Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Древним распевом

Стрела, стопица, статия – так называются графические знаки, которыми фиксировали движения голоса в знаменном пении. Глядя на непонятные для обычного человека крючки и палочки, трудно поверить, что это можно изучить. Но слушатели нового курса певческого направления в Покровском епархиальном образовательном центре стараются освоить этот вид древнерусского богослужебного пения.

Объединила общая цель

Каждый понедельник по вечерам в центре собираются те, кто хочет обучаться пению древнейшим церковным распевом. Они с удивлением и радостью открывают для себя глубину православной культуры, соприкоснуться с которой им помогает преподаватель регентского отделения Саратовского межъепархиального женского духовного училища во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы Светлана Павловна Маркина. Она – одна из немногих в нашей области, кто умеет петь по древним знаменам.

В России во многих храмах и монастырях певческая преемственность была прервана в годы гонений на Церковь. Сегодня интерес к аутентичному пению все больше возрастает, открываются православные школы знаменного пения. В Покровской епархии тоже решили его возрождать и предлагают изучать с азов. По благословению епископа Покровского и Николаевского Пахомия был организован необычный курс, заинтересовавший прихожан и певчих храмов даже из других городов.

«У меня эта идея назревала давно, я постепенно готовилась к ее осуществлению, собирала материал. Живая певческая традиция, к сожалению, была забыта, знаменное пение сохранялось лишь в старообрядческой среде. В связи с этим, знаний и опыта сейчас не хватает всем, тем более что многое в этой традиции передавалось изустно. Например, обиходные песнопения до конца XVI века не фиксировались в рукописях, поскольку пелись наизусть.

Начиная с 90-х годов прошлого века, идет активное возрождение древнего пения, но многие наработки современных ученых нам, жителям провинциальных городов, были недоступны до последнего времени. А за прошедший год, в связи с карантином, было проведено несколько крупных онлайн-мероприятий по знаменному пению, фестивали, концерты. Это оказалось очень полезным, мне удалось собрать воедино имеющиеся знания и новый опыт, наработать свою методику. Нашлись люди, которым это интересно. Теперь у нас есть общая цель», – рассказывает о начинании Светлана Павловна.

Готовясь к уроку, она раскладывает листки с необычной нотацией и выводит на доске те самые причудливые стрелы и стопицы.

– Откуда произошло такое название – «знаменный»?

– Название связано с тем, что мелодии знаменного распева записывались особыми знаками – знаменами. Они надписывались прямо над словами. Один из самых употребительных знаков – «крюк». Поэтому нотацию стали также называть крюковой, а сами знаки – крюками. Существует выражение – «петь по крюкам», что значит исполнять знаменные песнопения не по современным нотам, а по древнерусским знаменам.

Названия знаков как бы поясняют их начертание: «крюк» действительно похож на крюк, а «стрела» и «стопица» – на стрелу и человеческую стопу. В отличие от ноты, знак знаменной нотации может обозначать не один звук, а сочетание нескольких. Некоторые устойчивые последования знамен в разных гласах по-разному распеваются. Такие обороты называются попевками, их знание помогает запоминанию длинных распевов.

– В чем сложность знаменного распева?

– Знаменный распев труден и для исполнения, и для восприятия как любителям, так и профессиональным музыкантам. Вообще, для знаменного пения необходимо как-то перестроить свое сознание, поскольку распев – это не музыка, а мелодически оформленная молитва. Знаменные мелодии выросли из молитвенного слова, из интонаций живой речи. Это пение, в котором мало внешнего, эстетического, но есть глубина, в которую можно бесконечно погружаться. Вот так, постепенно вникая в традицию, будем стараться со слушателями осваивать ее и расти в ней.

История веры наших предков

Как ни странно, но на занятия приходит большинство людей, не имеющих музыкального образования. Однако Светлана Павловна отмечает, что это даже хорошо. Музыкально грамотным людям бывает сложно перестроиться. Они привыкли к точной фиксации высоты и длительности звука, а здесь этого нет. «Я уже довольно долго преподаю знаменное пение в училище. Ученицы там владеют нотной грамотой, поэтому я объясняю им крюки через современную ноту. Но со временем стала понимать, что нечто важное ускользает, восприятие распева меняется, в переводе на ноты он как бы рассыпается на отдельные звуки. Поэтому мне самой очень интересно опробовать иной способ обучения – без применения современной линейной нотации», – поясняет она.

Разбираться в крюках – это целое искусство, подобное знанию иностранного языка, и чтобы записывать ими и петь по ним, нужно понимать и ощущать древнюю традицию. Ученик курса и прихожанин Свято-Троицкого кафедрального собора Антон Журавлев признается, что по мере изучения особенностей знаменного пения будто переносишься в эпоху жизни святых отцов. «Кажется, что это было давно и за пределами наших сил, а когда слышишь распев, в душе возникают чувства покаяния и воодушевления», – делится он впечатлениями.

Регент Свято-Андреевского храма города Маркса Ирина Николаевна Рюмшина также говорит о духовных истоках, которые были утеряны за столетия, и вернуть их надо обязательно. «Знаменное пение – это история веры наших предков. Христиане собирались на молитву и „единем сердцем и единеми усты” славили и воспевали Бога. Должно быть продолжение древней традиции, этого единогласия. Мы должны знать, что было до партесного пения. Я еще в молодости загорелась желанием обучиться, но в наше время не было такой возможности. Поэтому сейчас, узнав про курс, я с удовольствием приехала, чтобы познакомиться с такими же увлеченными древним пением людьми, научиться и потом в нашем храме создать такой хор».

Слушатели курса хорошо понимают, что им предстоит охватить необъятное, но с Божией помощью, молитвой, трудом и практикой – все вполне возможно.

Возрождение духовных традиций

Каждый, кто бывает во вторник на утреннем богослужении в Свято-Троицком кафедральном соборе, обращает внимание на то, как в этот день отличается звучание хора. Литургию служат знаменным распевом – размеренные, спокойные песнопения исполняет мужской хор. Об особенностях некогда забытого пения и своем интересе рассказывает диакон Роман Ахундов.

– Еще совсем недавно такое певческое искусство считалось редкостью, но постепенно становится доступным все более широкому кругу слушателей. Службы знаменным распевом проходили еще в Свято-Троицком соборе г. Саратова, во времена настоятельства тогда игумена Пахомия (ныне епископа Покровского и Николаевского). С образованием Покровской епархии стали и здесь возрождать. По благословению владыки Пахомия Литургию знаменным распевом служат с 2012 года.

Наш мужской хор исполняет песнопения византийских, сербских, болгарских, греческих напевов. Мы поем и используем сборники нот, которые привез с собой еще владыка Лонгин (ныне митрополит Симбирский и Новоспасский) и систематизировал работу в этом направлении.

Пение нашего небольшого хора – двухголосное, сдержанно-строгая манера исполнения. В нем исключаются оттенки, нюансы, которыми изобилует партес. Знаменный распев называют аскетичным, монашеским. Это все-таки молитва, молитва в пении. Не в каждом исполнении можно отыскать то зернышко духовности, благодаря которому действительно из простых звуков получается божественная песнь. Здесь большое внимание уделяется смыслу слов, фраз, поэтому человек, который в первый раз слышит знаменное пение, остается под впечатлением.

Так когда-то было и у меня. Я проникся древними распевами еще в детстве. Мне было десять лет, я пытался уже петь на клиросе, учился в музыкальной школе. С одной знакомой певчей мы раздобыли кассету песнопений Валаамского монастыря. Слушали, затем переложили молитвы «Милость мира…», «Достойно есть…», Трисвятое, ектении на ноты и пытались даже петь вдвоем. В годы обучения в семинарии, в храме, мы тоже пели на Литургии и вечернем богослужении знаменно-византийским распевом.

Не раз прихожане уже отмечали, что такое пение создает особый молитвенный настрой. Знаменное пение наряду с древнерусской иконописью, книжным наследием, храмовой архитектурой – это история, традиция, которую стараются вернуть. И каждый раз, когда на службе мы поем знаменные песнопения, ощущаем внутреннюю радость от того, что мы соприкасаемся с великой культурой, которая исчисляется веками.

 

Людмила Питайчук
Поделиться в: