Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Царица, равная апостолам

Православная Церковь 3 июня совершает память святой равноапостольной царицы Елены. Благодаря ей и ее сыну — равноапостольному царю Константину — христианство распространилось во всем мире. Едва ли можно найти исторических деятелей, сыгравших столь же огромную роль в становлении христианской цивилизации.


Святая царица Елена не была благородного происхождения. Отец ее был хозяином гостиницы. В юности она часто помогала ему — разливала вино путникам, ожидавшим перепряжки лошадей. Именно там она и познакомилась со знаменитым римским военачальником Констанцием Хлором. Девушка-служанка так понравилась ему, что он взял ее в жены. Вскоре у супругов родился сын Константин.

Но семейное счастье святой Елены было очень недолгим. Когда Констанций был объявлен цезарем и соправителем Западного императора Максимина, ему пришлось, по политическим соображениям, развестись с Еленой и жениться на дочери императора. С потерей любимого супруга Елена должна была разлучиться и с единственным сыном, одиннадцатилетним Константином, которого отец забрал ко двору императора на Восток. Святая Елена приняла этот жестокий удар судьбы кротко, со смиренным сердцем: ни упрека, ни борьбы за свои права. Несчастье расположило ее душу к принятию христианства. Она вся ушла в молитву, в дела помощи бедным и обездоленным. Пятнадцать лет провела святая Елена в глубоком уединении.

После смерти Констанция Хлора в 306 году святой Константин был провозглашен войсками императором Галлии и Британии. Святая Елена переселилась поближе к сыну, в городок Дрепанум, где Константин мог ее навещать. Впоследствии этот город переименовали в Еленополис в ее честь.

В 313 году император Константин издал Миланский Эдикт, согласно которому христианство получало законный статус, чем положил конец гонениям, длившимся в течение почти трех столетий. Спустя еще десять лет он стал единовластным императором восточной и западной частей империи. Константин очень любил свою мать. Из уважения к ней он наделил ее титулом императрицы и приказал чеканить монеты с ее изображением. Первые монеты с изображением святой Елены, где она титулуется Nobilissima Femina (букв. «благороднейшая женщина»), были отчеканены в 318–319 годах в Фессалониках. Но для Елены, успевшей к тому времени понять, насколько преходящи радости и горечи земной славы, сама по себе императорская власть была мало привлекательна. Она не вмешивалась в политические дела, а свое новое положение стала использовать в деле распространения христианского благовестия.

В 326 году, будучи уже в весьма преклонных летах, святая императрица по просьбе сына отправилась в Палестину, чтобы привезти оттуда реликвии, которые как свидетельство земной жизни Господа должны были укрепить веру обновленной империи. Именно царице Елене было суждено найти священные для христиан места и там воздвигнуть величественные храмы.

В то время все части Святой Земли, освященные евангельскими событиями, уже давно подверглись опустошению. Самое дорогое место для верующего сердца — пещера Гроба Господня — была засыпана мусором; более того, как бы в насмешку над «Распятым Богом» и Его почитателями на холме, насыпанном поверх святой пещеры, было построено языческое капище «сладострастному демону любви» — Венере. По указаниям Елены идольские капища, поставленные на священных местах, были разрушены и вместо них сооружены храмы.

Так, на средства царицы были построены прекрасные церкви в Вифлееме над пещерой Рождества Христова; на горе Елеонской — месте Вознесения Господня; в Гефсимании — месте Успения Пресвятой Богородицы; в Вифании — церковь над гробницей Лазаря; в Хевроне — церковь у Мамврийского дуба, где Бог явился Аврааму; у Тивериадского озера — церковь Двенадцати апостолов; на месте вознесения святого Илии — храм во имя этого пророка; на горе Фавор — храм во имя Иисуса Христа и апостолов Петра, Иакова и Иоанна; у подножия горы Синай — церковь, посвященная Богородице.

Но главной заботой императрицы было отыскать Древо, на котором был распят Спаситель мира. Оно было обретено под одним из языческих капищ. Так на том месте был возведен храм Воскресения Христова.

Нет ни одного места, чем либо памятного от дней жизни Спасителя, которого не посетила бы святая Елена, где бы она не оставила по себе памяти. В Палестине она обходила селения в поисках всего, что могло быть связано с жизнью, смертью и Воскресением Иисуса Христа. В одной иудейской семье хранился хитон (туника) Спасителя, тот самый, который не посмели разделить воины и о котором бросили жребий. Царица выкупила святыню и привезла ее в немецкий город Трир. До сих пор она хранится в городском кафедральном соборе святого Петра.

После нескольких великих обретений, сделанных Еленой, люди сами стали приходить к ней и приносить святыни. Что-то сумели сохранить первые христианские общины. Некоторые из реликвий обретались неожиданно после забвения, давая о себе знать чудесами.

Во французском городе Шартре сегодня хранится одна из древнейших и величайших святынь — плат Богородицы. Согласно преданию, именно этот покров был на Богоматери в момент рождения Иисуса Христа.

Терновый Венец Христа (тот самый, который воины возложили на главу Иисуса Христа, усугубляя Его страдания) передан на хранение в Собор Парижской Богоматери.

В немецком городке Прюме, расположенном вокруг древнего христианского монастыря, хранится сандалия Христа.

Мощи волхвов (мудрецов, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу), обретенные царицей Еленой, находятся в Кельнском соборе. Также императрице удалось найти вещи Святого семейства, среди которых были пелены Богомладенца. Сегодня они хранятся в соборе немецкого г. Ахена.

Святыни, обретенные царицей Еленой, благоговейно хранились в храмах и сокровищницах Византии. Во времена крестовых походов большая часть византийских сокровищ была разграблена. Начиная с XIII века реликвии, как военные трофеи, перекочевали в Европу. Кто-то видел золото и драгоценности их обрамления, другие почитали вселенские святыни. Со временем благочестие взяло верх над жаждой наживы, и христианская Европа осознала, чем обладает.

Святая Елена, помня о собственных годах жизни в унижении и забвении, регулярно устраивала большие обеды для бедняков Иерусалима и его окрестностей. При этом сама надевала простое рабочее платье и помогала подавать блюда. «Святая Елена не облачалась в свойственные ее сану одеяния, а в самой скромной одежде вращалась она среди народной толпы, стараясь быть неузнанной, раздавала щедрую милостыню; подражая Господу Иисусу, свое самоуничижение она простирала до того, что в своем доме собирала девственниц, угощала их и сама служила за столом в виде простой рабыни. Одним она оказывала денежное пособие, других в изобилии снабжала одеждой для прикрытия наготы, иных освобождала от оков, избавляла от тяжкой работы в рудокопнях, выкупала у заимодавцев, а некоторых возвращала из заточения» — сообщает ее житие.

Выполнив свою историческую миссию, царица Елена в 327 году покинула Святую Землю. По дороге в Константинополь она остановилась на острове Кипр. Едва Елена ступила на остров, к ней явилась делегация верующих с просьбой отделить от Креста хотя бы мельчайшую частичку и подарить им. Елена распорядилась отделить от святыни маленький кусочек и подарила его монастырю. С тех пор это место зовется Ставровуни — гора Святого Креста. Священная реликвия ныне спрятана внутри большого серебряного креста, хранящегося в главном иконостасе храма.

Святая Елена скончалась в начале 328 года в возрасте около 80 лет. Она умерла на руках своего сына, увещевая его управлять вверенными ему Богом народами справедливо, не превозноситься, а служить Господу со страхом и трепетом.

Сегодня основная часть мощей святой Елены находится в одном из католических храмов на центральной улице Парижа в церкви Сен-Ле-Сен-Жиль, а честная глава святой находится в немецком городе Трире.

Святая императрица Елена, несправедливо отвергнутая мужем, смиренно взяла на свои плечи крест преждевременного вдовства и целиком ушла в дела христианского благотворения. Много лет она потратила на то, чтобы отыскать и сохранить христианские святыни. Прошло время, и сегодня ее саму почитают как праведницу, а Церковь приравняла ее подвиг к трудам апостолов.

Наталия Бондаренко


Оставить комментарий
Поделиться в: