Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Икона первоверховных апостолов

Жизненные пути святых апостолов Петра и Павла во многом противоположны. Апостол Петр — простой рыбак, один из первых учеников Христа, очевидец Преображения Господа и многих чудес. Апостол Павел — образованный иудей, воспитанный в традициях фарисейского благочестия, гонитель христиан, никогда не видевший Господа при Его земной жизни. Обращение апостола Павла произошло после гибели первомученика Стефана. Но несмотря на эти различия в их судьбах видно некое внутреннее единство. Оба пришли ко Христу в зрелом возрасте, оба стали ревностными проповедниками. Недаром мы отмечаем их память в один день — 12 июля — и пишем их образы на одной иконе.

Символы проповеди

Из всех апостолов иконописное изображение Петра и Павла, бесспорно, встречается чаще всего. Порой их пишут отдельно, но очень часто можно увидеть общую икону обоих проповедников веры Христовой. Так, в композиции «Дарование Закона» по обе стороны от Христа изображают апостолов Петра и Павла, которые вдвоем символизировали полноту Церкви, поскольку апостол Петр проповедовал иудеям, а апостол Павел — язычникам. Начиная с IV века совместное изображение апостолов Петра и Павла как символ соборности Церкви приобретает повсеместное распространение.

Иконописные изображения апостолов сохраняют на протяжении столетий характерные черты их внешности. Апостола Петра пишут с широким лицом, короткими кудрявыми волосами и круглой короткой бородой; апостола Павла — с удлиненным лицом, а борода длинная, прямая и темного цвета. Также с первых веков христианства существует традиция изображать апостолов в античных одеждах (хитоне и гиматии), босиком или в сандалиях. Характерны цвета одеяний апостолов: синий хитон и гиматий цвета охры у апостола Петра, гиматий вишневого цвета — у апостола Павла.

Для того чтобы показать, в чем состоит суть подвига тех или иных святых, иконописцы изображают разные предметы и характерные детали. На катакомбных рисунках святые Петр и Павел часто изображены с общими для всех апостолов атрибутами: со свитком — образом христианского учения, крестом — орудием победы над смертью, венком — символом победы.

Иногда апостолов изображают с предметами, отражающими определенные эпизоды их жизни. К примеру, апостола Петра часто пишут с ключами, напоминающими слова Спасителя: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф. 16, 18–19). Ключи в руке апостола — прежде всего символ отпущения грехов, право на которое дал Господь Своим ученикам, а через них — всем священникам.

Апостола Павла часто изображают со свитком или книгой, символизирующей его 14 посланий, вошедших в Новый Завет.

Братское единство

Нередко встречается и другое изображение: апостолы Петр и Павел написаны с характерными внешними чертами, но без обычных атрибутов, они обнимают друг друга и смотрят друг другу в глаза. Такие изображения сохранились с XII века как на мозаиках (например, работа византийских мастеров в Палатинской капелле на Сицилии), так и фресках (в Ватопедском монастыре на Афоне). Очевидная трогательность сцены привела к тому, что этот образ стал самостоятельной иконой.

Это братское лобзание напоминает нам о том, что между апостолами были разногласия в вопросах веры и благочестия. Но эти разногласия не привели к взаимной неприязни или разрыву.

Святого Петра часто называют «апостолом для иудеев». Более того, как сказано в Послании апостола Павла к Галатам, Петр долгое время был убежден, что Евангельская весть предназначена прежде всего для иудеев. Апостол Павел обращал свою проповедь в первую очередь к язычникам. Когда оба проповедника были в Антиохии, возник спор о том, соблюдать ли новообращенным христианам из язычников обычаи и обряды иудаизма?

По этому поводу в Иерусалиме в 51 году был собран первый Апостольский Собор, так как самостоятельно ни один из апостолов не мог решить такого важного вопроса. На Соборе был найден разумный компромисс: бывших язычников не обременили выполнением ветхозаветных норм, за исключением запрета на блуд и употребление в пищу идоложертвенного и крови. В дальнейшем и апостол Петр, и апостол Павел много потрудились в деле проповеди христианства язычникам.

Первоверховные апостолы Петр и Павел — разные по характеру люди. Однако одинаковая преданность Христу и чрезвычайная важность обоих в утверждении христианства соединили апостолов в нераздельный образ двух «столпов Церкви», память которых почитают в один день, а изображение на иконе или картине одного из них как будто непременно требует изображения второго.

Это единство может многому научить нас. Мы все очень разные. В этом слабость и сила человеческого общества. Если мы будем бессмысленно спорить и доказывать свою правоту, каждый останется один на один со своей правдой. Если же научимся слышать друг друга и находить общий язык, то вместе сможем изменить и себя, и окружающий мир к лучшему. И святые первоверховные апостолы Петр и Павел служат нам примером того, что это возможно.

Символы мученической смерти

Мученическая смерть апостолов — то же свидетельство их внутреннего единства. Оба они завершили свой жизненный путь в Риме. Апостол Павел был доставлен сюда в 61/62 годах в узах. До сего дня в специальной сокровищнице собора святого апостола Павла по Остийской дороге хранятся его вериги. О времени прибытия в Рим апостола Петра мнения сильно расходятся. Есть основание полагать, что он поселился в этом городе после Павла. Плодом его пастырских трудов стали Первое и Второе соборные послания. В Риме апостолы Петр и Павел общались друг с другом.

Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики апостола Петра, чтобы не лишиться пастыря, уговорили его покинуть Рим. Из любви к ним апостол Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Христа. На вопрос: «Куда идешь, Господи?», Спаситель сказал: «Раз ты оставляешь народ мой, я иду в Рим, на новое распятие». Сейчас на этом месте стоит храм «Domine, Quo Vadis?», в котором хранится копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень находится в церкви святого Севастиана в Риме.

Узнав волю Спасителя, апостол Петр вернулся, чтобы претерпеть страдания и принять смерть. Он был заключен в Мамертинскую темницу. Ее построил в 640 году до Р.Х. римский царь Анк Марций для устрашения преступников. Самый мрачный нижний этаж, не имевший в древности ни входа, ни света (людей туда опускали через небольшое отверстие), был сооружен Сервием Туллием в 578 году до Р. Х. Сюда сажали государственных преступников, осужденных на смерть. В нее были заключены апостолы Петр и Павел.

Как описывает в своей книге «Спутник русского православного богомольца в Риме» архимандрит Дионисий (Валединский): «В верхней темнице, в которой устроена теперь церковь во имя святого апостола Петра “в Темнице”, в стене на стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, которого втолкнули в темницу грубые воины, ударился лицом об этот камень. В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба благовестника; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных».

Из Мамертинской темницы апостолов Петра и Павла повели на казнь. Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге сегодня стоит церковь, посвященная обоим апостолам. Последнее их прощание выражено в надписи над главным входом в этот храм: «На сем месте расстались друг с другом апостол Петр и апостол Павел, когда шли на мученическую смерть. И сказал Павел Петру: “Да будет мир с тобою, основание Церкви и пастырь всех овец Христовых”. Петр же ответил Павлу: “Иди в мир, проповедник добра и вождь праведных на пути к спасению”».

Апостол Павел был римским гражданином, и потому его не могли предать распятию, которое в то время считалось позорной казнью. Апостола привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды, и обезглавили. Это место называется «Три фонтана»: когда упала на землю голова апостола-мученика, забили три источника, которые продолжают источать воду до сегодняшнего дня. Здесь был воздвигнут храм в честь апостола, о котором Сам Господь сказал: Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми (Деян. 9, 15).

Апостол Петр был отведен на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь апостол был возведен на крест. Но по своему великому смирению он сказал, что недостоин во всем уподобиться страданиям Господа, и попросил распять его вниз головой. Здесь же — на холме Ватикан — первоверховного апостола погребли священномученик Климент Римский и другие верные ученики. Место это благоговейно хранили в памяти римские христиане. Когда в 1941 году здесь проводили раскопки, ученые нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».

В 326 году святой равноапостольный Константин Великий построил здесь первую базилику святого апостола Петра. Современный грандиозный собор святого Петра строили 120 лет (1506–1626 гг.). Над местом погребения апостола Петра сейчас установлен главный престол. Над ним — призыв Спаситель к Своему верному ученику «Паси агнцев Моих», который можно назвать девизом жизни обоих первоверховных апостолов.

Марина Шмелева


Оставить комментарий
Поделиться в: