Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

«Сделай свой дом Небом!»

Самый противоречивый из русских царей Иван Грозный, которого одни историки считали благочестивым, другие, наоборот, осквернителем христианских святынь, в личной жизни был так же непрост. У царя было семь жен, но, начиная с четвертого, Церковь не благословляла его браки. К нему как к чаду Церкви, хоть и венценосному, применяли все канонические прещения, вплоть до отлучения от Причастия. И великий грозный царь со смирением нес эту епитимью, и только перед смертью был допущен к таинству.

«Без Меня не можете делать ничего»

Что действительно стоит за венчанием? Гарантия крепости семейных уз? Но почему венчанные браки распадаются? Не сумев сохранить семью, люди вновь идут в Церковь за благословением на таинство Венчания. Но если супруги так легко разводятся, почему Церковь вновь дает согласие на венчание? С этого вопроса мы начинаем нашу беседу с председателем дисциплинарной канонической комиссии Покровской епархии протоиереем Александром Писларем.

– Церковь не имеет права отказывать крещеным людям в венчании. Ситуации, из-за которых распадается церковный брак, бывают очень разные, и задача комиссии состоит в том, чтобы провести некое формальное расследование, определить виновную и пострадавшую стороны в семейной драме. Конечно, сделать это совсем не просто, потому что доля вины лежит на каждом из супругов, но, тем не менее, это расследование проводится. Согласно церковным правилам, пострадавшая сторона имеет право просить у епископа венчания второго брака, а в исключительных случаях – третьего. Четвертый церковный брак невозможен, и сама история Русской Православной Церкви это подтверждает на примере жизни царя Иоанна Грозного.

Разобравшись в причинах распада семьи, комиссия выясняет, насколько серьезно отношение человека к повторному браку. Это напрямую связано со степенью воцерковления человека. К сожалению, сегодня далеко не все крещеные люди живут церковной жизнью, и мы понимаем, что они имеют право на какое-то снисхождение, потому что без Бога им трудно было претерпеть все искушения, которыми полна семейная жизнь. Но теперь, когда они приходят и просят разрешения на церковный брак, мы задаем вопрос: «Когда вы в последний раз приступали к таинствам Исповеди и Причастия?» Чаще всего слышим в ответ: «Ни разу в жизни, но в храм заходим, свечи ставим». Объясняем этой супружеской паре, что сначала они должны сделать первый шаг к воцерковлению.

Люди хотят венчаться в повторном браке, ни один священник не имеет права совершить таинство Венчания без разрешения епископа, это полностью область архиерейской власти. Они пишут прошение, ждут ответа, многие живут в отдаленных районах епархии, и им приходится находить время, предпринимать какие-то усилия, прежде чем будет получено право на совершение таинства.

Надо понять не только, как серьезно супруги относятся к повторному браку, но и насколько оба близки к воцерковлению. Невозможно венчать людей, которые никогда не участвовали в главном таинстве Церкви – Причастии Святых Христовых Таин.

– Вы рекомендуете или обязываете это сделать?

– Это необходимое условие для повторного венчанного брака. Если супруги не будут участвовать в церковной жизни, их брак может вновь распасться.

– Получается, что причина разрушения семьи – в отсутствии духовности?

– Без Бога человек не может сделать ничего по-настоящему доброго. Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). Мы верим, что благодать Божия коснется человека, если он начнет жить церковной жизнью, соединится с Богом. Мы это знаем из жития святых, особенно яркий пример – Марии Египетской. Возможно, Господь дал ей минимальный шанс для спасения, и посмотрите, как она им воспользовалась! Смогла избавиться от страшной греховности и достигла невероятных высот в духовной жизни – святости.

Мы часто забываем самое главное: земная жизнь – это подготовка к другой жизни, вечной. Примерно то же самое можно сказать и о семейной жизни. Когда человек далёк от Бога, когда не хочет жить по заповедям, не хочет каяться в своих грехах, когда нет у него мира в душе, тогда не будет мира и в семье. Задача священника – помочь человеку начать жить церковной жизнью, а потом отступить в сторону.

– Но почему растет число разводов, в том числе и среди венчанных пар?

– Думаю, главная причина – в оскудении любви и непонимании того, что в основе семьи лежит жертвенная любовь. Настоящая любовь не может быть иной, иначе каждый будет тянуть одеяло на себя и перекладывать ту сторону бревна, которая тяжелее, на плечи другого. Такая семья обречена на разрушение, порой это происходит очень быстро, супруги не успевают прожить вместе и медовый месяц. Даже воцерковленные семьи не всегда выдерживают какие-то испытания, к сожалению, есть разводы и в семьях священников.

Бог дал семью – живите

Отец Александр, скажите, может ли священник помочь сохранить семью?

– Он обязан помочь.

– Вам это удавалось?

– Безусловно, иначе я бы не говорил так уверенно. Я думаю, любому батюшке это удавалось. Значительная часть пастырского попечения направлена на решение семейных проблем. Бог дал семью – живите!

– Интересно, какие аргументы есть у батюшек, если родные люди сами не могут договориться жить в мире?

– У нас сильный аргумент – Священное Писание. Очень полезно читать апостольские наставления о браке, это целое учение о христианской семье, оно актуально и сегодня. Я часто пользуюсь цитатами святителя Иоанна Златоуста, они тоже на все времена.

Святитель пишет: «Сделай свой дом Небом; а сделаешь это не тогда, когда переменишь стены или переставишь основание, а когда призовёшь к своей трапезе Самого Владыку Небесного. Где духовное учение, там и смиренномудрие, и честность, и скромность. Где муж, жена и дети соединены узами добродетели». Надо эти истины людям напоминать, тогда станет семья малой Церковью.

Если можешь – прости!

– Отец Александр, но если глава семьи не соответствует своему предназначению, не воспитывает детей, не заботится о жене, пьет, изменяет, как он может руководить своей «малой Церковью»? Неужели жена должна терпеть такого мужа?

– Каждая из этих причин может служить основанием для расторжения церковного брака, главная из них – супружеская неверность, об этом в Евангелии говорит и Сам Спаситель. Когда один из супругов не стремится выполнять свои обязанности перед семьей, о которых говорится во время чина венчания, это может стать уважительной причиной с точки зрения церковных канонов для развода.

Но расторжение брака не является обязательным. Если супруг тебе изменил, и ты находишь в себе силы простить его – прости! Брак благословлен Богом, и тот человек, который вступает в брак, венчается, должен понимать это. Он дает обещание не только своей половине, но обещание Богу в верности до конца своей земной жизни.

– Отец Александр, у Вас большой опыт работы в канонической комиссии. Скажите, меняется с годами отношение к Таинству Венчания, или люди просто хотят украсить свадьбу красивым обрядом?

– Могу сказать, что за все эти годы, а если сложить время работы в Саратовской канонической комиссии и епархиальной, то это будет почти 20 лет, явно проявилась утешительная тенденция. Когда мы только начинали работать, были невероятно курьёзные случаи. Многие приходили с требованием дать разрешение на венчание, хотя вина в разрушении первого брака была очевидной. Человек предал свою вторую половину, оставил детей, нашел новую любовь и собирается вновь под венец. Некоторые устраивали истерики, стучали кулаком по столу, кричали: «Кто вы такие, чтобы лишать меня венчания?» Нас воспринимали как чиновников-бюрократов, ни о каком христианском понимании таинства здесь и речи не было. Приходилось терпеливо разъяснять, что в венчании никакая сверхъестественная энергия не передается, у церковного таинства совсем иная суть.

Сейчас большинство супружеских пар серьезно относятся к предстоящему таинству, искренне каются в своих грехах, ошибках, слушают советы священников.

– В нашей молодости венчание в церкви было экзотикой. Но сколько семей прожили долгую жизнь вполне благополучно…

– Но мы не можем знать, какую бы жизнь они прожили, если бы их брак был благословлен Богом. Каких бы ошибок им удалось избежать в семейной жизни, какими бы выросли их дети, внуки. Возможно, они бы поднялись на такие высоты любви, которые для них оказались недоступны.

Батюшка советует почитать:

«Малая Церковь» протоиерея Глеба Каледы – удивительный опыт счастливой семейной жизни любящих друг друга мужчины и женщины, соединенных в браке и стремящихся ко Христу.

«Последняя крепость» протоиерея Максима Козлова – повествование в форме беседы, автор дает ответы на самые сложные вопросы семейной жизни.

 

Ольга Стрелкова
Поделиться в: