По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Учебный проект: путь к благочестию

Как заговорить с детьми о храме? В каждой семье есть свои «рецепты». А в школе? Здесь на помощь педагогам, да и родителям приходит курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), в рамках которого возможно создание смелых современных просветительских программ. В Саратовской области реализован один из таких проектов. Он оказался настолько успешным, собрал так много участников, что был представлен на Межрегиональных Пименовских и Региональных Покровских образовательных чтениях. Мы беседуем со Светланой Александровной Якуниной — одним из авторов этого проекта, рассказывающего школьникам о Боге и вере.

Факты биографии

Проект, полное название которого «Межмуниципальный дистанционный проект „Православный храм: настоящее и прошлое”», был создан в 2013 году. Идея принадлежит педагогам МОУ «СОШ № 1 р. п. Дергачи»: учителю информатики Елене Владимировне Бибичевой и учителю русского языка и литературы Светлане Александровне Якуниной, которая с 2012 года ведет предмет ОРКСЭ, модуль «Основы православной культуры», ставший темой публикаций в научных сборниках.

Как известно, все гениальное — просто, а самые неординарные замыслы рождаются в не менее простой, дружеской и даже семейной обстановке. В период летних каникул коллеги случайно встретились в кафе и, обменявшись впечатлениями об отдыхе, как настоящие профессионалы, преданные своему делу, заговорили о том, что готовит грядущий учебный год.

Оказалось, что Елена Владимировна уже давно думает о том, как воплотить в жизнь проект, связанный с православной культурой. «Кольцо храмов» — рабочее название на тот момент еще не оформившейся идеи. Если в России есть «Золотое кольцо» — система маршрутов, охватывающих древние русские города, в которых сохранились уникальные исторические, культурные и религиозные объекты, то почему бы не создать собственное «кольцо» родных и, к сожалению, малоизвестных памятников духовного наследия?

«Участники проекта должны были найти в своем районе, городе или поселке храм. Но взглянуть на него им следовало не как на туристический и архитектурный объект со старинной росписью и иконами, а как на дом Божий», — рассказывает Светлана Александровна, подчеркивая, что с течением времени удалось уйти от «географии» и обратиться к духовно-нравственной стороне проекта.

Понимая, что вдвоем задумку реализовать сложно, педагоги обратились к единомышленникам. К сотрудничеству пригласили нескольких учителей и настоятеля храма во имя святого Архангела Михаила р. п. Дергачи священника Стахия Лобачева. Батюшка узнал о проекте первым, ведь он в течение многих лет духовно окормляет учебное заведение: посещает классные часы, участвует в школьных мероприятиях, общается с ребятами и родителями, приглашает в храм на экскурсии и церковные праздники. Отцу Стахию выпала честь открыть проект. На сайте https://sites.google.com/site/orkcederg/ в стартовой презентации священник благословляет участников на работу.

В коллектив организаторов вошли пять человек, и каждому предстояло отвечать за определенный этап проекта, будь то разработка программы, проверка работ, оказание информационной поддержки или создание электронного ресурса. Благодаря такому распределению ролей огромная работа была проделана в сжатые сроки: проект удалось реализовать всего за две недели.

Чистота восприятия

Рассуждая о цели проекта, Светлана Александровна призналась: будучи воспитанной в советское время, она не получила базовых знаний о вере, но в ее жизни наступила возможность восполнить пробел в религиозном образовании, пройдя дополнительную профессиональную образовательную программу «Основы религиозных культур и светской этики». Теперь в рамках предмета и проекта педагог делится своими знаниями с детьми, чтобы они, приходя в храм, чувствовали себя свободно и уверенно, понимали, что здесь происходит.

«Мне кажется, проблема заключается в том, что часто святыню мы воспринимаем как оберег. Мы вспоминаем о Боге, когда гром грянет, мы все время чего-то просим, желаем, а вот благодарить не умеем», — сетует Светлана Александровна, выражая надежду, что, участвуя в проекте, дети перестанут воспринимать храм как сказку, «преданье старины глубокой». Ведь, к сожалению, вводный опрос участников проекта показал, что очень немногие отождествляют храм с домом Божиим. Чтобы помочь детям найти ответы на вопросы, что же такое храм и какое место он занимает в жизни христианина, педагоги придумали задания, выполняя которые ребята изучат историю и устройство родного храма, познакомятся с православными подвижниками, праздниками, церковным этикетом, традициями и пообщаются с духовенством.

Храм — в центре внимания

Без чего проект не может состояться, так это без участников. Чтобы привлечь больше ребят, сотрудники отдела религиозного образования и катехизации Покровской епархии рассказали об учебном проекте на приходах и в воскресных школах, а также в других учебных заведениях. В итоге к финишу в конкурсе пришли 23 команды почти из 20 районов Саратовской области.

По правилам, участники проекта должны были образовать команду в среднем из 5 учащихся в возрасте 9–11 лет, дать ей название и придумать девиз. Помогать ребятам могли педагоги и родители. В проекте каждая команда должна была представить свой храм. Далее ученики проходили вводное анкетирование, позволяющее выявить уровень знаний о православной вере, а кому-то дать шанс наверстать упущенное и представить команду, отметив храм на Интернет-карте Google.

На следующем этапе школьники шли в храм на экскурсию. Но в дом Божий, как отмечают педагоги, дети приходят уже со знаниями, полученными в ходе проекта и на уроках ОРКСЭ. Для закрепления результата участники фотографируют архитектуру, убранство, иконы и беседуют с батюшкой. И это не просто беседа, а настоящее интервью. Родители и педагоги помогали составить вопросы и оформить интервью в соответствии с особенностями жанра. Проверкой материалов занималась Светлана Александровна, много лет посвятившая работе в печатных СМИ.

Затем информация, собранная на втором этапе, находила отражение в красочной презентации об особенностях храмового зодчества, устройстве храма и символическом значении элементов архитектуры. Тексты ребят сопровождают авторские фото. Наиболее интересным является конкурс рисунков «Купола моей России» и сочинений. По мнению членов жюри, каждая иллюстрация должна содержать идею, а эссе или художественный рассказ — стать ценным источником сведений об истории, престольном празднике, о святых или событиях, в честь которых местный храм был освящен.

Пятый этап конкурса — кроссворд на тему устройства и убранства храма. Участники подбирают к картинке или фотографии подходящее слово, то есть ответ, после чего приступают к очередному заданию — созданию газеты с фоторепортажем. Для этого команда проводит мероприятие, на котором знакомит слушателей, а это могут быть друзья, родственники, соседи, односельчане, с итогом своей работы, и размещает подробный отчет о событии на сайте. Этот этап очень важен, так как является трансляцией идеи проекта на общество. Заключительной частью становится подведение итогов и рефлексия. В одноименном разделе сайта педагоги и школьники оставляют отзывы о проекте. Учителя пишут аннотации, а ученики отвечают на вопросы, делятся впечатлениями, рассказывают о трудностях, понравившихся заданиях и новых знаниях.   

«На мой взгляд, такие проекты способны сплотить людей. И взрослые, и дети учатся работать в команде, знакомятся, общаются, помогают друг другу», — считает Светлана Александровна. Более того, многие задания предполагают семейное обсуждение. Дети должны поделиться с родителями тем, что они узнали, спросить их мнение и найти повод, чтобы сходить в храм на богослужение всей семьей.

После того как жюри по результатам, за которыми также можно следить на сайте в ходе конкурса, определило победителей, наступает торжественная церемония награждения подарками от настоятеля храма во имя святого Архангела Михаила священника Стахия Лобачева. В проекте участвовали такие разные и сильные команды, что невозможно было отметить кого-то одного. Поэтому в конкурсе предусмотрено три первых места, вторых — четыре, а третьих — пять. Все участники получают поощрительные призы. На этом проект завершается. Но Светлана Александровна уверяет: идея получит развитие. В ноябре этого года на сайте школы http://schoolderg1.my1.ru/ появится информация о новом проекте, который будет посвящен православной иконе.

Путь к благочестию

Это не что иное, как девиз проекта, отражающий еще одну цель — воспитание в благочестии. Светлана Александровна вспоминает: за день до презентации проекта на Пименовских чтениях на глаза попалось «Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы» святителя Луки Войно-Ясенецкого, в котором он писал: «Воспитание детей в благочестии, хранение их от самой страшной скверны должно быть главной задачей родителей. Это хорошо понимали святые Иоаким и Анна. Они избрали для трехлетней Крошки самую надежную защиту от мира, посвятив Ее Богу. <…> Так неизмеримо надежнее всех доступных людям ограждений была хранима Духом Святым Пречистая Отроковица Мария от всех скверн и соблазнов мира. <…> Приводите в храмы Божии детей, чтобы они дышали его святым воздухом, насыщенным не только дымом фимиама, но и таинственной благодатью совершаемых в нем великих Таинств и молитвами множества людей». 

Дарья Хохлова


Оставить комментарий
Поделиться в: