Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Великая агиасма

Моя бабушка некрещеная и в Бога не верит, но неизменно из года в год в ночь с 18 на 19 января она набирает из-под крана трехлитровую банку воды. Хранится она у нее на верхней полке платяного шкафа, и если вдруг кому-то в семье становится плохо — она аккуратно наливает водичку в кружку и дает ее испить больному. Моя бабушка некрещеная и в Бога… а может, все-таки верит? Ведь что-то заставляет человека неверующего набирать воду из-под крана и при этом твердо верить в ее чудодейственную силу… И что это за вода, над которой глас Господа взывает, говоря: «Приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа»?

 

Вера с горчичное зерно

19 января православные христиане празднуют один из двунадесятых праздников — Крещение Господне, или Богоявление. В этот день и накануне, в крещенский сочельник, в храмах совершается Великое водосвятие — Чин великого освящения воды. Церковь молится при этом, чтобы вода освятилась «силою и действием, и наитием Святаго Духа», чтобы Господь даровал ей благодать исцеления души и тела и отгнания видимых и невидимых врагов.

В отличие от Великого освящения воды, которое совершается лишь раз в год — в праздник Крещения Господня, в храмах совершается и малое освящение. Оно происходит в обычные дни на молебнах. Но стоит ли думать, что эта вода уступает по своей «святости» воде крещенской? Конечно, нет. Предположение, что одна святыня менее благодатная, чем другая, граничит с оскорблением святыни — ибо Господь подает свою благодать истинно верующему человеку без меры. Одному человеку для исцеления достаточно будет выпить глоток воды, а другому и десятилитровой канистры не хватит…

Этот пример можно привести для тех людей, которые в крещенские дни пытаются урвать себе побольше воды. Они приходят в храм с огромными бутылями, часто даже по нескольку раз, толкаются, ругаются, и не дай Бог кто-то пройдет вперед них в очереди! А тем временем, в той самой очереди стоят несколько бабушек, тихо и смиренно дожидаясь своего череда. И в руках у них не канистры, а маленькие пол-литровые бутылочки. Скажете, что им стеклянные банки не под силу? Нет. Они просто дома несколько капель крещенской воды добавляют в бутылочки побольше. Да и действенность благодатных средств освящения, которые дарует нам Святая Церковь, зависит не от того, что одна святыня «сильнее» или «слабее» другой, а от силы нашей веры. Ибо как сказал Господь — Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20).

Святые отцы о крещенской воде

Крещенская вода носит название Великая Агиасма, что в переводе с греческого означает «святыня». Освящение воды происходит и на открытых водоемах: после совершения Божественной литургии в храмах нашей епархии организуются крестные ходы к прорубям. Такое шествие получило название «ход на Иордань».

Кстати, ученые, занимающиеся феноменом крещенской воды, доказали, что она близка к оптической плотности воды из реки Иордан. Но этот факт скорее для сомневающихся, нежели для верующих. Ведь каждый православный христианин знает, какую благодатную силу несет в себе эта святыня. Освященная вода, как писал святитель Димитрий Херсонский, имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею. Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды. Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, отошла. А старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу крещенской водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, нет.

И действительно, сила Агиасмы настолько велика, что по церковным канонам ее принимали люди, отлученные от Причащения за тяжкие грехи. Запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым сопровождался словами: «Точию Агиасму да пиет».

Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил святитель Иоанн Златоуст: «Христос крестился и освятил естество вод; и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника».

Как следует употреблять и хранить Великую Агиасму

Как и к любой святыне, к крещенской воде относятся с благоговением. Хранить крещенскую воду нужно не в гаражах, на полу или в подвале, чтобы не мешала, а возле икон.

Агиасму принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

* * *

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Христина Добрынина

 

Теги: Крещение Господне, Святая вода, истины и суеверия, православные праздники.
Оставить комментарий
Поделиться в: