Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Покланяемся страстем Твоим, Христе

Четыре раза на протяжении Великого поста совершают в православных храмах вечерню с чтением акафиста Страстям Христовым – пассию. Воскресным вечером на середину храма выносят Распятие, и мы слышим поразительные по глубине тексты. Сегодня на занятии церковной школы мы поговорим о возникновении и уставных особенностях этой службы, вспомним о песнопениях. А помогут нам в этом…

Задуматься о значении Крестной Жертвы

Протоиерей Александр Милованов, настоятель храма во имя великомученицы Екатерины г. Новоузенска:

– Само слово «пассия» переводится с латыни как «страдание», смысл этого богослужения – сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни, Его крестной смерти, а также размышление о значении искупительной жертвы Сына Божия для каждого человека.

Самое интересное, что, заглянув в Типикон – церковный устав, мы не найдем указаний о совершении пассии. Она – самое позднее богослужение, чин которого впервые напечатали в XVIII веке в Киево-Печерской Лавре. А действующий устав (Иерусалимский) принят Русской Церковью в редакции 1695 года. Поэтому нередко можно встретить мнение, что пассия – это не уставная служба, а довольно позднее нововведение, да еще и заимствованное из западной традиции.

Действительно, на Западе есть некие смутно похожие богослужения, и потому можно встретить мнение, что пассия похожа на католическое богослужение. Но это утверждение легко оспорить при сравнении западного и православного чина службы, начиная от структуры богослужения, его построения и заканчивая молитвословиями и песнопениями.

Западная традиция исполнения так называемых Страстей Христовых предусматривает совершение этого богослужения во время мессы в Вербное воскресенье и внутри богослужения Страстной Пятницы. У нас пассия структурно входит в состав вечерни, в ней присутствуют все элементы вечернего богослужения.

Пассию служат во многих храмах, и принять участие в ней должен каждый православный христианин. Это дает возможность молящимся полностью услышать библейское повествование о нашем искуплении. Оно способно перевернуть душу человека, пробудить чувство покаяния. И не случайно в рекомендациях Священного Синода говорится, что «пастырям надлежит сопровождать служение пассий проповедью, раскрывающей смысл священнейших страниц Евангелия».

Мы на приходе храма во имя великомученицы Екатерины готовимся к пассиям. Заранее советуем дома изучить соответствующие главы Священного Писания, которые будут читать в храме в этот день. Это помогает лучше проникнуться важным и глубоким смыслом.

Посетите пассию в этом году! Поверьте, вы обязательно полюбите эту службу, и Великий пост будет уже немыслим без нее.

 Уставные особенности

Дмитрий Александрович Яковлев, старший иподиакон:

– В чинопоследовании пассии немного изменяемых особенностей. Изначально пассия совершалась в составе повечерия. В этом первоначальном варианте она состояла из Евангельского чтения о Страданиях Спасителя, пения стихир Страстного Пятка и Страстной Субботы, а также проповеди, которая позволяла растолковать стихиры и отрывки из Священного Писания. Позже, в XIX веке, святитель Иннокентий Херсонский пишет к этой службе акафист, который мы используем и по сей день.

Чтение акафиста Страстям Господним начинается после каждения всего храма. Духовенство находится в центре, перед Распятием. Там же на аналое полагается Евангелие.

Еще одна особенность пассии – прокимны. Один из них – «Разделиша ризы моя себе…», прокимн Великого Пятка, когда читают 12 Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Почему мы сейчас вспоминаем об этом? За пост пассия совершается четыре раза, по количеству евангелистов. Они повествуют нам о страданиях Христа и о завершении Его земной жизни. Поэтому и был добавлен этот прокимен, взятый из псалма Давида. Это пророчество о крестных страданиях Спасителя. Царь Давид пишет о раздирании Христова хитона, который ткался цельным из особо тонкого материала, именно о праве обладать им воины кидали жребий. Псалмопевец пишет о страшном наваждении врагов, о своей неизбежной гибели, прося у Бога помощи.

Звучит еще одна очень важная стихира во время поклонения Кресту – «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного…». В ней вспоминаются тайные ученики Христа Иосиф Аримофейский и праведный Никодим, которые после смерти Спасителя обратились к Пилату с просьбой отдать Тело Господа для погребения. Мы выносим Распятие на середину храма и читаем акафист. Ни одно богослужение не имеет такой особенности.

Часто возникает вопрос: почему пассия совершается по воскресеньям в Великий пост? В будние дни не все верующие могут прийти в храм, чтобы услышать великопостные богослужения и тексты богослужения Страстной седмицы. Совершение пассии позволяет погрузиться в переживание Страданий Христовых, слышать Евангельское слово и готовиться к святым дням Страстной седмицы.

Музыка возвышенной скорби

Светлана Владимировна Хахалина, регент Архиерейского хора:

– Пассия – служба особенная, очень красивая и запоминающаяся. Все песнопения этого богослужения взяты из последования Великой Пятницы и Великой Субботы. Они исполнены глубокого покаяния, пронизаны болью, скорбью и в то же время отличаются возвышенностью и величием.

На вечерне поются великие прокимны: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» и «Дал еси достояние боящимся Тебе, Господи». Наш хор исполняет их в обработке архимандрита Матфея (Мормыля). Медленный темп, выразительность звучания, монастырский напев – всё это создает особенную атмосферу службы.

Далее мы слышим стихиру на стиховне «Тебе, одеющагося светом яко ризою, с нем Иосиф с Древа с Никодимом, и видев мертва нага непогребенна, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы мне, сладчайший Иисусе!..». Песнопение рассказывает о том, какие чувства испытали ученики Спасителя Никодим и Иосиф Аримафейский, когда им пришлось снимать с Креста Тело Христа и готовить Его к погребению. Красивая, необычная мелодия болгарского распева, в ней очень явственно звучит плач о нашем Господе. Традиционно песнопение исполняется в гармонизации композитора XIХ века П.И. Турчанинова.

Перед чтением акафиста Страстям Христовым поется кондак особым распевом. Припев акафиста отличается от привычного нам, который начинается словами: «Радуйся…». Здесь припев – покаянное обращение распятого разбойника: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствие Твое». В центре внимания – душа, которая принимает или отвергает Христа. Хор поет припев особым монастырским напевом в гармонизации архимандрита Матфея (Мормыля).

По окончании акафиста, перед чтением Евангелия, вновь диакон возглашает прокимен: «Разделиша ризы Моя себе…». Между словами прокимна читается стих: «Боже, Боже мой, вонми ми, всякую оставил мя еси?». Эти же слова повторяет Христос, находясь на Кресте. Исполняется прокимен звучно, выразительно и очень динамично. Наш хор поет это песнопение в изложении А.Ф. Львова.

По прочтении Евангелия исполняется 15-й антифон «Днесь висит на древе» – песнопение, которое является драматическим центром богослужения утрени Великой Пятницы. Исполняется с особым благоговением и с тремя земными поклонами на словах: «Покланяемся страстем Твоим, Христе». Антифон знаменного распева в гармонизации диакона Сергия Трубачёва необыкновенно выразителен, побуждает нас сопереживать и сострадать Христу.

Нельзя не сказать о песнопении «Приидите, ублажим Иосифа…», которое взято со службы Великой Субботы – стихира на целование Плащаницы. Традиционно исполняется в гармонизации Д.С. Бортнянского. Очень светлая, спокойная и простая в музыкальном изложении.

Все песнопения пассии производят глубокое впечатление на верующих. Все молитвы возносят нас на Голгофу, вновь напоминая нам о конечной цели поста – сораспятия со Христом, без которого невозможно ни совоскресение, ни сорадование с Ним.

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: