Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

С молитвы у Креста

Церковный год завершает Успение Пресвятой Богородицы, к нему мы готовимся многодневным постом. Недолгий – всего 14 дней, но строгий, он посвящен Божией Матери, нашей любви к Ней. Богородица – самая скорая Помощница, Матерь Жизни, молитвами спасающая от смерти наши души. Какая бы тоска ни посетила человека, все проходит по Ее молитвам. Отправимся же в путь к Ее светлому празднику…

С молитвой к Спасу

Успение Богородицы завершает церковный год. Верующему человеку свойственно подвести итог – что было сделано, чего добился, а что упустил. Это, прежде всего, душевная, духовная работа. Чтобы справиться с ней, нужно особое, духовное укрепление.

Путь Успенского поста начинается с молитвы у Распятия – с праздника происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Накануне, вечером 13 августа, в центр храма выносят крест, верующие совершают земные поклоны, целуют с молитвой святыню, чтобы Господь укрепил и даровал силы на труд ко спасению души.

«Есть несколько версий происхождения этого праздника, – рассказывает епископ Покровский и Николаевский Пахомий. – Когда-то в Константинополе, чтобы оградить жителей от разных эпидемий и болезней, по городу носили Распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Крест выносили в начале августа и ходили с ним в течение нескольких недель. В XII веке при императоре Мануиле в Византии была одержана победа над варварами. По указу императора, с того времени в этот праздник стали совершать торжественный благодарственный молебен. На Руси в XII веке благоверный князь Андрей Боголюбский одержал победу над волжскими булгарами. Господь укрепил князя на это сражение, и потому поклонение Кресту с большим размахом стали совершать на Руси».

В августе мы отмечаем три праздника, прославляющих Спасителя – Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня, Преображение Господне и празднование в честь Нерукотворного образа Спасителя. А в народе – медовый, яблочный и ореховый Спасы. «Вполне естественно, что в древности церковные праздники люди соотносили со своей повседневной и очень непростой крестьянской жизнью. К сожалению, в наше время эта добрая народная традиция трансформировалась до неузнаваемости. Раньше христиане приносили в храм плоды и мед – лучшее из собранного урожая – как начатки своих трудов, для того, чтобы принести благодарственную жертву Господу. Сегодня же можно наблюдать, как верующие с утра спешат на рынок, чтобы купить яблоки или мед, а затем уже в храм, чтобы освятить эти продукты и насытиться ими. Это абсолютное непонимание основного значения праздника, а самое главное, того, зачем мы приходим в храм и чего ждем от Господа», – сетует владыка Пахомий.

«Мы должны, прежде всего, отдавать Господу свое сердце и свою молитву. И конечно, наши добрые дела, христианские добродетели, в том числе и заботу о храме, о своих ближних. Поэтому будем стараться не только освятить как можно больше продуктов, но, прежде всего, с глубоким смирением поклониться Спасителю. И поделиться плодами нового урожая с окружающими нас людьми», – советует архипастырь.

Не построить шалаш

В середине Успенского поста нас ожидает Преображение Господне – один из самых возвышенных и глубоких праздников. Христос с тремя ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – поднимается на Фавор. Апостолы спят, Спаситель беседует с пророками Моисеем и Илией. Проснувшиеся ученики видят своего Учителя преображенным, всем сердцем ощущая блистание Божества.

«Апостолы на Фаворе просто спали, – говорит владыка. – А когда проснулись, Петр, не ведая, что говорит, предложил Христу сотворить три кущи – для Господа и пророков. Удивительно на первый взгляд, как вообще апостолы могли спать в такой великий момент! Но ведь часто и мы духовно спим на службе – не слышим, что поют или читают. Увлекаясь внешней стороной, мы не вникаем в суть происходящего, привыкаем и к службе, и к пению, и к храму. Мы спим, а иногда и говорим глупости. Порой люди приносят в церковную жизнь массу суеверий, пытаясь найти не Христа, а утешение, добрую сказку. Еще хуже, когда ищут материального приобретения, достатка, счастья, здоровья, о главном же не вспоминают».

«В день Преображения, когда мы созерцаем Христа еще не воскресшего, но уже преобразившегося, мы должны слушать Господа, бодрствовать. И чаще задавать себе вопрос: “Что я здесь делаю? Не шалаш ли я построил, не успокоения ли ищу? Готов ли я пойти за Христом и быть с Ним не только на Фаворе в момент Преображения, но и на Голгофе?”» – призывает нас архипастырь. И напоминает – на Фаворе Господь беседовал не о славе, а о Кресте.

Конечно, у каждого мера своя, именно в эту меру мы способны ощутить благодать великого события. Но это не значит, что у нас нет перспективы духовного роста. Ведь и апостолы, не понимая многого при земной жизни Спасителя, стали провозвестниками Христова учения после Его Воскресения.

А значит, и каждому из нас предстоит свой путь. И часто в начале его укрепляет нас нашим личным преображением Господь, уверен епископ Пахомий: «У каждого из нас есть своя история, как мы пришли к Богу, как мы обрели Христа. У кого-то это большое горе, у кого-то – болезнь, а кто-то шел путем долгих размышлений. Пути у всех разные, но каждый человек приходит к Богу в ответ на призыв. Когда мы начинаем ходить в храм, нас посещает особое чувство благодати. Новообращенные будто на крыльях летают, им легко молиться, поститься, терпеть поношения за свою веру. Мы чувствует духовный подъем, но не потому, что добились чего-то сами. Это посылает Бог. Дает авансом, чтобы потом было возможно преодолеть и трудности, и всякие искушения».

Цель нашего пути

Того недолгого, но интенсивного странствия души, которое, начинаясь у Христова Креста, завершается перед образом Его Матери во Гробе. Это странно и страшно для простого человека – как можно праздновать смерть? Почему погребение Матери Спасителя становится таким торжеством?

Бывает, что итогом шумной и помпезной жизни становится быстрое и полное забвение. Бывает, от прославления люди после смерти переходят к проклятьям. Не так в этом случае. Слава Богородицы – следствие Ее огромного смирения. «Пресвятая Богородица проявляет себя человеком смиренным, послушным, скромным и незаметным. Даже когда Господь говорит, указывая на учеников: вот матерь Моя и братья Мои (см.: Мф. 12, 46), Пресвятая Дева не обижается, кротко отходит на второй план. Обратите внимание, все чудеса Она являет через чудотворные иконы. Она никогда не являет их напрямую даже праведникам. Она продолжает оставаться незаметной, продолжает оставаться в тени Своего Сына», – рассказывает владыка.

Апостолы провожают Богородицу в последний путь – по преданию, они были собраны в Иерусалим. Апостол Фома снова отсутствует в столь важный момент. Он пребывает в Иерусалим позже и просит открыть гроб, чтобы поклониться уже бездыханному телу Пресвятой Девы. Но во гробе Ее нет. Она побеждает смерть, возносится на Небеса, но при этом остается с нами. В этом и есть торжество, к которому нам нужно успеть приготовиться за такие короткие 14 дней.

Но как? Отвечает епископ Пахомий: «Покидая этот мир, человек хочет оставить о себе добрую память. Кто-то оставляет заповеди своим детям, внукам, близким. А что оставляет нам Пресвятая Богородица? Какие слова и заповеди? Здесь уместно вспомнить евангельское повествование о чуде в Кане Галилейской. Тогда Матерь Божия произносит важные слова: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Эти слова мы должны помнить на протяжении всей жизни, стараться исполнять их. Соблюдать святые заповеди, жить по совести и поступать так, чтобы в конце не стыдно было предстать перед Ним и людьми без прикрас».

 

Марина Шмелева
Теги: Успенский пост.
Поделиться в: