Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Музыка Великого поста

Великий пост… Как дорого это время для души каждого православного христианина. Человек, живущий церковной жизнью, воспринимает эти дни как некий глоток целительной влаги, и как «олень прибегает на источники водные», так и душа рвется испить из неисчерпаемого источника милосердия Божьего, изливающегося на тех, кто принесет истинные плоды поста. Ведь одно, когда человек сам сокрушается о своих грехах, и другое, когда вся Церковь Православная «едиными усты и единым сердцем» возносит покаянные слезные молитвы ко Господу, просит о помощи в исправлении от злых дел и укреплении в добродетелях для своих чад.

Готовимся к посту

Святая Церковь в богослужебных текстах и песнопениях Четыредесятницы, словно любящая мать, преподает своим детям все средства к несению великопостного подвига, указывает на многочисленные примеры покаяния и исправления, предостерегает от возможных падений и ошибок.

Резкий переход от рождественских и зимних праздников к покаянию и строгому воздержанию сложен. Понимая это, много столетий назад христиане установили четыре подготовительные седмицы к Великому посту — о мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном Суде (Мясопустную) и Сыропустную неделю (Масленицу). Церковь постепенно приучает христиан к увеличению продолжительности богослужений и к воздержанию в пище.

В последние недели перед строгим постом в богослужения вводятся особые молитвы и песнопения, в которых вспоминается вся история человеческого грехопадения, сопровождаемая непрерывной борьбой с грехом. Мы вспоминаем Адама и Еву, вавилонское рабство иудеев, которое сравнивается с порабощением души грехом, верность праведного Иова и множество других библейских сюжетов.

«Покаяния отверзи ми двери»

С Недели о мытаре и фарисее в богослужение вводится песнопение «Покаяния отверзи ми двери». Это единственное песнопение, которое объединяет период подготовки к Великому посту и сам пост. Оно появляется с началом пения Постной триоди. Мы слышим его на каждой воскресной всенощной (вечернее богослужение в субботу вечером) вплоть до пятого воскресения Великого поста, посвященного преподобной Марии Египетской.

Для того чтобы понять смысл этого произведения, надо обратиться к евангельскому чтению этой Недели, а именно к притче о мытаре и фарисее. Основание всех подвигов — смирение, без которого все наши добродетели и усилия тщетны. А гордость, мнение о своей праведности с уничижением ближних препятствует покаянию и спасению. Поэтому именно с этой притчи и начинается подготовка к Великому посту.

Особую роль в восприятии молитв играет музыка. Ведь именно она, конечно, в содружестве со словом молитвенных текстов, настраивает молящихся на нужное состояние. Многие композиторы писали мелодии к стихире «Покаяния отверзи ми двери». Это и Дмитрий Бортнянский, и Павел Чесноков, и Александр Копылов. Но наиболее традиционным и часто исполняемым в наших храмах является произведение Артемия Веделя. Оно хотя и отличается от строгих знаменных распевов, но очень трогательно и всем понятно.

Это произведение являет собой яркий пример итальянского партесного стиля, который ворвался в русское богослужебное пение при императрице Анне Иоанновне. Композиторы Арайя, Галуппи, Сарти, Мартини, Сальери, Чимароза, Паэзиелло, Карцелли — вот далеко не полный список фамилий итальянских композиторов, работавших в России в XVIII веке. Но не только итальянским композиторам мы обязаны распространением в России итальянского концерта. Их прилежные ученики — Д. Бортнянский, А. Ведель, С. Дехтерев, М. Березовский, С. Давыдов и другие — сделали для его популяризации даже более своих учителей. И несмотря на гонения на церковное искусство в ХХ веке, произведения этих авторов до сих пор радуют нас своим звучанием в православных храмах и с концертной эстрады.

Вообще, вся музыка подготовительных седмиц и самого Великого поста направляет человека на размышление: «А все ли я правильно делаю? Чисты ли мои помыслы?». Помогает человеку задуматься об образе своей жизни, по другому взглянуть на свои поступки. Она возбуждает в душе верующего слушателя покаяние о грехах и размышления о том, какой великой ценой искуплены люди от ада и смерти.

В Неделю о мытаре и фарисее также начинается пение текстов из Постной Триоди. В составлении этих песнопений потрудились знаменитые святые отцы и учители Церкви: преподобные Феодор и Иосиф Студиты, святители Анатолий Константинопольский, Косьма Маиумский, Андрей Критский и многие другие песнотворцы. Замечательным примером гармонизации текстов из Постной Триоди являются произведения архимандрита Матфея (Мормыля). Будучи преподавателем и регентом мужского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, он сделал множество переложений и гармонизаций для мужского и смешанного хора. Также он является автором многих чудесных произведений. Его музыка следует древним традициям православного пения.

«На реках Вавилонских»

В Неделю о блудном сыне и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь 136-й псалом «На реках Вавилонских». Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам: 134-му («Хвалите Имя Господне») и 135-му («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»).

Псалом 136-й — это историческая новелла о жизни иудейского народа в вавилонском пленении. Главная причина этому — нераскаянность иудейского народа. Песнопение побуждает грешного человека освободиться от своего греховного состояния, показывая в качестве примера состояние иудейского народа, который осознал свое плачевное положение, находясь в вавилонском плену.

К тексту этого псалма обращались такие композиторы, как А. Ведель, Н. Римский-Корсаков, А. Кастальский, П. Чесноков и многие другие. Произведение П. Чеснокова очень изобразительно по своей сути. Изломанная мелодия, неровный ритм и яркие, сочные гармонии передают весь трагизм состояния иудейского народа. В Свято-Троицком кафедральном соборе Покровска часто исполняется произведение архимандрита Матфея (Мормыля) для хора и солиста. Это песнопение знаменного распева лишено внешних эффектов, может быть, не так волнует, но рождает очень мирное и светлое состояние души, хотя при этом достаточно динамично.

«Помышляю день страшный»

Далее следует Неделя о Страшном Суде. Представление о последнем Суде мы можем почерпнуть прежде всего из того евангельского фрагмента, который иногда не вполне точно именуется притчей о Страшном Суде. Между тем это не притча, не иносказание, а слова Спасителя, в которых Он достаточно прямо изображает то, как будет происходить Суд в конце времен.

На последнем Суде отнюдь не будет места злорадству, нам некогда и незачем будет наблюдать тогда за тем, какие обвинения будут выдвигаться против других людей — вполне будет достаточно собственных грехов и проступков. Все мы, как говорит песнописец, будем стоять перед Судьей, будто нагие и уже осужденные, — ибо ничто не укроется от Его взгляда, равно как ничто невозможно будет нам спрятать от суда нашей собственной совести.

Триодные песнопения службы Недели о Страшном Суде исполнены трепета и страха пред грядущим испытанием, стихиры и тропари насыщены покаянным чувством, осознанием нашего недостоинства — но вместе с тем здесь есть место и надежде, и упованию, и радости: «Возжеленнаго Твоего гласа, святыя Твоя зовущаго на радость, да услышу и аз окаянный, и обрящу Царствия Небеснаго неизреченное наслаждение».

Текст одной из стихир Постной Триоди, а именно «Помышляю день страшный», очень часто гармонизуется и исполняется на воскресной Литургии как концерт. Наиболее ярким и динамичным является произведение А. Архангельского. Через сочные гармонии, хроматизмы и динамические контрасты композитор в полной мере передает смысл текста. Постоянно на протяжении всего произведения присутствует интонация плача. В самом конце произведения хор сходится в благозвучной, тихой молитве, прося Господа помиловать и простить грехи человека.

«Седе Адам прямо рая»

В песнопениях Сырной седмицы, следующей далее, воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела, и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать.

На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими. Это первый шаг на пути к Великому посту. Потому это воскресенье принято называть Прощеным воскресеньем.

На Прощеное воскресенье одним из самых запоминающихся произведений является стихира «Седе Адам прямо рая», которую в нашем соборе исполняют на музыку А. Третьякова. Не только текст, но и сама музыка в этом песнопении передает предельную скорбь человека, его глубочайшее раскаяние, она пронизана интонациями плача, рыданий: «Раю мой, раю!». Композитор стремится не только запечатлеть в сознании слушателя эти скорбные слова, но и выделяет их средствами музыки.

Великий пост и подготовка к нему — это время прекрасных, сокровенных служб, которые сопровождаются проникновенными и удивительными песнопениями. Своею трогательностью великопостные песнопения потрясают, умиляют и смягчают наши сердца, делая их способными воспринять конечную цель поста — радость Христова Воскресения.

Анна Лицова

 

Стихира

«Седе Адам прямо рая, / и свою наготу рыдая плакаше: / увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу / и окрадену и славы удалену! / Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! / Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: / ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: / в землю бо пойду, от неяже и взят бых. / Милостиве щедрый, вопию Ти: / помилуй мя падшаго».

Теги: Великий пост.
Оставить комментарий
Поделиться в: