Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Отчет о своем уповании

Начался Петров пост. О его церковном установлении упоминается еще в постановлениях апостольских. Но особенно этот пост утвердился, когда были построены храмы во имя апостолов Петра и Павла в Константинополе и Риме. 12 июля было совершено освящение константинопольского храма, положившее начало повсеместному празднованию памяти апостолов в этот день. И утвердилось приготовление христиан к этому празднику постом и молитвой. Мы предлагаем ученикам нашей школы в дни поста заняться изучением апостольских посланий. А помогут нам в этом толкования святителя Феофилакта Болгарского, архиепископа Аверкия (Таушева) и А. П. Лопухина.

 

Ко всем христианам

Соборными мы называем семь посланий, написанных апостолами: одно — Иаковом, два — Петром, три — Иоанном Богословом и одно Иудой. Они получили такое название потому, что обращены не к отдельным церквам, как например, послания апостола Павла, а ко всем христианам.

Сегодня мы займемся изучением первого соборного послания апостола Петра. Авторство первоверховного апостола здесь бесспорно — тон речи во многих местах послания вполне отвечает известной нам из Евангелия горячности апостола Петра, ясность и простота речи, сходство ее с речами апостола в книге Деяний также свидетельствуют об этом.

Характерную черту посланий, равно как и речей апостола Петра, составляет обилие прямых цитат из Ветхого Завета. По свидетельству ученого А. Клемена, «на 105 стихов послания приходится 23 стиха ветхозаветных цитат». По мысли апостола Петра, представление о служении апостольском нераздельно соединено с аналогичным ему служением ветхозаветных пророков. Блаженный Феофилакт прекрасно отмечает эту особенность в воззрениях святого Петра на дело апостольства, говоря: «Словами “по предведению Бога” апостол хочет показать, что он, за исключением времени, ничем не ниже пророков, которые и сами были посланы, а что и пророки посланы, об этом говорит Исаия: “благовествовать нищим послал меня” (см.: Ис. 61, 1)».

Автор послания

Апостол Петр, называвшийся прежде Симоном, был сыном рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской и братом апостола Андрея Первозванного, который и привел его ко Христу. Святой Петр был женат и имел дом в Капернауме. Призванный Спасителем за рыбной ловлей на озере Геннисаретском, он при всяком случае выражал Ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоен был особенного приближения к Господу вместе с сынами Зеведеевыми.

Сильный, пламенный духом, он занял первое место в лике Христовых апостолов. Он первый решительно исповедал Господа Иисуса Христа Христом, то есть Мессией (см.: Mф. 16, 16) и за это удостоился наименования Камень (Петр). На этом камне Петровой веры Господь обещал создать Церковь Свою, которую и врата адовы не одолеют (Мф. 16, 18).

Троекратное отречение свое от Господа святой Петр омыл горькими слезами раскаяния. По Своем воскресении Христос вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти агнцев и овец Своих (см.: Ин. 21, 15–17). Он первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой по сошествии Святого Духа, произнеся сильную речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив ко Христу 3000 душ, а спустя некоторое время другой сильной речью, по случаю исцеления в храме хромого от рождения, обратил еще 5000 (см.: Деян. 2–4).

Апостол Петр предпринимал путешествия с проповедью Евангелия по палестинскому, финикийскому и сирийскому берегу Средиземного моря, был в Антиохии. Затем проповедовал в областях Малой Азии, потом в Египте, где рукоположил Марка в первого епископа для Александрийской церкви. Отсюда перешел в Грецию (Ахаию) и проповедовал в Коринфе. По преданию, святой Петр из Греции отправился в Италию и был в Риме, затем посетил Северную Африку и город Карфаген. К концу своей жизни святой Петр снова прибыл в Рим, где и принял мученическую кончину вместе с апостолом Павлом в 67 году, будучи распятым вниз головой.

Избранным пришельцам

Первоначальное назначение послания видно из самого надписания его: оно обращено к пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии (1 Пет. 1, 1) — провинциях Малой Азии. Под этими «пришельцами» надо понимать, главным образом, уверовавших евреев, но, как видно из некоторых мест послания, тут имеются в виду и бывшие язычники. Христиан апостол называет «пришельцами» в двояком смысле. С одной стороны, они живут вне своего отечества — Палестины; с другой — для христиан жизнь на земле есть странничество, ибо настоящее их отечество — Царствие Небесное. Апостол называет их «избранными» в том смысле, что в Новом Завете все христиане составляют новый избранный народ Божий, каким в Ветхом Завете были иудеи.

Цель послания — ободрить, утешить в скорбях малоазийских христиан и утвердить их в вере. Дата его написания определяется между 62 и 64 годами. В состав послания входит пять глав.

Первая глава

Включает в себя надписание и приветствие, славословие Богу за благодать возрождения, ради которой должно радоваться в скорбях и к которой относились изыскания пророков, а также увещание к святости жизни и взаимной любви. Апостол Петр на всем протяжении своего послания старается разными богодухновенными назиданиями подкрепить и возвысить нравственную жизнь угнетенных малоазийских христиан. В первых двух главах он раскрывает величие и славу спасения, преподанного христианам в Иисусе Христе, что придает всему этому отделу догматический оттенок. В остальных главах преобладают исключительно нравственные наставления.

Из глубины сердца, исполненного благодарностью Богу за искупление мира, апостол возносит славословие Богу, даровавшему людям «наследство нетленное» в противоположность чувственному земному, которого ожидали иудеи от Мессии. Заканчивает свое славословие святой, указывая на великую важность домостроительства нашего спасения, к которому относились все изыскания и исследования пророков и которое так глубоко, что в него желают проникнуть Ангелы (1 Пет. 1, 12).

Вторая глава

Здесь апостол дает наставления о духовном возрастании и устроении, о добродетельной жизни, о покорности властям, о повиновении слуг господам, а также приводит пример страданий Господних.

Основание Церкви, ее краеугольный камень — это Сам Христос, а все верующие, члены Церкви — «живые камни» — должны строить из себя на этом Камне дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу (1 Пет. 2, 5). Это, конечно, образное высказывание, и этим не упраздняется священство. Все верующие называются «священством святым», потому что они должны приносить Богу жертвы добродетели.

С 11-го стиха апостол начинает нравственные наставления, касающиеся внутренней и личной жизни христиан. Как отмечает святитель Феофилакт Болгарский: «У учителей веры есть обычай к догматическому учению присовокуплять уроки нравственности. Так поступает теперь и блаженный апостол Петр». Он раскрывает подробно, в чем именно должно выражаться это царственное священство христиан, какие духовные жертвы должны они приносить и как должны себя вести, чтобы язычники, видя их добродетельную жизнь, прославили их за то, за что теперь злословят.

Третья глава

В ней апостол дает нравственные наставления женам, мужьям и всем христианам.

В этой главе апостол призывает христиан: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Упование образует самую суть истинной духовной христианской жизни, и ответ или отчет об этом уповании, основанном на вере, должен быть из благоговейного почтения пред Божественной истиной и без тени высокомерия. Здесь — на все времена урок всем исповедникам, защитникам и миссионерам христианской веры!

Женам заповедует, чтобы они повиновались своим мужьям. Здесь имеются в виду особенно жены-христианки, бывшие замужем за мужьями-иудеями или язычниками. Положение таких жен было, конечно, нелегким. У них естественно могло породиться искушение — поставить себя под руководство лиц, уже просвещенных христианской верой, то есть чужих мужей, из-за чего могли возникать разные искушения и нестроения в семейной жизни.

Тягостное положение женщины, как в древнеязыческом мире, так и у евреев, побуждает апостола дать наставления и мужу относительно жены, дабы наставление о повиновении жены не подало мужу повода злоупотреблять своим главенством в семье. Муж должен обращаться с женой бережно, как с немощнейшим сосудом (1 Пет. 3, 7).

Четвертая глава

В этой главе апостол дает наставления христианам относительно разных нравственных качеств и добродетелей, особенно же о неповинном злострадании. Эти наставления основаны на мысли о страданиях Христовых. Как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). Вся эта глава пронизана мыслью о терпеливом перенесении гонений за веру и о необходимости побеждать злобное отношение врагов веры добродетельной жизнью.

Пятая глава

Пятая глава содержит наставления пастырям и пасомым, апостольское благословение и заключительные приветствия. Апостол подробно раскрывает евангельский образ истинного духовного пастыря. Пастырь должен быть исполнен любовью к своему великому делу, должен чувствовать к нему призвание свыше, чтобы не быть наемником, а истинным пастырем. Он не должен пастырствовать ради прибыли и личной выгоды. Пастырь не может не иметь духовной власти над своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера деспотизма и произвола. Истинный пастырь должен являть собой добрый пример своему стаду. В свою очередь пасомых апостол призывает повиноваться своим пастырям и во всем проявлять смирение.

Заканчивает свое первое послание святой Петр благопожеланиями от Бога — быть твердыми, непоколебимыми в вере, приветствует всех от церкви в Вавилоне и от Марка, сына своего, и преподает мир во Христе Иисусе (1 Пет. 5, 14). Именно Марк, духовный сын апостола Петра, написал свое Евангелие с его слов.

Марина Шмелева

 

Теги: Петров пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: