Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благодать Святого Духа

Через семь недель после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа Его учеников ждала новая, ни с чем не сравнимая радость – сошествие на них Святого Духа. В память об этом событии в православных храмах совершают одну из самых красивых служб в году. О смысле и догматическом значении праздника, особенностях богослужения, иконе и традициях рассказывают наши собеседники.

Избавление от гнета

Клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Покровска (Энгельса) священник Димитрий Вразовский:

– Отец Димитрий, как связаны между собой сошествие Святого Духа и дарование Богом Моисею десяти заповедей?

Сошествие Святого Духа совершилось именно на пятидесятый день после Пасхи, что послужило основанием для его названия. Это событие произошло в день иудейского праздника, также именуемого Пятидесятницей. Установлен он был в память дарования евреям Закона, полученного Моисеем на горе Синай на пятидесятый день после их выхода из египетского рабства.

Пятидесятница, как и Пасха, имеет свой ветхозаветный прототип. Святые отцы толкуют, что ветхозаветная Пасха являлась прообразом Воскресения Господня. Об этом нам повествует апостол Павел в первом обращении к Коринфянам: Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5, 7). Потому не случайно часто в текстах церковных песнопений и богослужений мы встречаем сравнение Христа с Моисеем.

Мы помним, что первую Пасху евреи праздновали по случаю избавления от гнета египтян, когда Моисей вывел их из Египта. В книге Исход говорится, что в начале третьего месяца (а Пасху праздновали в середине первого месяца) Моисею на Синае был дарован Закон, то есть была основана ветхозаветная Церковь.

Господь же, вошедший на Крест, искупивший грехи и воскресший, выводит народ из погибели в жизнь вечную. Это продолжение ветхозаветной Пасхи. Дарование на пятидесятый день благодати Святого Духа привносит новый смысл и вечную радость.

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах – Отец, Сын и Святой Дух. Этот догмат христианской веры самый сложный для понимания.

– Каждый человек пытается знания привести к логике. Однако будем честны, единство Троицы объяснить невозможно. Святые отцы прибегали к аналогиям, к мирским образам, чтобы людям проще донести истину. В пример приводили солнце, которое источает тепло и свет. Помните еще образ триединства святителя Спиридона Тримифунтского – кирпич, который разлагается на три состава: воду, глину и огонь.

Но стоит понимать, что эти образы – лишь подобие, они не раскрывают полноту тайны Святой Троицы. Это действительно тайна для человека. Святые отцы во избежание неправильного толкования сформулировали догмат Святой Троицы на Вселенских Соборах. Троица – единая в Трех Лицах, которые не сливаются воедино, но и разделить их также нельзя.

Особенности богослужения

Старший иподиакон Дмитрий Александрович Яковлев:

– Расскажите об особенностях всенощного бдения и Литургии на Троицу.

– Особенности богослужения на Пятидесятницу формировались долго, древнейший известный нам чин датируется IV веком. Этот праздник символизирует силу Святого Духа, потому в этот день служат в зеленых облачениях, ведь зеленый цвет – цвет жизни.

В канун Троицы, во время всенощного бдения, впервые после Великого поста звучит стихира «Царю Небесный». С этого дня она возвращается в начальные молитвословия как церковных служб, так и домашнего правила христианина.

Добавляется и еще одно песнопение, которое мы слышали в период поста, – стихира «Видехом свет истинный». Кроме того, служба утрени содержит полиелей, где поется «Воскресение Христово видевши» и два канона праздника с припевом «Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе».

Первая же особенность праздничного богослужения воскресной Литургии – вместо Трисвятого поют «Елицы во Христа креститеся…». Это напоминание о том, что в ранней христианской Церкви на Пятидесятницу, как и в Великую Субботу, совершали крещение оглашенных. И день основания Церкви, и рождение в жизнь вечную во Христе новых христиан – неотъемлемые друг от друга события. Сейчас практики совершать в этот день Таинство Крещения нет, а традиция исполнять данное песнопение осталась.

Вторая – после Литургии в храмах совершают великую вечерню, на которой поют стихиры, прославляющие Святого Духа. А в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Эти особые молитвы были составлены в IV веке святителем Василием Великим. Во время их чтения духовенство и верующие стоят на коленях. Этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

Иконографические подробности

Иконописец Покровской епархии Василиса Александровна Горюшова:

– Икона сошествия Святого Духа на апостолов имеет множество деталей, символов, она не так лаконична, как образы Господа или святых. Поясните, пожалуйста, символическое значение этой иконы.

– Традиционная иконография изображает Сионскую горницу, в которой собраны двенадцать апостолов, а в некоторых случаях мы видим и Божию Матерь.

Апостолы изображены с благословляющими жестами или с книгами и свитками в руках. Сверху, из сферы – образ неба – на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками. Иногда пишут одни языки пламени.

В центре горницы находится подобие арки, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темное. Здесь помещают толпы непосвященного народа, которые упоминаются в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами.

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос», что означает «мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV–XVIII веков. Это символ всего мира, многих народов, которые просветили проповедью апостолы.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божию не изображали среди апостолов, только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. Ведь апостолы – это священнослужители Новозаветной Церкви. В западных же изображениях почти с X века Богородица всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Красивая традиция

Настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы г. Покровска (Энгельса) священник Димитрий Попеко:

– Отец Димитрий, еще с детства помню, как бабушка в сельской избе устилала полы зеленой травой. Мы просыпались от этого свежего травянистого аромата. Почему на Троицу принято украшать храмы и дома зеленью?

– Этот обычай пришел к нам из Ветхозаветной Церкви. В праздник Пятидесятницы израильтяне приносили в скинию, а потом в Храм первый сноп жатвы поспевшего ячменя. Во-первых, по обычаю принесения для благословения начатков всяких плодов. Во-вторых, для того, чтобы человек, видя пред собою земное украшение, какое сотворил Бог, прославлял бы Творца своего и приносил с горячей любовью благодарение Ему.

Событие Пятидесятницы имеет важное значение в домостроительстве Божием. В Библии этот праздник называется «праздник жатвы первых плодов» или «праздник седмиц», который праздновался в 50-й день от дня праздника опресноков (см.: Втор. 16, 9). Таким образом, еще в Ветхом Завете было предписано Законом в знак благодарности к Богу приносить первые плоды жатвы, которая в Палестине к этому времени уже заканчивалась.

Подобно сему и в христианской Церкви сохранен обычай приносить в храм в праздник Святой Троицы первые молодые побеги деревьев и цветы. Их свежий зеленый цвет напоминает о благодатном воздействии на душу Святого Духа.

Людмила Питайчук
Теги: Троица.
Поделиться в: