Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

К стопам Христовым

Православная Церковь 7 февраля празднует память святителя Григория Богослова, архиепископа Константинопольского — знаменитого подвижника Православной Церкви, великого богослова и блестящего оратора.

Жизнь святителя Григория хорошо документирована — прежде всего благодаря тому, что он много писал о себе самом. Обширная переписка святого тоже проливает свет на некоторые детали его биографии.

Из этих источников нам известно, что будущий святитель родился около 329 года недалеко от города Назианз на юго-западе Каппадокии в фамильном имении своего отца, епископа местной церкви. О своих родителях святой Григорий впоследствии писал в цикле стихов «О собственной жизни»: «Матерь моя, наследовав от отцов богоугодную веру, и на детей своих наложила золотую сию цепь. …А родитель прежде, служа идолам, был дикой маслиной, но привился к стеблю маслины доброй и столько принял в себя соков благородного корня, что закрыл собой дерево и многих напитал медоточными плодами, он сед волосами и вместе сед умом, приветлив, сладкоречив, это новый Моисей или Аарон, посредник между людьми и небесным Богом… От такого родителя и от такой матери произошел я».

Святитель Григорий получил прекрасное по тем временам классическое образование: он учился сначала в Назианзе, затем в Кесарии Каппадокийской, Кесарии Палестинской, Александрии и, наконец, в Афинах, где его соучеником был святитель Василий Великий, с которым его соединила многолетняя дружба. Указывая на цель, которая с ранних лет побуждала его к занятиям, святой Григорий говорил: «Все познания я положил к стопам Христовым, чтобы они уступили слову Великого Бога, которое затмевает собой всякое многообразное слово ума человеческого».

После окончания обучения святой Григорий остался в Афинах, где некоторое время преподавал риторику. После этого он удалился в монастырь, основанный его другом святителем Василием Великим в Понте в своем имении на реке Ирис.

В 361 году святитель Григорий вопреки своему желанию вести уединенную жизнь, против своей воли был рукоположен в сан священника и в течение 10 лет помогал своему отцу в Назианзе. Из писем святого видно, как грустно ему было оставить друга и тихую пустынную жизнь. «Кто возвратит мне, — пишет он святому Василию, — наши молитвы и бдения? Кто возвратит мне мир и единодушие братии, изучение Божественных писаний и тот свет, который мы обрели в них при руководстве Святого Духа? Кто возвратит мне ежедневные занятия наши: ломание камней, насаждение и поливание деревьев? Будь со мной духом и помогай мне преуспевать в добродетели. Утверждай меня молитвами своими в добре, которое мы приобрели вместе».

Начало церковной деятельности святителя Григория совпало с периодом правления императора Юлиана Отступника, гонения которого затронули и Назианзскую кафедру его отца. Святой Григорий в нескольких обличительных словах описал действие этого императора и с мужеством защищал права христиан.

В 372 году, опять же вопреки своей воле, святой Григорий был рукоположен святителем Василием Великим в сан епископа Сасимского. Долго он не решался принять на себя эти обязанности, не считая себя достойным высокого звания. К тому же трудно было управлять Церковью в те непростые времена гонений. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и, в качестве соправителя (викария), продолжал служить своему отцу и назианзской пастве.

В 374 году скончался престарелый родитель святителя Григория, а вслед за ним и его мать. Епископ Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской Церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет. В монастыре думал святой Григорий окончить свои дни, но письма православных призывали его в Константинополь, где верующие терпели гонения от ариан и других лжеучителей. В это же время он получил известие о смерти своего друга святителя Василия Великого.

Избранный в 381 году православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Константинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но своим словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви. Проповеди, произнесенные святым Григорием в Константинополе, утвердили за ним прозвание Богослова.

Подобная деятельность святителя Григория на Константинопольской кафедре породила недовольство со стороны египетских и македонских епископов. Это вызвало смуту и несогласие в Церкви, и уже на следующий год Второй Вселенский Собор смещает святого Григория с архиепископского престола.

Покинув Константинополь, святитель Григорий вернулся на родину с твердым намерением навсегда оставить общественную деятельность и «сосредоточиться в Боге». Живя в уединении, он продолжал принимать участие в делах Церкви, переписывался с друзьями и всегда был готов подать всем нуждающимся утешение или совет. Около 390 года после долгих трудов и горестных утрат святитель Григорий Богослов преставился ко Господу в возрасте 60 лет. Предание сохранило нам черты святого: «Лице смиренно, бледно, брови возвышенные и густые, взор кроткий, брада не длинная, но густая и широкая».

Его мощи сегодня покоятся в Патриаршей резиденции Вселенского Патриарха, в храме во имя святого Георгия Победоносца в городе Стамбул. Святитель Григорий также очень почитается на Афоне, где в разных монастырях пребывают частицы его мощей: часть главы, левая рука, обе ступни… Недалеко от греческого города Кавала построен храм в честь этого святого, в котором также можно поклониться части его мощей.

* * *

 

Святитель Григорий при жизни был талантливым писателем и поэтом. За свои замечательные богословские творения он получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя. Творения каппадокийского отца и в настоящее время занимают центральное место в богословской науке Православной Церкви.

Святитель Григорий оставил после себя в назидание великое наследие: 243 письма, 507 поэм, среди которых есть и автобиографические.

Мы также имеем возможность ознакомиться с его 45 речами, известен труд «Пять слов о богословии», в котором святитель отстаивал и защищал решения Никейского Собора от влияния ариан.

В России в XVIII веке были сделаны два перевода его трудов: в Москве в 1787–1789 годах вышла «Боговдохновенная книга великих пастырей и учителей всея вселенныя», куда вошли и сочинения святителя Григория, а в 1798 году — книга «Поучительные слова Григория Богослова».

Творения святителя Григория замечательны по богословской глубине и художественной красоте языка. Поэтому некоторые из них стали частью церковного богослужения. Так, например, первая стихира на «Господи воззвах» в Неделю Пятидесятницы заимствована из 41 Слова святого Григория, в пасхальных стихирах используются выражения из его 1 Слова на Пасху, а 45 Слово (второе на Пасху) легло в основу канона Пасхи преподобного Иоанна Дамаскина. По Уставу это Слово должно читаться на ночной пасхальной службе перед четвертой песнью канона.

Среди автобиографических произведений святого Григория основное место занимает книга под общим названием «О себе». Она содержит девяносто девять стихотворных произведений, в том числе монументальную поэму «О своей жизни». Кроме того, автобиографическими являются некоторые Слова святителя — как те, что посвящены отдельным событиям его собственной жизни (иерейской хиротонии, удалению в пустыню, удалению с епископского престола), так и те, что посвящены его ближайшим родственникам и друзьям.

Также святитель Григорий оставил нам и множество поучений:

«Лучше, будучи хорошим, во мнении других оставаться худым, нежели, будучи худым, иметь славу доброго и быть для людей обманчивых гробом, который внутри полон зловония от гниющих мертвецов, а снаружи блистает белизной и приятными для взора красками».

«Всего легче обмануть самого себя и, надмеваясь пустой славой, почитать себя чем-то, будучи ничем».

«Добродетель почти всегда окружена бедствиями, как роза колючими шипами».

«Кто имеет одну и ту же волю с Богом, имеет ту же жизнь с Ним».

«Нередко и праведники предаются в руки нечестивых, не к славе нечестивых, но для испытания праведных».

«Береги ум, ибо помыслы, мечтание, увлечение сердца воображением есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый».

«У Бога милость взвешивается милостью. Милости Божией ищи себе милостями к ближним».

«Лучше учиться, нежели, не зная, учить».

«Прежде всего бойся Бога, чти родителей, о священстве говори с похвалой и имей в уважении старцев».

Все сочинения святителя Григория дышат любовью к Богу и ближнему. По его учению, обожение (соединение человека с Богом) начинается и совершается в земной жизни, но полностью реализуется в будущем веке. Согласно святому, «здесь» человек готовится к обожению, однако лишь после перехода в иной мир достигает его: это и составляет «предел таинства» христианской веры.

В творчестве святителя читатель находит не только отражение настроений автора, но прежде всего отражение сложной и богатой внутренней жизни глубоко верующего и богословски ученого человека.

Подготовила Наталия Бондаренко

 

Оставить комментарий
Поделиться в: