Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Совершенное творение

Сегодня мы продолжаем рассказ о коллекции древнерусской живописи Третьяковской галереи, которая по праву считается одним из лучших собраний икон в мире. И один из самых прекрасных иконных ансамблей галереи — Звенигородский чин, — принадлежит кисти преподобного Андрея Рублева, великого русского иконописца, чья память празднуется 17 июля.

 

Звенигородский чин состоит из трех поясных икон – Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла. По мнению исследователей три большемерные иконы когда-то входили в семифигурный деисус. В соответствии со сложившейся традицией по сторонам от Спаса располагались Богородица и Иоанн Предтеча, затем иконе архангела Михаила соответствовала икона архангела Гавриила, а в паре с иконой апостола Павла должна была быть слева икона апостола Петра.

Официальная версия гласила, что сохранившиеся иконы были обнаружены в 1918 г. в ходе экспедиции специалистов Центральных государственных реставрационных мастерских под грудой дров в сарае. И лишь недавно выяснилось, что на древние иконы, временно хранившиеся в кладовой, обратил внимание ученых местный священник. А сарай с «бесхозными» досками возник, очевидно, в качестве прикрытия факта изъятия. Так или иначе, найденные иконы близ Успенского собора на Городке (крепости в г. Звенигороде, обнесенной валами, частично сохранившимися и до наших дней) вызвали у ученных много сомнений.  А именно — мог ли деисусный чин разместиться во всю ширину в Успенском соборе? Так родилось несколько точек зрения: чин мог входить в иконостас, как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря, ктитором которого был звенигородский князь.

В отношении этой группы памятников древнерусской живописи авторство преподобного Андрея Рублева не удостоверяется ни одним из дошедших до нас письменным источником. После реставрации чина И.Э. Грабарь, основываясь на данных стилистического анализа, атрибуировал иконы как произведения преподобного Андрея. Эта атрибуция, не была оспоренная никем из исследователей творчества художника. Более того, она подтверждается некоторыми историческими фактами. Предполагаемый заказчик чина – Юрий Звенигородский – известен своими связями с Троице-Сергиевым монастырем. Он был крестником преподобного Сергия Радонежского и воздвиг над его гробом каменный Троицкий собор в 1422 г. Закономерно предположить, что преподобный Андрей Рублев, работавший в Троицком монастыре, мог исполнить заказ крупного вкладчика.

Иконы звенигородского чина с первого же взгляда подкупают необычайной красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости.

Как отмечал еще в советское время искусствовед В.Н. Лазарев: «Иконы звенигородского чина с первого же взгляда подкупают необычайной красотой своих холодных красок. Голубые, розовые, синие, блекло-фиолетовые и вишневые тона даны в таких безупречно верных сочетаниях с золотом фона, что у созерцающего иконы невольно рождаются чисто музыкальные ассоциации. Для Рублева цвет был тем средством, которое помогало ему раскрывать внутренний мир человека. Его Спас, его Павел, его архангел обладают неотразимой привлекательностью. Им присуща изумительная мягкость, в них ничего не осталось от византийской суровости».

 Фигуры чина представлены несколько ниже пояса. Лицо Спаса изображается продолговатым, с мягкими чертами, взгляд сосредоточенный, как бы обращенный внутрь себя. Гиматий темно-голубой, хитон — красновато-коричневый (сохранились незначительные фрагменты). На уцелевшей части фона — следы золота.

На липовой доске и ее полях обнаружены фрагменты более позднего левкаса с живописью XVII и XVIII вв. Не¬большие частицы левкаса XVII в. уцелели также в нижней части правого поля, на приделанной справа обнажившейся теперь еловой доске.

6.1.jpgАрхангел Михаил изображен со склоненной головой, покрытой крупными круглыми локонами светло-каштановых волос. На плечах его — цвета розового коралла гиматий, ложащийся мягкими складками поверх голубого хитона с широким золотым аламом, украшенным несохранившимися цветными камнями (уцелели следы). Золотистые крылья архангела со светло-голубыми папоротками обрезаны полями иконы, что усиливает монумен¬тальность фигуры. В волосах — светло-голубая повязка. В кисти левой руки с отчетливо нарисованными ногтями — коричневое мерило. Правая рука раскрыта на уровне пояса. Нимб, фон и поля образа золотые, на верхнем и ниж¬нем полях широкая красная опушь. Живопись нижней части иконы и левого верхнего угла утрачена до доски. Здесь сохранились фрагменты живописи XVII и XVIII вв. лежащей непосредственно на доске, без паволоки.

Величием мудрости проникнута могучая фигура апостола Павла. Опустив в задумчивости голову с высоким, испещренным морщинами лбом, он устремил вверх рассеянный взгляд глубоко сидящих, окруженных густыми тенями глаз. Фигура апостола 6.3.jpgокутана серовато-сиреневым гиматием. Светло-голубой хитон образует свободные складки. Руки поддерживают у груди большую полураскрытую книгу: посредине красного обреза виднеется часть открывшейся страницы. Левый, нижний угол иконы разрушен до ее сере¬дины: от левой руки и книги уцелели лишь небольшие части. Нимб, фон и поля золотые. Вверху сохранились фрагменты красной опуши. На нижнем поле – остатки левкаса с живописью, относящейся к XVII и XVIII вв.

Икона выполнена на липовой доске, а при реставрации XVII в. была прибавлена еловая доска. Паволока, открывшаяся на иконе архангела Михаила — редкий образец узорного ткачества XV в. На иконах Спаса и апостола Павла паволока из крупнозернистого холста.

Изучая этот удивительный памятник древнерусского искусства, российский журналист, редактор, издатель и общественный деятель С.В. Чапнин пишет: «Из икон Звенигородского чина наибольшее внимание привлекает центральный образ Спасителя, который обладает удивительной духовной глубиной и силой. Преподобный Андрей ко времени создания звенигородских икон был уже не только зрелым мастером, но, видимо, и совершенным монахом, каким его прославляет Церковь: “Божественного света лучами облистанный, преподобне Андрее, Христа позна еси Божию Премудрость и силу”.

В византийской традиции иконы Спасителя подчеркивают такие божественные свойства, как Всеведение, Всемогущество, Мздовоздаяние. Некоторые из них могут поразить и устрашить строгостью божественного взгляда. Рассматриваемый образ Спасителя, созданным преподобным Андреем Рублевым, раскрывает другую сторону отношения Бога к миру. Он наполнен внутренней тишиной, в которой совершенно особо подчеркнуты обращение к миру, Любовь и Милость нашего Искупителя».

 

Словарь иконописца

Гима́тий — в древности верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.

Хито́н – в древности мужская и женская одежда (нижняя); подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов.

Левкас  – название грунта, используемого для создания икон.

Папоротки, подпапоротки – в иконописи изображение нижних перьев на крыльях архангелов. Обычно окрашены в контрастный оттенок по сравнению с остальной частью крыла.

Опушь – тонкая полоса, обрамляющая поле иконы, обычно яркого цвета, контрастного к цвету или позолоте поля.

Паволока (от волочить) – ткань, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.


Подготовила Христина Добрынина.

При подготовке материала использовалось «Собрание древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи» под ред. В.И. Антоновой и Н.Е. Мнева.

 

Оставить комментарий
Поделиться в: