Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Скажешь – не воротишь

Непридуманная история Григория и Валентины

 

 

Горький напиток. Художник: Адриан БрауэрГорький напиток. Художник: Адриан БрауэрВалентина вышла замуж не то чтобы охотно – скорее, уступила настойчивому поклоннику. На пылкие проявления мужниной любви отзывалась с прохладцей, иногда с досадой. И Григорий, конечно же, чувствовал себя обиженным. Обида выливалась в ревность: «Я тебе не мил – а кто тогда мил?!» Однако жили дальше, о разводе не думали; с годами семья пополнилась тремя детьми. Валентина была хорошей хозяйкой и хорошей христианкой – о том, чтобы мужу изменить, и думать нечего.

Хоть и дом она вела образцово, и детьми занималась, и подрабатывать ухитрялась, но многочисленные хлопоты не превратили её в грузную унылую тётку; как была в юности любительницей поплясать и повеселиться, так и осталась. На любом торжестве оказывалась в центре внимания, своей весёлостью заводила толпу и потому была желанной гостьей. Муж был при ней, но будто в её тени. И досадовал от этого всё больше.

Как-то Валентину с Григорием пригласили на свадьбу в другое село. Там жили их дальние родственники, с которыми чета общалась редко, но могла остановиться у них на ночёвку. Сельские свадьбы в те полузабытые годы гулялись по несколько дней, и дом для постоя нередко играл решающую роль – принять приглашение или нет.

Первый свадебный день – самый весёлый. Гости ели и плясали, плясали и снова ели. Валентина, конечно же, была в центре каждого хоровода; Григорий больше сидел за столом, пил и мрачнел. Наконец сказал жене: «Пошли домой». «Если хочешь, иди сам, – ответила Валентина. – Я ещё хочу танцевать!» И Григорий ушёл. А Валентина осталась.

Гости засиделись далеко за полночь; уже и жених с невестой отбыли, а свадьба всё гуляла. Валентина пришла домой перед самым рассветом. Григорий не спал; вернувшись к родственникам, он продолжал пить всю ночь. Жену встретил пьяными претензиями и оскорблениями. Охаивал самыми чёрными словами, обвинял в самых постыдных грехах. На шум поднялись родственники. И это было для Валентины горше всего: люди знакомы с ней мало, ещё подумают, что всё, сказанное мужем,– правда! В порыве обиды она встала на колени перед иконами и сказала: «Господи! Если я виновата – делай со мной, что хочешь. А если он виноват – пусть он горит огнём, и чтобы никто не мог его потушить!»

…Вернувшись домой, жили, как прежде, минувшую историю не вспоминали.

Прошло 2 года. Однажды Валентине позвонили с завода, где работал её муж, и сообщили, что Григорий в больнице.

Он взялся рукой за шланг, по которому в агрегат подавался бензин. Шланг внезапно выдернулся, Григория с ног до головы облило горючим веществом. Рядом работала сварка, брызнули искры. Он вспыхнул, как факел, и никто не мог его потушить…

В больнице Валентине сказали, что у мужа обожжено 90% поверхности тела. Что шансов нет никаких. Но умер Григорий не сразу, прожил ещё 2 дня; всё это время жена оставалась рядом с ним. Они попросили друг у друга прощения – и простили друг друга. Уже взрослые дети тоже успели прийти попрощаться с отцом. «Он умер тихо, – рассказывала Валентина, – как ребёнок уснул».

Вот и вся история про слово, сказанное сгоряча. Сказанное в ответ на другое, тоже запальчивое слово. Удивительная история о том, как слова меняют жизнь и определяют будущее – хотя не с тем они говорились, а просто в сердцах… Не зря русский народ сложил поговорку «Слово пуще стрелы разит». А Евангелие предупреждает: «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» ( Мф 12, 37). Сколько слов, брошенных камнями, лежат на человеческой совести!.. Время собирать камни ещё придёт.

 
Пресс-служба Покровской епархии
Поделиться в: