По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

По вере нашей

О каких только приметах, суевериях и народных обычаях не услышишь в преддверии Светлого Христова Воскресения. Что из этого правда, а что вымысел? Если до сих пор есть сомнения, то предлагаем вашему вниманию несколько наиболее распространенных верований и комментарии к ним от священника Алексия Талалаева.

 

Правда ли, что эти освященные к Пасхе яйца, куличи и другие продукты наделены целительной силой, с ними нужно обращаться по-особому?

— Во-первых, мы освящаем пасхальную трапезу в знак благодарности Богу за его дары. Также мы получаем возможность совершить доброе дело — оставить что-то из еды в храме для неимущих, чтобы и они могли встретить праздник и тоже поблагодарить Бога за этот дар.

Во-вторых, над пищей не совершается таинство освящения, она не наделяется никакими свойствами. Она просто благословляется. В Православии вообще нет магического отношения к вещам. Лишь наша жизнь является показателем того, что происходит в душе. Если мы верим, что пища подаст здравие, то по нашей вере да будет нам (см.: Мф. 9, 29). Помогает не вещь, а наша вера. Кроме того, у православного христианина не должно быть потребительского и магического отношения к вещам — принесу какую-то жертву, а взамен получу блага.

Относиться к праздничной еде «по-особому» не нужно. Нужно помнить, что Церковь благословляет праздничный стол, а не праздник живота. Тем более что с медицинской точки зрения, после поста он может закончиться плачевно. Нужно бережно относиться к продуктам. Зачем готовить столько, чтобы потом приходилось думать, куда деть еду? Если так уж вышло, блюда, к которым вы не притронулись, можно отдать неимущим, а то, что вы не доели, утилизируйте в обычном порядке: выбросьте, закопайте, отдайте животным и т. д.

Правда ли, что пасхальные яйца нельзя красить в другие цвета?

— Традиция окрашивать яйца в красный цвет связана с преданием о том, как святая равноапостольная Мария Магдалина пошла с проповедью о Воскресшем Спасителе. В Риме она преподнесла императору Тиберию яйцо со словами: «Христос воскрес!». Император ответил, что это так же невозможно, как и то, что яйцо в ее руках сейчас же станет красным. Яйцо стало красным.

Почему яйцо? В Римской империи яйцо считали священным предметом. Любая трапеза начиналась именно с этого продукта. Яйцо — символ будущей жизни, воскресения, так как в нем находится новая жизнь. Пасха тоже означает новую жизнь. Почему красный цвет? Красный символизирует Божественную любовь, пролитую за нас кровь Спасителя. Все богослужения, которые совершают вплоть до отдания Пасхи, совершают в красном облачении.

1270178863_krapanki[1].jpgВ настоящее время крашение яиц превратилось в семейное искусство. Родственники вместе украшают пасхальные яички так, как вздумается. В этом нет ничего предосудительного, только бы это занятие не заслоняло собой весть о том, что смерть побеждена и дьявол больше не властен над нами.

Правда ли, что на праздничном столе обязательно должны быть крашеные яйца, пасха и кулич?

— Каждый организует праздник по своим возможностям и вкусам. Традиционно на столе должны быть яйца, пасхальный кулич и пасха. Кулич — это малый вариант артоса — квасного хлеба, который освящают на Пасху. Артос знаменует собой воскресшего Христа: Я есмь хлеб жизни (Ин. 6, 35) и Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6, 51). Артос всю Светлую седмицу находится в царских вратах. С ним совершают крестный ход, в субботу его раздробляют и дают верующим. Кулич тоже символизирует присутствие Спасителя. Но кулич сдобный, сладкий, с изюмом, медом, орехами, глазурью, которые означают радость общения с Богом. Тот же самый смысл заложен и в творожной пасхе.

Правда ли, что нужно ходить на Пасху на кладбище?

— Пасха — праздник живых. Поэтому посещение кладбища нежелательно. В этот день даже не совершают отпевания в храмах. Обычай ходить в Светлое Христово Воскресение на кладбище, предположительно, связан с укладом жизни наших предков. Раньше на Руси храмы, как и кладбища, находились в крупных селах. Храмы строили на погосте. На праздничное богослужение люди шли со всех окрестностей. Они проделывали длинный, трудный путь, молились за продолжительной службой, а после разговлялись. Где они могли это сделать? На могилах своих родных. Трапеза на кладбище не запрещена, но не была и самоцелью. Со временем обычай стал существовать сам по себе. И сейчас трапезы превращаются в обильные возлияния с драками и руганью, что недопустимо.

Еще одна версия гласит, что в советское время, когда храмы были закрыты, люди шли в другое святое, после храма, место — на кладбище. На Пасху нужно ходить в храм, на кладбище — на Радоницу, в день особого поминовения, чтобы помолиться и разделить с усопшими радость Воскресения Спасителя.

Что касается оставления еды. Эта традиция берет начало в народном языческом прошлом. Предки верили, что души усопших нуждаются в благах этого мира. Например, в пище. Но это не так — им не нужно ничего земного. Пища для усопшего — наша церковная и домашняя молитва, дела милосердия. Еда, которую оставляют на могиле, становится причиной ее неблагообразного вида. Животные или люди оставляют после себя мусор. Но мы ведь знаем, что кладбище — святое место, место поминовения, где лежат останки тех, кто восстанет после Второго пришествия. И наша обязанность — содержать это место в чистоте и благолепии. Я считаю, что еду лучше раздать нуждающимся и попросить их молитв.

Правда ли, что работать в праздник грешно?

— Ответ на этот вопрос я получил, будучи мирянином. Один батюшка сказал мне, что лентяйничать грешно. А вообще, работа работе рознь. Если человек работает в праздник ради наживы, то это неправильно. Если же человек работает по жесткому графику, и у него единственный выходной, в который он может переделать все домашние дела, страшного ничего нет. Но если, конечно, эти дела можно отложить, то лучше так и сделать. И потом, почему бы на Пасху не оказать помощь тому, кто в ней нуждается? Навестить одинокого, немощного человека, принести ему куличик или яичко, помочь по дому. Такая работа точно не будет грехом.

Правда ли, на Пасху каждый может позвонить в колокола?

— Действительно, существует традиция на Светлой седмице разрешать звонить в колокола всем, кто хочет. Так мы возвещаем окружающему миру о Воскресении Спасителя, «слышимым образом» делимся радостью со всеми. Конечно, на колокольне должен быть ответственный человек, который бы следил за тем, чтобы люди вели себя благопристойно, более или менее хорошо звонили и не испортили колокола.

Правда ли, на Пасху обязательно приветствовать всех словами «Христос воскресе!» и отвечать «Воистину воскресе!»?

— С этой фразой Ангел обратился к святым женам-мироносицам, а они уже с этими словами пошли к ученикам Христа. Неизвестно, как они говорили: «Христос воскрес» или «Учитель воскрес». В апостольские и постапостольские времена этими словами обращались к человеку, для того чтобы поделиться пасхальной радостью. Если он разделял эту радость, то подтверждал: «Воистину воскрес!». На мой взгляд, эти слова — состояние души, наши переживания. Преподобный Серафим Саровский всех приветствовал: «Христос воскресе, радость моя!». Все потому, что в его душе постоянно была Пасха и пасхальное ликование.

Правда ли, что человек, умерший на Пасху, беспрепятственно попадает в рай?

— Это поверье отражает упование человека на Бога. Думаю, в нем есть доля правды. По слову апостола Павла: Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним (Рим. 6, 8). Дни Страстной седмицы, праздники, дни памяти святых, особо почитаемых нами, очень важны для нас, и если они совпадают с днем смерти, то есть надежда, что святые взяли умершего под покровительство и будут ходатайствовать о нем. Это верование — утешение для близких и умершего.

Нет никакого догмата о загробной жизни. Есть мнение: человек, причастившийся Святых Христовых Таин и умерший в этот же день, ради Таин беспрепятственно входит в рай. Святые отцы — святители Иоанн Златоуст, Василий Великий, преподобный Исаак Сирин — считают, что рай и ад есть состояние души, а не некое материальное место. Это состояние является логическим продолжением земной жизни человека. Если здесь человек жил с Богом, то и по смерти он будет с Ним.

Суд над душой будет совершать Господь. И, как говорят святые отцы, это будет суд милости, а не строгости. Христос принял предсмертное покаяние разбойника и помиловал его: ныне же будешь со Мною в раю (Лк. 23, 43). Но мы должны помнить и другие слова Господа: «В чем застану, в том и сужу». Если человек умер с покаянием, надеждой на Бога, то, может, Он примет такую душу. А если человек прожил без Бога, умер, возможно, хуля Его, о рае вообще неуместно говорить. Ведь рай — продолжение нашей земной жизни. Если мы здесь ощутили рай, сладость общения с Богом, то это останется с нами и по смерти.

А как правильно готовиться и встречать Пасху?

— Преподобный Серафим Саровский, живший постоянной Пасхальной радостью, достиг этого состояния ежедневным подвигом, поэтому, считаю, что готовиться нужно всю жизнь. Время поста — время сугубой подготовки, аскезы. Аскетов сравнивают со спортсменами, которые на протяжении жизни поддерживают форму для соревнований. Но есть время, когда они готовятся усиленно. После они не бросают тренировок, а увеличивают нагрузки, переходя на новый уровень. К верующим это тоже применимо. Христианство — движение. Если человек остановился, посчитав, что он чего-то достиг, он упал. Мы должны подвизаться не только в пост, но и в течение всей жизни, тогда каждая Литургия, каждый воскресный день, называемый малой Пасхой, будет восприниматься нами как Пасха.

Дарья Хохлова

Дарья Хохлова
Оставить комментарий
Поделиться в: