Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

ОСЕННЯЯ ДЕПРЕССИЯ, КОВИД, ИНФЛЯЦИЯ – КАК НЕ ПАСТЬ ДУХОМ?

Осень заканчивается, но связанные с нею депрессия и уныние – нет: слишком много глобального негатива нас окружает. Это и пандемия, и локдаун, и экономический кризис, и страх потерять свободу в эпоху QR-кодов. Причем всё это – на фоне некоей сакрализации «депрессии» в социальных сетях. Мы спросили пастырей о том, как принять вышеперечисленные беды и не впасть в уныние, как побороть тревогу и апатию, наступающую от сознания, что от нас ничего не зависит.

«Дух, которым многие из нас обладаемы, далек от христианского»

Священник Димитрий Шишкин, Симферополь:

Священник Димитрий ШишкинСвященник Димитрий Шишкин– По статистике, около 75% наших соотечественников крещены в Православии. Но дух, которым многие из нас обладаемы, увы, далек от христианского. Это дух мира сего с его маловерием, расслабленностью и самолюбием. И вот, поддаваясь влиянию этого духа, христиане постепенно теряют мужество, теряют причастность духу Христову и, встречаясь с неизбежными трудностями жизни, начинают роптать, жаловаться и погружаться с головой в пучину собственных переживаний. Этому способствует и идеология крайнего индивидуализма, распространившаяся в последнее время, когда человек именно себя, свои настроения и чувствования считает главным в жизни. Отсюда происходит и расслабленное саможаление, и даже болезненное упоение собственными страданиями.

Конечно, и время сейчас особенное. Порою кажется, что в самом деле апокалиптическое. Мы живем в условиях глобального кризиса: не только экономического, но и духовного, который непонятно еще чем закончится, и если человек не утвержден в вере, то это только добавляет тревоги и беспокойства.

Но, во-первых, о временах и сроках не знает никто, и, возможно, за нынешним глобальным кризисом нас еще ожидают годы и десятилетия более-менее спокойной и мирной жизни. А, во-вторых, как бы там ни было – надо помнить, что мы христиане, и все приключающиеся напасти и беды нам надо переносить по-христиански, то есть с готовностью и решимостью всё претерпевать с верой и благодарностью… У апостола Павла есть удивительные слова в одном из его посланий (2 Кор. 1, 8–11). Он рассказывает о том, что пережил чрезвычайно трудный период, так что «не надеялся уже и жить», но притом сам себя считал достойным смерти и принимал все беды (вы только вдумайтесь!) – как милость и снисхождение по сравнению с тем, чего он «заслуживает». И, как осужденный на смерть, апостол возлагал надежду не на себя, а на Бога, «восставляющего из мертвых». Вот это мужество, вот это решимость, вот это подлинный пример христианской стойкости, которому мы все, конечно, должны подражать!

Насчет нынешних бед и напастей вроде пандемии, инфляции и прочего, у нас есть ответ от Самого Господа. Он относится к мятежам и нестроениям последних времен, но и к нашим обстоятельствам вполне приложи́м. Господь говорит о том, что страшны для человека не сами скорби, а тот урон, который они способны нанести душе расслабленной и нерадивой. Поэтому Господь и обращается к нам: «Не отягощайте сердца ваши объядением и пьянством и заботами житейскими…» – и дальше призывает: «бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий» (Лк. 21: 36). То есть избежать не самих трудностей и скорбей, а их губительных последствий для души.

Конечно, бывают тягостные и не всегда объяснимые в своих причинах состояния уныния, печали, тоски, когда кажется, что сами бесы ополчились на душу. Ну, так и что? Что нам удивляться! Мы ведь все воины Христовы, а значит, и уныние, и печаль, и тоску надо встречать во всеоружии крепкого упования на помощь Божию, с терпением и молитвой, даже с благодарностью Богу, которая, по слову святителя Иоанна Златоуста, – самое верное средство против бесов, наводящих тягостные и мрачные состояния.

Поэтому как бы там ни было, нам нельзя поддаваться тоске, а напротив, противостоять ей с верой, мужеством и терпением, и тогда, по прошествии времени, обязательно придет от Господа и утешение, и облегчение, и радость – как залог грядущей радости, ожидающей всех «претерпевших до конца». И даже говоря о самых тягостных, последних временах человеческой истории, Господь призывает нас: «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21: 28).

«Мы эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели»

Протоиерей Георгий Балакин, Горноалтайская епархия:

Протоиерей Георгий БалакинПротоиерей Георгий Балакин– Предложенный вопрос затрагивает две проблемы. Первая – «соцсети», вторая – «депрессия».

Чаще всего тот, кого (или даже – «что») мы встречаем в соцсетях – это не человек, а персонаж, образ, роль. И бывает так, что тот, кто в Интернете предстает постоянно депрессующим меланхоликом, в жизни оказывается вполне психологически устойчивым и даже жизнерадостным человеком. И наоборот – виртуальный «неунывающий оптимист» в «реале» может быть в затяжной депрессии. Но это примеры крайние. А посерединке – масса людей, которые в социальных сетях играют ту роль, что им позволяют таланты и возможности. Роли же «троллей», «хейтеров» и прочих им подобных не требуют образования, таланта и даже элементарных усилий. Поэтому самое лучшее, что можно сделать с этими персонажами, – так это просто не общаться с ними. То есть «не кормить тролля» – игнорировать, ограничивать общение, «банить» – на самом деле грехом не является. Существует стереотип, что «раз мы православные, то мы обязаны терпеть», но, мне кажется, что это ошибочный стереотип. И для православных, и для неправославных важно уметь устанавливать и уважать границы личности. В том числе и своей.

То есть если нам вместо человека встречается «персонаж», то надо понимать: тут мы помочь ничем не сможем…

А если это реальный, зачастую одинокий и страдающий человек? Ведь то, что мы так легкомысленно определяем как «депрессию», на самом деле может корнями уходить и в духовную сферу («страсть уныния), и в душевную, и даже в физическую, соматическую. Поэтому если мы не видим причины такого состояния, не имеем навыков оказания успешной психологической помощи, если у нас нет достаточно времени и сил принять на себя чужую боль и проблемы, то, может быть, лучше не нарушать границы личности, а просто помолиться об этом человеке? То есть, проявив сочувствие, сопереживание, обратиться за помощью к Тому, Кто видит всякую душу и может всё? Иногда, на самом деле, такая помощь получается самой действенной и плодотворной…

А если в реальной депрессии оказался реальный и, более того, близкий человек? Тут как раз кроме молитвы необходимы чуткость, внимание, такт. Иногда – помощь со стороны. Но, опять же, депрессию, как, например, и зависимость, какими-то внешними средствами и действиями вылечить невозможно. То есть самое большее, что мы можем сделать для близкого, – это создать те условия, когда он сам захочет выйти из этого мерзкого состояния.

И, наконец, если вы сами у себя заметили все признаки депрессии, не надо её «сакрализировать», не надо перекладывать ответственность за свое нехорошее состояние на других. Надо искать реальный и доступный выход. И иногда бывает, что человеку достаточно выспаться или съесть шоколадку. А иногда нужно трудиться месяцы и годы.

Кстати, в Священном Писании есть целая Книга, посвященная данной проблеме, и называется она «Екклесиаст»: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, – все суета! Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?.. все – суета и томление духа!» И так – депрессивно и беспросветно – с 1-й по 12-ю главы… И вдруг в конце 12-й главы – оптимистичный совет: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12: 13–14).

«Православные христиане» – это кто? Те, кто крещен в Православной Церкви? Или те, кто ходит каждое воскресение на литургию? Или те, кто… Понимаете, я почти три десятка лет служу священником, но до сих пор не могу назвать себя полноценным православным христианином.

Точнее, я хочу быть православным христианином, я учусь им быть, но у меня не все получается. Например, я верю в Бога в той мере, что все положения Никео-Цареградского Символа веры принимаю без малейшего смущения и сомнения, но я не научился доверять Богу как Вседержителю. Или я понимаю, что заповеди Христовы – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39) – это самое высокое и прекрасное, что только может быть в основе жизни, но как это исполнить? Как любить Бога, Которого не видел? Как любить ближнего? И «кто есть ближний мой»?

Вот и получается, что если бы я был на 100% православным и по имени, и по жизни, и по сути, то у меня не было бы ни малейших проблем с доверием Промыслу Божиему… Но раз я «не волшебник, а только учусь», то, значит, я и ошибаюсь, и спотыкаюсь, и запинаюсь… А ведь есть и те «православные», что еще дальше стоят в своей воцерковленности. Значит, их может «плющить и колбасить» даже больше, чем меня. И в этом случае мы – «современные верующие» – эти добродетели даже не утратили, а еще и не обрели. Следовательно, нам на всякие-разные депрессии некогда отвлекаться. Надо, пока не поздно, учиться не только верить, но и доверять, учиться не только зваться, но и быть.

Кстати, слава Богу, мне ведомы многие примеры (даже среди современных христиан), которые вполне в этом преуспели.

Наверное, какой-то «волшебной таблетки» или «чудовключательной кнопки» нет. Есть древний святоотеческий совет: «Молись, трудись – и время жизни пройдет незаметно». Как не впасть в уныние от пандемии? А как не впадали в уныние наши отцы и деды, когда фашисты дошли даже до Волги? А как не впадали в уныние христиане 1920–30-х годов, когда веру в Бога вменяли в уголовное преступление? Как не впадали в уныние те русские люди, что жили по краю Дикого Поля, и на протяжении веков время от времени их деревни выжигались, поля вытаптывались, а население значительно «прореживалось» кочевниками во время диких набегов?.. Неправда, что «от нас ничего не зависит». Всегда, во все дни моей жизни, в ней – в жизни – есть что-то, что не зависит от меня, но есть и что-то, что зависит только от меня. Например, от меня не зависит, какая сегодня погода за окном, но от меня зависит, выходить мне в эту погоду или не выходить? Одеваться в соответствии с погодой или нет? Так и с пандемией, с ограничениями, с инфляцией…

Прививаться или не прививаться, выдерживать режим самоизоляции и социального дистанцирования или не выдерживать, использовать средства индивидуальной защиты или не использовать – это тот выбор, что нам предлагается, поэтому говорить, что от нас совсем ничего не зависит, – наверное, все-таки неверно… Даже больше: можно сказать, что пандемия, при определённом ракурсе, дает еще больше свободы. Свободы проявить себя таким, какой ты есть. Даже по отношению к Богу, к Церкви, к ближним… Не секрет, что многие «православные» перестали ходить в храмы из боязни заразиться, но продолжают ходить в магазины и даже в места развлечений.

Но и, наверное, следует не забывать самое главное: Православие – это религия Воскресшего Христа! Жизнь, которую мы живем, – это только начало Жизни Вечной, Жизни Настоящей. Поэтому, если Господь попустил быть такой болезни, значит, и коронавирус – не только причина заболевания, но и в какой-то мере – лекарство от более глубинной болезни, болезни души. Просто на все происходящее надо посмотреть немножко шире: не только до больничной палаты и смерти, но и до будущего воскресения.

«В эпоху катаклизмов необходима проповедь о Великой любви»

Иеромонах Паисий (Новоженов), Вологда, Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь:

Иеромонах Паисий (Новоженов)Иеромонах Паисий (Новоженов)– А чего же удивляться, что люди стали агрессивны? Людей довели до белого каления. Очень многие люди бедствуют. Кто-то носит золотые часы и перемещается на личном вертолëтике, а кому-то трудно купить качественные продукты, чтобы просто пропитаться и чувствовать себя полноценным человеком. Одинокие пенсионеры считают копейки в ладонях и плачут, думая, как им вообще свести концы с концами. Студенты не могут купить себе книги, вещи, инструменты для обучения. А кто-то продолжает пировать во время чумы каждый день, пировать за счëт голода и нищеты тех, кому эти средства предназначались по справедливости. Русский человек обнищал и чувствует себя в своей родной стране, словно на оккупированной территории. Я это вижу и как священник, и как человек, внимательно наблюдающий за жизнью людей разных слоëв и структур.

Чтобы избежать провокаций на агрессию, нужно сохранять трезвый ум и доброе сердце

Люди всех сфер, от здравоохранения до образования, сфер искусства и культуры, поставлены в невыносимые для работы условия. Возмущение проходит по-разному. Кто-то ропщет в унынии тихо, на кухне, кто-то уже сломлен, опустил руки и не находит в себе сил сопротивляться несправедливости. Кто-то, доведëнный до края, превращается в циника и начинает относиться с презрением не только к властям, но и к простым людям, которые его окружают. Главное при окружающих обстоятельствах – всë равно сохранять человечность. Случись у нас переворот какой-нибудь, надо и в этот период быть честным человеком, добрым человеком. Если ты представитель силовых структур, вообще представитель власти, то поставь себя на место простого человека и подумай, понравилось бы тебе самому, если бы тебе дали дубинкой в бок? Быть нужно добрым в нашу смутную эпоху. В эпоху катаклизмов, которая только начинается, необходима проповедь о Великой любви. Чтобы избежать провокаций на агрессию, а они всегда есть и будут, нужно сохранить трезвый ум и доброе сердце. Мы не должны превращаться в остервенелое стадо.

Думаю, что ресурсов на преодоление социального кризиса и взаимной ненависти у нас много. Посмотреть вокруг: люди-то хорошие, по-своему замученные, несчастные, задавленные. Совсем юные студенты, пенсионеры, женщины (наши матери, сëстры), бабушки, дедушки – это наш народ, русский, славянский и многонациональный, интернациональный. Все хотят быть счастливыми, у всех семьи, родные. У всех свои трудности, болезни, потребности. Как-то это нужно понимать, учиться любить окружающих. Как можно быть эгоистом? Конечно, всех нужно любить, жалеть, помогать тем, кто нуждается в этом. Едешь по эскалатору в метро – посмотри вокруг: сколько людей, всех их нужно любить и желать им блага. Можно даже помолиться так: Господи, как много людей, и всех их Ты любишь, помоги им всем в их делах, болеющих укрепи и исцели, унывающих утешь и ободри, подай всем этим людям благодать Твоего Святого Духа.

Мы унываем, да, и это правда. Унываем и мы – священники, и монахи, и игумены. Все унывают. Но уныние – это болезнь сродни гриппу. Нужно лечиться и выздоравливать, потому что уныние – это грех! Нужно внимательно подумать, почему я унываю, найти причины, по пунктам. Может быть, для уныния есть три или четыре причины. Например, смерть близкого человека, или одиночество, или отсутствие работы, отсутствие возможности самореализации, травля, гонения, проблемы со здоровьем и так далее. И когда мы себе схематично наметим эти графы, напротив них мы должны прописать себе лечение. И нет такой скорби на земле, которую невозможно было бы преодолеть с Божией помощью. А боли не избежать. Наш изуродованный мир наносит нам боль время от времени. Но вставать с колен нужно всегда, изо всех сил ползти и вставать. Дух должен быть бодр. Нам необходима храбрость, находчивость и чувство юмора, иначе мы сошли бы с ума давным-давно. Радость не придет от медитации и самовнушения. Только когда мы решим реальные проблемы в своей жизни, тогда радость сама просочится в наше сердце, словно луч света через тяжелые тучи тревоги. Радость связана и с благодатью Божией. Когда мы перестаём унывать, злиться, ненавидеть, лениться, бояться, вообще – бессовестно грешить, тогда и Богу легче соприкоснуться с нашей жизнью, войти ощутимее в нашу жизнь, нашу душу и ум. Тогда наступит ясная, светлая погода в душе человека, и он, даже удивившись, скажет: «Как всë хорошо-то, оказывается, и зачем нужно было так унывать?»

Мы смотрим слишком узко на то, что происходит вокруг нас сегодня. Какая-то «на повестке дня – осенняя депрессия». А кто нам такую «повестку» определяет? Если посмотреть на нашу жизнь на Земле в еë онтологическом измерении, то повестка о депрессии человечества маячила перед людьми ещë на заре истории мира. И Адам, и Ева видели эти два пути: путь депрессивного пребывания в отчаянии или творческого бытия и управления землëй. Это, в сущности, путь проклятия или путь благословения. И человек сам выбирает, унывать ему на земле или преображать еë и окультуривать. Каин пошëл по пути депрессии, зависти и отчаяния. Хотя кто мешал ему жениться, нарожать детишек замечательных, расселяться по земле и разные вещи творческие создавать в наследие потомкам. Нет, надо обязательно войну учинять, завидовать, отбирать. Сумасшествие. И, конечно, в таком ненормальном состоянии, кроме депрессии, ничего человек не приобретает.

Православный христианин знает, что Господь управляет миром, промышляет о его сохранении, и все негативные события, которые устраивают люди, Бог исправляет ко благу. Вопрос только за нами, как нашу волю направить на разумное поведение. Как правильно прожить земные трудности. На первом этапе – нужно от грехов грубых отказаться. Скорби происходят часто по нашей собственной вине. Напивается человек, а у него потом голова болит, и с работы его увольняют, и так далее. А потом человек ропщет, что жизнь несправедлива, и Бог в чем-то виноват. Бывает, что человек и вправду ведёт образ жизни вот прямо очень-очень правильный, если можно так сказать. Не обижает никого, работает много, честен и порядочен, Бога почитает и молится. Но приходит беда. И человек унывать начинает. Здесь Иова Многострадального нужно вспомнить, и, кстати, Самого Христа. Видимо, это образ того, что не избежать боли, скорби, пока мы живем на земле эти наши краткие годы и десятилетия. Бывает такая боль, что даже молиться не хочется и ничего делать не хочется, но надо себя заставлять, через силу что-то делать, заполнять свою жизнь трудом и творчеством, и тогда мало-помалу можно выбраться из уныния, депрессии. А самый главный здесь путь и верный – это начать помогать другим людям.

Пандемия – вопрос многогранный. Она идëт, эпидемия есть. Безумцев, которые отрицали бы это, думаю, что уже не осталось. Она есть, и необходимы меры – именно те, которые всем известны: не ходить нигде, если ты чувствуешь себя нездоровым, не распространять вирус. Но самое плохое – это то, что есть общая беспомощность у всех нас. Мы же знаем, что санитаров и врачей не хватает, мы не были готовы. Больницы не обустроены. Спасение заболевшего человека – дело рук самого заболевшего. И многие трагедии связаны с тем, что слишком поздно началось лечение…

«Верующий человек ничего не боится, потому что он живет с Богом»

Священник Антоний Русакевич, Тверь:

Священник Антоний РусакевичСвященник Антоний Русакевич– Люди сейчас очень часто ищут оправдания своим поступкам, чтобы их совесть была чиста. Выстраивают очень логичные рассуждения о том, почему они правы (это, конечно, идет от гордости) и всегда находят причину: то у них весна, то у них осень, то у них кризис, то коронавирус, и это для многих служит оправданием своего нетактичного и хамского поведения. Это, конечно, неправильно. Кроме того, чтобы не было какой-то хандры и настроение было хорошее, нужно очень четко фильтровать информацию, которую мы получаем. Нет ничего плохого в том, чтобы погулять по парку, полюбоваться природой, как она готовится к зиме, за птицами понаблюдать; это хорошее, интересное занятие. Но человек очень часто вместо этого смотрит новости, читает какие-то соцсети, где всегда много негатива, и от этого настроение у человека всегда плохое. А если он видит еще и на улице, что погода не такая радостная, как ему хотелось бы, – это еще добавляет плохого. Нам всегда нужно смотреть, что происходит вокруг, и искать в этом что-то хорошее. Будет гораздо легче жить.

Насчет доверия Богу – все зависит от силы нашей веры. Если человек только воцерковляется, еще на пути к Богу, то, конечно, он больше надеется на свои силы и думает, что он очень много может, но потом, когда человек укрепляется в вере, он все больше и больше понимает всемогущество Божие и то, что от самого человека на самом деле зависит не так много. Хотя у нас есть полная свобода, чтобы менять нашу жизнь, но очень часто мы этим не пользуемся. Именно в этом Господь дает нам свободу: что мы избавляемся от каких-то страхов, предрассудков, суеверий, и верующий человек ничего не боится, потому что знает, что он каждый день живет с Богом, и даже пандемия становится не такой страшной, потому что мы знаем: Господь с нами даже в этой ситуации, и если мы соблюдаем все необходимые меры предосторожности, которые предписывают нам врачи, то риски для здоровья становятся гораздо меньше. И, конечно, важно наше настроение: если мы пребываем в депрессивном состоянии, то нам может показаться, что все плохо и мы все умрем. Но если мы смотрим на жизнь с радостью и оптимизмом, то даже в каких-то сложных ситуациях мы будем уповать на Бога и надеяться на лучшее. Это очень помогает победить болезнь и гораздо легче перенести то, что происходит вокруг. И, конечно, нужно следить за потоком информации и избегать большого количества негатива. Те люди, которые постоянно смотрят телевизор и читают новостные сайты, – никак не могут на это повлиять, но тем не менее думают, что им нужно быть в курсе событий, – очень часто впадают в уныние, видя, как много вокруг негатива.

Очень хорошо читать молитву Оптинских старцев. Многим ее сейчас рекомендую. Есть сокращенный вариант этой молитвы. В ней мы просим у Бога дать силы, чтобы принять то, что происходит вокруг нас, смириться с тем, что мы не можем изменить, и разум, чтобы отличить одно от другого. Если человек будет мыслить таким образом, он не будет впадать в уныние. Что такое уныние? Почему мы не можем принять мир вокруг нас? Потому что мы за Бога начинаем решать, что должно быть, а чего не должно быть, как должны вести себя другие люди, как должен быть устроен мир, – это говорит о нашей очень большой гордости. Когда же мы не пытаемся изменить мир силой, а пытаемся изменить прежде всего себя, избавиться от своих грехов, то и жить становится легче, и мир мы начинаем видеть таким, каким его создал Господь, замечаем гораздо больше хорошего. И действительно начинаем в сложные моменты жизни видеть, что Господь рядом, что Он помогает нам через других людей. Через это наша вера может укрепляться. Конечно, когда человек не имеет искренней веры в Бога, упования на Бога, ему всегда будет страшно жить, потому что он всегда будет видеть вокруг нехорошие примеры: как люди стремятся ко греху, как грех действует разрушительно на их жизни. Конечно, все будет страшно. Из-за этого у нас многие люди впадают в различные суеверия, в гадания, в магию. Это просто говорит о том, что люди не имеют достаточной веры в Бога, ищут еще какие-то подпорки. Нам нужно укреплять веру, избавляться от греха. И постепенно, постепенно мы будем совершенно по-другому ко всему относиться: не будем углубляться в житейскую суету, не будем в этом тонуть, как у многих людей бывает, которые суетятся, суетятся и говорят, что даже нет времени в храм сходить. Если у нас будут другие приоритеты, то и время на все появится.

 
Поделиться в: