Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Понять культуру своего народа

На протяжении нескольких месяцев в общеобразовательных школах проходят собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей ОРКСЭ. Часто они выбирают курс «Основы светской этики» — из тех соображений, что он не относится ни к одной из религий. Мы попросили руководителя Отдела образования и катехизации Покровской епархии священника Александра Милованова прокомментировать эту ситуацию.

Этикет или этика

Хотелось бы сразу сказать, что светская этика не является предметом, на котором учат этикету. Светская этика — это непростой философский предмет, который сложен для учащихся 4–5 классов. По этому модулю нет ни методичек, ни наработок, это путь педагогического поиска, но и, соответственно, поле для педагогических ошибок.

В то время, как за более чем двадцатилетнее преподавания «Основ православной культуры» во многих регионах нашей страны накоплен огромный педагогический материал, проведен мониторинг, даны положительные заключения на самом высоком государственном уровне, следствием чего и является повсеместное введение ОРКСЭ.

Светскую этику пытаются преподнести как некий надконфессиональный предмет, который непременно устроит всех, не допустит мнимого разделения и принесет благие результаты в деле воспитания подрастающего поколения. Однако термин «светская этика», по мнению специалистов, вообще надуманное понятие. Само понятие «этика» привязано всегда к тому или иному философскому течению, а еще точнее — к тому или иному создателю философского учения. Есть этика Аристотеля, этика Ницше, этика Сартра, Гегеля, Шопенгауэра и т. д.

Просто «светской» этики, говоря научным языком, не существует. Те категории, которые описывает учебник по светской этике, по мнению специалистов, находятся за гранью добра и зла. В нем говорится, что не существует абсолютного добра и зла, каждый сам для себя выбирает, что является добром, а что злом. Принцип эгоизма и нравственного релятивизма — нравственно то, что можно обосновать доводами разума и что приносит удовольствие, — основополагающий при таком подходе.

Вражда или понимание?

Часто при выборе именно модуля ОПК в рамках ОРКСЭ родители задают вопрос: «Не скажется ли негативно на межнациональных отношениях изучение православной культуры?». Тут хотелось бы привести мнение известного русского философа И. С. Ильина, который сказал, что истинно веротерпимым может быть только верующий человек. Да и культура как проявление и выражение внутреннего мира человека и народа всегда только улучшала и умягчала нравы. В то время как отсутствие культуры приводило и приводит к печальным результатам.

Православная русская культура является объединяющей культурой в нашей стране, и знание ее основ будет полезно всем, в первую очередь представителям иной культуры, по следующим соображениям. ОПК поможет лучше понять культуру и духовность государствообразующего народа, не чувствовать себя далекими от понимания истории, расширить свой кругозор, обогатить свой лексикон, сохраняя свою самобытность и верность своим религиозным устоям.

Опасаться, что ОПК может вызвать негативное отношение к представителям иной веры, просто абсурдно и не соответствует истинному положению дел. Опыт, проводимый в ряде субъектов РФ, не выявил фактов обострения межнациональной розни, а констатировал только положительные результаты. Это научные сведения, фактологическая база, полученная эмпирическим путем.

Хотелось бы напомнить о тех принципах, которые лежат в основании христианской морали и нравственности и учат христианина, как ему относиться к окружающим его людям: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя (Лк. 10, 27). Причем ближний в православном понимании — это не только твой единоверец, а всякий человек, что находится рядом с тобой, независимо от его вероисповедания, национальности, пола, возраста.

Грань между добром и злом

Наш век, увы, стал веком моральной деградации и оскудения нравственности, очерствения человеческих душ. Причина кроется именно в оскудении религиозно мотивированных нравственных установок, замены их на светский, то есть безбожный эгоизм.

Разве мы слепы и не видим, как дети тяготятся родительской опекой и всяким наставлением старших, избегают проявлять послушание уже в юном возрасте? «Все эти взрослые — они ничего не понимают, — объясняют они себе. — Они не могут понять, что, к примеру, лучше для меня все время сидеть, уткнувшись в экран компьютера, а не учить какую-то там глупую и никому не нужную химию». Подросток начинает пить и курить, невзирая на увещания и призывы старших, хамит педагогам. У него нет авторитетов. Он сам для себя и без светской этики прекрасно уяснил из окружающего нас медийного и вербального пространства, что он мерило добра и зла. А теперь его еще этому и будут учить на уроке, который, не до конца разобравшись, по неосторожности, могут выбрать его же родители.

Зададимся вопросом: а почему сейчас семья рассматривается уже не как освященный Богом единственный, нерасторжимый и вечный союз двух личностей, а как некая экспериментальная площадка, основанная на неком взаимовыгодном партнерском соглашении? «Поживем, попробуем, если все получится, мы друг другу подойдем, то, может, тогда и поженимся. А потом, может, и ребеночка для себя родим, если сможем, конечно, ему все дать», — так рассуждают сегодня молодые люди. Для всего есть моральное обоснование с точки зрения светской этики: и половой распущенности, и неприкрытому гедонизму, и нежеланию брать на себя обязательства ни перед людьми, ни перед Богом.

Светская этика не учит понятию жертвенной любви, а без нее немыслим подвиг семьи, немыслимо служение обществу и государству. Потому половина из заключенных в России браков в настоящее время заканчивается, можно сказать, и не начавшись, разводом. И если оставить все так, да еще подвести к этому такую светскую идеологическую базу, то ситуация будет только ухудшаться.

Но грех никогда никому радости не доставлял и доставить не может. Отсюда же и депрессии, и пьянство, и просто немыслимое количество суицидов. Кстати, исходя из понятий светской этики вполне можно оправдать и самоубийство, а из православной — никак.

Стоит вспомнить и про переходный возраст детей, про те опасности, которые он в себе таит. Есть субкультуры, которые увлечены культом смерти, преподносят ее как нечто благородно-таинственное, призывают заигрывать с бездной.

Многие люди по соображениям разумного эгоизма и личной выгоды, то есть светской этики, отказываются иметь или воспитывать собственных детей. «Сложно ведь родить, и дорого, аборт дешевле и проблем никаких нет». Но если так будет продолжаться, и у нас не будет детей, нам как нации грозит вымирание.

Этот процесс может приобрести необратимые формы. Потому мне очень бы хотелось посоветовать родителям: если хотите видеть ваших детей нравственными и всесторонне развитыми, выбирайте основы культуры, основы православной культуры прежде всего. На этих уроках ваших детей научат самому главному — как отличить зло от добра и не поддаться на уловки современных разрушающих теорий.

* * *

Вопрос—ответ5_5_2.jpg

Введение нового курса вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Предлагаем вниманию наших читателей ответы на некоторые из них.

— Почему модуль выбирают родители, а не дети?

— Модуль выбирают родители, потому что, согласно Закону РФ «Об образовании», именно родители до достижения детьми 15-летнего возраста являются их законными представителями перед лицом государственных и муниципальных органов, в том числе перед школой. Однако родители имеют полное моральное право посоветоваться с ребенком, прежде чем сделать выбор.

— Как светский учитель будет преподавать ОПК?

— Поскольку ОПК является не вероучительным, а светским предметом, его преподавание осуществляется светским преподавателем. Нет никакого противоречия между понятиями «светский» и «религиозный», так как они лежат в разных понятийных плоскостях. «Светский» значит нецерковный, не принадлежащий к церковной организации. Светская деятельность — это деятельность в миру, то есть вне Церкви как организации. «Светский человек» — это не монах, не священнослужитель, не церковнослужитель, то есть он находится вне церковной иерархии. Но светский человек, то есть учитель, врач, чиновник и т. д., вполне может быть человеком верующим, религиозным, от чего он не перестанет быть светским человеком.

Кроме того, не стоит бояться и потому, что, как правило, учитель учится вместе с детьми и в постижении основ своей родной культурной традиции идет на шаг или на два впереди них. Автор учебника по ОПК предполагал заранее такую ситуацию, и содержание учебника рассчитано на разного уровня подготовку учителя. Учитель же, который противится идеям ОПК, просто сам не станет его преподавать.

— Не будут ли моего ребенка приобщать к религии?

— Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. В ходе обучения дети не приобщаются к религиозным обрядам, не участвуют в отправлении религиозного культа.

Вместе с тем необходимо понимать, что культура — это далеко не только и не столько искусство. Культура — это уклад жизни народа, семьи, человека. Это представление об окружающем мире, о рождении, воспитании, становлении личности, взаимоотношениях в обществе, о смерти, на основе которых выстраивается образ жизни человека, его быт в том числе. В каждой культуре эти представления особенные. Их особенности определяются той или иной картиной мира (одной из религиозных или атеистических). Существует научный термин «культурообразующая религия».

Поэтому культурологический подход предполагает изучение истоков той или иной культурной традиции. Хотя приобщения к религиозному обряду при этом не происходит, но представления об устройстве мира, месте человека в нем, нормах взаимоотношений между людьми преподносятся в рамках одной из культурообразующих религиозных традиций (Православия, ислама, буддизма, иудаизма). Или в рамках нерелигиозной (атеистической) этики.

Оставить комментарий
Поделиться в: