Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Благое неверие

В следующее воскресенье после праздника Пасхи православные всего мира вспоминают об уверении святого апостола Фомы. Расхожая фраза «Фома неверующий» вошла в лексикон русских людей. И хотя смысла своего она за давностию лет на удивление не потеряла, все же подробности тех событий помнят далеко не все.

Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Когда Господь, во время Своего пребывания на земле, проходил по городам и селениям, уча народ и исцеляя болезни, Фома был так восхищен Его проповедью, что неотступно ходил вслед за Христом. Видя такую ревность, Господь призвал молодого человека следовать за Ним. Так рыбак стал апостолом. Юноше дали прозвище Близнец, так как внешне он был очень похож на Христа. Апостол не просто любил своего Учителя — он готов был отдать за Него жизнь. Пойдем и мы умрем с Ним (Ин.11, 16) — призывал он других учеников.

Евангелия не сообщают, где был Фома во время Страстей Христовых. Говорится лишь, что он не поверил рассказу апостолов о Его воскресении: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25). Христос знал, что сомнения Фомы — не от его неверия, а от того, что апостол всем своим сердцем хотел принять Истину. Зная характер Своего искреннего и верного ученика, Он вскоре приходит к нему и говорит: Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим… Господь мой и Бог мой! — в изумлении воскликнул Фома (Ин. 20, 27–28). Этот евангельский сюжет получил название «Уверение Фомы» — он бесчисленное количество раз воспроизводился как на иконах, так и на живописных полотнах.

«Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, — пишет святитель Иоанн Златоуст, — сделался по благости Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать Слово Божие народам диким». Когда апостолы бросили жребий, кому в какую страну идти проповедовать, Фоме досталась Индия, далекая от Палестины и географически, и культурно. Надо сказать, понятие «Индия» в то время было широким и далеко не всегда означало конкретную территорию. Индией называли подчас и Афганистан, и Иран, и Ирак, вплоть до современного Пакистана и Северной Индии. Индия была трудна для проповеди по множеству причин. Ее населяли многочисленные народы, которые сильно отличались друг от друга в плане культуры и обычаев. Религии этой страны включали в себя поклонение множеству богов и богинь, различные культы, обряды и ритуалы, которые подчас были очень жестокими. А также в Индии существовала система каст, из-за которой человеку, пришедшему с проповедью, нелегко было объединить вместе их представителей.

Именно поэтому апостол долго не решался идти туда с проповедью Воскресшего Христа. «Не имею я сил для этого, ибо слаб я, и муж я еврейский, как индийцев могу я учить?» — сетовал он. Но во сне ему явился Спаситель и сказал: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя, с тобой она».

После этого апостол решился и отправился в путь. По дороге в Индию ему удалось основать христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии. В самой Индии в общей сложности Фома прожил около двадцати лет. За эти годы множество язычников обратил он в христианство и совершил немало чудес. Однажды индийский царь Гундофар захотел построить себе роскошный дворец, какие были у римских императоров. Фома нарисовал ему чертеж того дворца, и царь выделил ему на строительство очень большую сумму денег. Однако Фома раздал все эти деньги нищим. Когда же царь призвал к себе Фому, чтобы тот дал отчет, готов дворец или нет, Фома ответил, что дворец уже готов, но не здесь, а … на небе, но не хватает только одного самого драгоценного камня — Крещения царя, чтобы взойти на самую вершину. Разгневанный царь посадил апостола в тюрьму. Он чувствовал себя обманутым и изыскивал более мучительный способ телесного наказания, чтобы Фома умер в страданиях. В это самое время умирает брат царя, который по прошествии трех дней воскрес. Он рассказал царю, что видел в Раю красивый дворец, который был предназначен для царя. Гундофар поверил в это чудо и вскоре принял Крещение.

Последние четыре года (68–72) апостольского служения Фомы прошли в г. Мадрасе, на побережье Индийского океана. Свой земной жизненный путь он завершил мученической смертью. За крещение сына и супруги индийского правителя святой был заключен в тюрьму, где претерпел изощренные пытки. В апокрифических «Деяниях Фомы» смерть апостола описывается следующим образом: «…Закончив молиться, он сказал воинам: “Теперь выполняйте приказ тех, кто послал вас”. И они пронзили его копьями. После чего он упал и умер».

Мощи святого апостола пребывали в Индии до IV века. Но и после перенесения мощей святого в г. Эдессу само место его погребения почиталось как святыня. 

В XI веке Эдессу разграбили турки, и христиане спрятали святые мощи во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. Оттуда в 1258 году мощи были перевезены в итальянский городок Ортону. С тех самых пор и по сей день святыня хранится в городском соборе во имя святого апостола Фомы, в который стекаются многочисленные паломники со всего света для поклонения. Этот собор был воздвигнут на месте языческого капища в знак торжества христианства над язычеством. Также частицы мощей святого апостола Фомы есть в Венгрии и на Афоне.

Из жизни святого апостола мы видим, что «неверие» Фомы привело его к великой вере. Наверное, нет никакой беды в том, что человек недоверчив. Главное — не упорствовать в собственном скепсисе, а найти в себе силы поверить и изменить свою жизнь, особенно тогда, когда Истина предъявляет неопровержимые доказательства своего бытия.

Наталия Комиссарова 

 

 

 
Оставить комментарий
Поделиться в: