церковь. В Церковь человек приходит сам. Но люди, работающие здесь, безусловно, тому способствуют. Познакомимся с духовником центра «Милосердие» (АНО «Под Покровом») иереем Вячеславом Москалевым. Зададим отцу Вячеславу вопрос:

– Как обычно проходит воцерковление обратившегося в центр человека?

– Путь, конечно, у каждого свой. Обратиться к нам в центр – не так просто, это ведь означает перешагнуть через свою гордость, через самолюбие, признать, что ты не справляешься сама, что тебе необходима помощь. Люди, которые к нам приходят, ведут себя по-разному: кто-то – спокойно, смиренно. А кто-то – так, как будто ему обязаны здесь все приготовить и полностью его обслужить. Но нам в любом случае необходимо терпение. Ведь мы Церковь Христова, у нас один Учитель, и Он сказал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). А люди, которых мы здесь встречаем, иной раз и впрямь в таком положении – страшно подумать, что было бы с ними, с их детьми, если мы вот здесь не оказали бы им помощи.

Благодарственный молебен для подопечных центраБлагодарственный молебен для подопечных центраЧеловека преображает та милость, с которой его встречают здесь: приходящий получает не только материальную помощь, но и духовное утешение. Он понимает, что встретил наконец людей, которым он нужен. Мы же не просто что-то ему выдадим и выпроводим, нет, мы с ним здесь и побеседуем, и чайку попьем, и попытаемся вникнуть в его проблемы. И женщины, которые к нам приходят, видят, что это не лицемерие, что не зря мы здесь называем друг друга братьями и сестрами. Они откликаются на любовь.

Мы накрываем стол, собираем женщин на чаепитие. Спрашиваем, есть ли у них вопросы к батюшке, – и оказывается, что вопросов много. Потом мы предлагаем собраться на благодарственный молебен, и они собираются, хотя им сложно – у всех ведь маленькие дети. А дальше они открывают для себя этот космос – космос Церкви. И понимают, что Бог – не где-то там, а здесь, рядом и что к Нему можно и нужно обращаться с каждой своей болью. И дальше уже не мы действуем, а Божия благодать.

– Значит, все дело в любви?

– Понимаете, пусть бы здесь хоть пряники медовые всем раздавали, но если бы здесь не было правды Христовой, не было бы любви, не было бы христианского отношения к человеку – то ничего бы не получилось. Это ведь как в семейной жизни: чем ребенка ни корми, во что его ни одевай, что ему ни давай, если ты его по-настоящему не любишь, он все равно от тебя уйдет.

– Отец Вячеслав, я на своем опыте знаю, что эмоциональное выгорание человека, который длительное время служит ближним, отдает и отдает себя другим, – не выдумка психологов, а реальность. Как сотрудникам и волонтерам центра удается его избежать… если, конечно, удается?

– Без помощи Божией, без благодати Божией человек на таком служении, действительно, долго не выдержит. Здесь не нужно полагаться на свои силы, на свой ум, здесь нужно помнить о том, что ты христианин, руководствоваться Евангелием, регулярно бывать на исповеди и причащаться Святых Таин. Если ты будешь жить иначе, ты не устоишь на ногах.

Епископ Пахомий: «На первом этапе человека нужно просто потерпеть и помочь ему»

У епископа Покровского и Николаевского Пахомия много любимых детищ, но служба милосердия, похоже, – одно из самых любимых.

– Владыка, почему вы решили, что епархия должна этим заниматься?

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий– Потому что к нам приходит много людей, которым действительно нужна помощь, и мы не можем закрывать на это глаза. Если человек просто хочет есть, а мы ему будем читать Евангелие и рассказывать про духовность, он нас слушать не станет. Служение ближним, диакония – в основе жизни Церкви с апостольских времен. Сегодня у Церкви нет средств на масштабные социальные проекты, мы не можем кормить тысячи, но дорогу осилит идущий: пока мы исходим из наших реальных возможностей.

Четыре года назад мы решили поставить эту работу на серьезные рельсы, на такой уровень, чтобы это были не эпизодические усилия отдельных прихожан, а именно организованная, официально существующая структура – АНО, автономная некоммерческая организация – под эгидой епархии. И она уже стала известной в городе, в районе и очень хорошо себя зарекомендовала. У нас есть жертвователи, в том числе и те, которые, может быть, не готовы пока жертвовать на строительство храмов, но вот социальные проекты им нравятся. Сейчас мы создаем филиалы по районным центрам: в Ровном, Ершове, Марксе.

Но вряд ли я мог бы что-то сделать, если бы рядом со мной не оказалось людей, готовых этим заниматься, людей искренних, неравнодушных, нашедших в этой работе себя. Мне не приходится их к чему-то понуждать, это они меня понуждают двигаться вперед.

В этой работе не может быть шапкозакидательства, показухи, «отчетомании». Это труд неблагодарный, потому что много искушений возникает: приходится сталкиваться и с иждивенчеством, и с непорядочностью… Люди к нам приходят разные, но, когда они видят искреннее к себе отношение, их сердца начинают оттаивать. У старца Паисия есть такая мысль: если ты видишь человека, ощетинившегося, точно еж, ты сначала сделай так, чтобы он сложил свои колючки, расслабился, а потом уже ты сможешь чему-то его научить. На первом этапе необходимо потерпеть этого человека и, каков бы он ни был, помочь ему: обогреть, накормить, одеть. Наши волонтеры могут много таких случаев рассказать, когда первый разговор с человеком был трудным, а потом, когда человек увидел, насколько искренни, насколько самоотверженны те, кто работает в центре, у него возник интерес и затем – самое дорогое – желание тоже принимать участие в этой работе… И через это человек нашел Бога.

Место, где мы кому-то нужны

– Обычно мы помогаем женщинам, но вот недавно мужчине помогли, – рассказывает Елена Гранкина. – Он месяц назад похоронил супругу, она от родов умерла, месячный малыш остался. Человек пришел к нам – закрыт наглухо, весь в себе. В таких случаях тяжело говорить, я теряюсь, не нахожу слов, я же не психолог… И я подумала: ничего говорить не надо, надо просто ему помочь. Мы собрали памперсы, детское питание, словом, самые необходимые малышу вещи. Предложили прийти еще раз, он пришел, девчата подобрали комбинезончик для ребенка. И вот этот наглухо закрытый, замкнутый в своем горе человек поворачивается ко мне – и я вижу на его лице улыбку. И он говорит: «Спасибо вам большое!» Настолько искренне, от души… И у меня сразу слезы из глаз.

А на пороге меж тем еще две гостьи: Людмила и Соня. Людмила выглядит молодо, поэтому я принимаю ее за Сонину маму. Но нет, Соня – ее внучка, а мама этой девочки лишена родительских прав. По какой причине – я спрашивать не стала: представляю, какая здесь боль… Но это еще не вся беда: у Сони большие проблемы со здоровьем, она нуждается в специальном питании, таких детей не берут в детские сады. Поэтому бабушка не может работать. Опекунские – всего шесть тысяч в месяц, а специальное питание совсем не дешево… Сейчас Людмила привела свою Софию на творческие занятия для мам с детьми, которые организованы при центре «Милосердие» в рамках нового грантового проекта. Проект «Тепло и радость детям!» – психолого-педагогическое сопровождение матерей с детьми в трудной жизненной ситуации на основе традиционных духовно-культурных ценностей – стартовал в минувшем году.

– Мы благодарны центру бесконечно, – говорит Людмила, – хотя бы уже за то, что здесь с ребенком совершенно бесплатно занимаются и ребенку интересно – она просто бегом бежит на эти занятия. В других местах с нас требовали деньги, а что за эти деньги ребенку дают – я не могла понять. Кроме того нам здесь помогают продуктами, одеждой…

«В общем, это место, где мы кому-то нужны», – мысленно завершаю я за Людмилу. И вспоминаю слова Спасителя: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

 
Поделиться в: