По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Почтим День Святой Троицы

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Так обычно по церковной традиции мы начинаем и наше молитвенное правило — собеседование с Богом, и всякое дело, совершаемое на пользу людям во славу Бога, во Святой Троице поклоняемого.


Атмосфера праздника

Если человек внимательно следит за богослужением годового круга, то он наверняка заметит, что все детали, относящиеся к богослужению, несут определенную идею. Цвет, стиль, даже время символично для богослужения. Постом черный цвет преобладает как символ покаяния, а на Пасху красный — символ Божественной любви и мученической крови. Но сложно не удивиться, придя в храм первый раз на праздник Святой Троицы. Помню, как сам пережил нечто подобное. Ведь представление о храме, сформированное телевидением и киноиндустрией, отличается от того, что мы видим здесь на Троицу. В храме всюду зелень, молодые березки, лесные травы, луговые цветы, радостные прихожане. Схожую атмосферу праздника и настроение людей можно увидеть дома, когда у кого-нибудь из родственников день рождения. Эта мысль промелькнула у меня, когда я в первый раз пришел на богослужение Пятидесятницы. Я только потом узнал, что этот день и вправду является днем рождения всей нашей Церкви.

«Без Троицы дом не строится»

Значение снисхождения Святого Духа можно без преувеличения назвать чрезвычайным. Ведь этот день явился подлинным рождением Христовой Церкви. Апостолы впервые без опасения перед иудейскими старейшинами и первосвященниками вышли на открытую проповедь Распятого и Воскресшего Спасителя мира. В этот день община учеников стала Церковью. И это день рождения не только Церкви, но и христианского вероучения, церковного Предания, которое, по меткому замечанию поздних богословов, и есть «жизнь Духа Святого в Церкви». Неизъяснимая в понятиях человеческого языка тайна Воплощения и Воскресения становится доступна ученикам только через причастие Святого Духа. По слову святителя Феофана Затворника, Святой Дух окончательно открывает и уясняет апостолам тайны Царствия и все христианское учение. А архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорит, что «с этого момента апостолы получили сознательное и четкое представление о Боге Отце, Который по любви Своей к людям послал на землю Своего Сына; о Сыне, сошедшем на землю и пострадавшем за весь род человеческий, и о Духе Святом Утешителе, осиявающем Своей благодатию всех, кто готовит себя к восприятию Его».

Рождение Церкви

Для начала надо вспомнить, как на пятидесятый день после Воскресения Спасителя ученики собрались в Иерусалиме в день иудейской Пятидесятницы. Они ждали в Сионской горнице. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян. 2, 2–4). Вы знаете, что апостолы были простые, неученые люди, и что же? Лишь только спустились на апостолов огненные языки, лишь только сошел на них Святой Дух, они стали говорить на разных языках, которым никогда не учились и которых до тех пор не понимали.

В этот день в городе по случаю праздника находились иудеи из разных городов и стран. Услышав шум, они собрались перед домом, где находились апостолы, и, услышав, что внутри говорят на различных наречиях, пришли в изумление. Некоторые из них насмехались над апостолами и говорили: они напились сладкого вина (Деян. 2, 13).

Бывает, что люди осмеивают и ругают то, чего не понимают. Так случилось и в этот раз. Тогда святой апостол Петр произнес первую проповедь, в которой указал в славном событии, совершившемся в сей день, на исполнение древних пророчеств и завершение того великого дела спасения людей, которое исполнил на земле Распятый и Воскресший Господь Иисус Христос. Проста и кратка была первая христианская проповедь, но так как устами апостола Петра вещал Дух Святой, слова его проникли в сердца слышавших и победили их упорство.

«Что же нам надо делать?» — спросили его. Ответил им апостол Петр: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). Многие, уверовавшие во Христа по слову апостола Петра, тут же всенародно покаялись в своих грехах, крестились, и к вечеру этого дня Церковь Христова из числа 120 выросла до 3000 человек. Таким чудесным событием началось существование Церкви Христовой — этого благодатного общества верующих, в котором все призваны спасать свои души и которое будет существовать до самого конца мира.

Следует думать, что не случайно совпали в тот день два знаменательных события — сошествие Святого Духа и еврейская Пятидесятница. Ветхозаветная Пятидесятница отмечала избавление евреев из египетского рабства и начало свободной жизни в союзе с Богом. Сошествие Святого Духа на верующих в Иисуса Христа осуществило освобождение верующих от власти дьявола и стало началом нового, благодатного союза с Богом в Его духовном Царстве.

История праздника

В III веке Пятидесятница уже окружена обрядами и обычаями, требовавшими немалого предварительного развития, и представляет собой общераспространенный праздник. Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан с чувством торжества над язычеством говорит: «Языческие праздники совершаются только один раз в год, а у тебя воскресение возобновляется через каждые 7 дней; собери все языческие праздники, расположи их подряд, и они не в состоянии будут наполнить Пятидесятницу». В другом месте Тертуллиан говорит о недозволительности во дни Пятидесятницы поста.

В «Постановлениях Апостольских» — памятнике, относимом учеными исследователями в разных его частях к периоду III–V веков, — говорится от лица апостолов: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи); сей день да будет великим праздником; ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святаго Духа. Пятидесятницу празднуйте одну седмицу».

С IV века свидетельства о Пятидесятнице и как о священном периоде в 50 дней, и как об особом празднике становятся частыми, если не сказать — общими, у церковных писателей. У святителя Иоанна Златоуста есть беседа на вопрос, почему в Пятидесятницу читаются Деяния Апостольские, хотя описанное в них произошло после Пятидесятницы? Святой отвечает: потому что они заключают много подтверждений Воскресения Христова. У святителя Иоанна Златоуста и святителя Григория Богослова есть беседы и слова на день Пятидесятницы. Последний называет ее днем Духа Святаго: «Почти день Духа». Святитель Иоанн Златоуст упоминает об обычае украшать в день Пятидесятницы дома зеленью, святитель Григорий Богослов — об обычае крещения в этот день. О судьбе праздника Пятидесятницы на Востоке с IV до VII века не сохранилось известий, только упоминается автор кондака и икосов — святой Роман Сладкопевец (VI век).

Хвалите Имя Господне

Можно смело сказать, что празднование Пятидесятницы в Церкви — одно из самых торжественных в году. Мы уже отметили то, что храм украшается самым ярким образом. А сама служба по торжественности встает в один ряд со службами праздников Пасхи и Рождества Христова.

Впервые после Пасхи поются праздничные песнопения «Царю Небесный» и «Видехом свет истинный». Оба эти текста специально опускаются в церковном богослужении в период от Пасхи до Пятидесятницы, чтобы в день праздника прозвучать с новой силой.

Наиболее яркая литургическая особенность Пятидесятницы — совершение после праздничной Литургии великой вечерни, за которой читаются особые коленопреклоненные молитвы. Появление этих молитв связано с тем, что в Церкви в период от Пасхи до Пятидесятницы запрещены коленопреклонения. Об этом пишут еще Епифаний Кипрский и Блаженный Августин. Был даже наложен запрет на коленопреклонение в этот период 20-м правилом Никейского Собора.

Следующий за Пятидесятницей день посвящен, как это бывает и в другие важнейшие праздники, тому лицу, без чьего участия праздник был бы невозможен. Поэтому если после Рождества Христова идет день Пресвятой Богородицы, а после Крещения Господня — день Иоанна Крестителя, то за Пятидесятницей следует День Святого Духа.

За великолепием служб и торжеством праздников мы порою забываем, что принадлежим к Церкви лишь в той мере, в какой мы участвуем в ее жизни. И в первую очередь своей решительностью жить по правде Господней. Глубины Божии открываются только Духом Божиим. И мы призваны быть не только в Церкви, но и Церковью быть, а значит — быть живыми храмами Духа Святого. Поэтому каждому из нас следует осознать величие праздника и в смиренном благоговении перед величием тайны Божией воспеть Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша!».

А как пойдете на праздник в храм, то возьмите букет цветов — ведь на день рождения идете, без цветов как можно. А близкие родственники Церкви, по семейной традиции, помогают украшать храм ко дню рождения…

Андрей Касимов


Тропарь праздника, глас 8:

Благославен еси, Христе Боже наш, / Иже премудры ловцы явлей, / низпослав им Духа Святаго, / и теми уловлей вселенную, / Человеколюбче, слава Тебе.

Перевод

Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, / ниспослав им Духа Святого / и через них уловивший вселенную. / Человеколюбец, слава Тебе!

Кондак праздника, глас 8:

Егда снизшед языки слия, / разделяше языки Вышний, / егда же огненныя языки раздаяше, / в соединение вся призва, /и согласно славим Всесвятаго Духа.

Перевод

Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; / когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа.

Величание:

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Всесвятаго Духа Твоего, / Егоже от Отца / послал еси Божественным учеником Твоим.


Оставить комментарий
Поделиться в: