Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Пророк суда Божия

Задолго до Своего пришествия в мир Бог являл человечеству пророков. Своей проповедью и чудесами они призывали людей к покаянию и подготавливали их к грядущему приходу Спасителя мира. Среди них — один из пророков ветхозаветной Церкви Амос, чью память Православная Церковь чтит 28 июня.


Святой пророк Амос, один из 12-ти малых пророков, был уроженцем небольшого городка Фекои, находящегося неподалеку от Вифлеема. Сведений о жизни пророка сохранилось немного. Известно, что он происходил из семьи незнатной и небогатой. Будущий пророк пас стада. Призвание пришло к нему внезапно. Подобно святому пророку Иоанну Крестителю, которого Господь избрал для проповеди покаяния, Амос получил повеление идти к людям и возвещать Суд Божий.

Пророчества Амоса относятся ко времени правления израильского царя Иеровоама II и царя Иудеи Озии, когда оба царства достигли вершины процветания. Это был 750 или 749 год до н. э. Длительные царствования этих правителей были отмечены стабильностью, процветанием и территориальными экспансиями обоих царств. Повсюду возводились дорогие дома. До сих пор археологи находят в руинах древней столицы северного царства Самарии детали инкрустаций из слоновой кости, которые изготовляли для царей египетские мастера. Но в то время, как богатые роскошествовали в праздности, бедняки подвергались нещадной эксплуатации и становились жертвами неправедного судопроизводства. Зажиточные люди легко обращали в рабов своих же сограждан.

Между тем толпы людей собирались у святилищ на ежегодные праздники, охотно приносили жертвы. Израильтяне непоколебимо верили в то, что Бог всегда на их стороне, и что они гарантированы от разного рода бедствий. Люди наивно полагали, что Бога можно задобрить приношениями и праздниками. Человек, совершая преступление, грех, стал надеяться, что культ и дары Богу покроют все.

Но вот внезапно их «покой» был нарушен появлением Божественного посланника Амоса. Святой пророк смело проповедовал, предсказывая бедствия за непослушание Богу не только израильтянам, но и соседним с Израилем народам. Он вещал народу, что они продали свои взаимоотношения с Богом за серебро (см.: Ам. 2, 6). В противовес всем жертвоприношениям народа пророк Амос от лица Господня объявляет, что обряд без соблюдения заповедей — кощунство: Ненавижу, отвергаю праздники ваши и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших (Ам. 5, 21–25). Пророк напоминает, что главным в богопочитании должны быть «суд» и «правда». Лишь при этом условии Богу угодны жертвы и обряды. Когда же человек забывает о своем долге, его лицемерное «благочестие» превращается в глумление над святыней.

В древнем израильском городе Вефиле Амос встретил ожесточенное сопротивление даже со стороны духовенства. Главный священник Амасия, не смея взять его под стражу, доносил царю: «Амос производит возмущение против тебя среди дома Израилева; земля не может терпеть всех слов его. Ибо так говорит Амос: “От меча умрет Иеровоам, а Израиль непременно отведен будет пленным из земли своей”».

Получив указание из Самарии, Амасия велел иудейскому пророку покинуть Вефиль: «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский». На что Амос возразил, что он пророчествует здесь не по своей воле, а по повелению Божию.

Пророк упрекает самарийских вельмож, что они грабежом и насилием собирают себе сокровища, угнетают нищих, покупают неимущих за серебро и бедных за пару обуви, что берут взятки и извращают в суде дела бедных. За то, что насилием, обманной торговлей, взятками с бедных, вельможи строят великолепные дома, живут в роскоши и неге, не заботятся о бедствии народном и этим как бы насмехаются над освободившим их из Египта Господом. Не случайно, что именно Амос, выходец из «пастухов фекойских», с особенной силой отразил этот протест. Он первым из пророков-писателей объявил, что главной причиной гнева Божиего являются злодеяния тех, у кого в руках и богатство, и власть.

Обличая преступления народа, пророк Амос указывает ему и идеал нравственной жизни. Но Израиль не сознавал их. Господь вразумлял народ наказаниями, но люди не хотели вразумляться. По слову пророка, наказание было неотвратимо и народ нигде не может укрыться от него (Ам. 9, 2–4). Гибель предстоит всем святилищам народным, всем домам большим и малым и всему народу. Пророк возвещает гибель царского дома Иеровоама от меча, наступление разных физических бедствий, пленение и переселение его за Дамаск, также пророк указывает на лишение слова Божия и жажду слышания этого слова. Для посланника Господа утрата милости Божией, удаление грешных от Его лица — страшнее всего.

Израильская армия была необычайно сильна в то время, она состояла из множества умелых воинов. Но пророк последовательно перечисляет лучников, скороходов, конницу и объявляет, что все они будут посрамлены. Воины Израиля, памятуя о славных победах на полях сражений, конечно, не верили словам пророка. Но всего лишь пятьдесят лет спустя предсказания пророка Амоса в точности исполнились.

Предсказанные пророком Амосом бедствия действительно постигли Израильское царство. В 722 году ассирийский царь Саргон II завоевал Израиль, разорил страну и значительную часть ее населения переселил в Северную Месопотамию. Десять из двенадцати колен с того времени перестают существовать вообще — их след теряется в истории.

Но пророк Амос вовсе не желал, чтобы предсказанное им совершилось. Он говорил не от себя, а повинуясь голосу Духа Божия, и при этом с тоской взывал: Господи Боже! пощади; как устоит Иаков? Он очень мал (Ам. 7, 2). Провидец умолял людей: Взыщите Господа — и будете живы! (Ам. 5, 6).

В дальнейшем пророку Амосу было открыто, что Суд Божий станет только вразумлением, а не гибелью. И тогда он говорит о светлом будущем. Дом Давидов будет поставлен во главу очищенного народа, составленного из всех призывающих имя Господне. Новое царство будет царством мира, изобилия всех благ и отсутствия великих бедствий.

Выполнив свою миссию, святой пророк Амос скончался от удара палкой по голове при изгнании его из Вефиля по повелению Иеровоама около 783 года до Рождества Христова.

* * *

«Взыщите Господа»

Святой пророк Амос в назидание потомкам оставил книгу своих пророчеств, состоящую из девяти глав. Его творение является одним из наиболее совершенных произведений ветхозаветной письменности.


Язык автора, который прекрасно разбирался во всех военных и политических событиях, происходящих в окружающих Израиль странах, отличается простотой, чистотой, изяществом и силой. Святой пророк Амос был первым, чьи пророчества собраны в отдельную книгу, в которой отчетливо выступает его индивидуальный облик проповедника, пророка и моралиста.

Боговдохновенные писания пророка Амоса имеют поэтическую форму. Некоторые из них — запись речей, которые произносились им во время храмового богослужения.

Основная тема книги — возвещение суда Божия израильскому царству за его нечестие. Она состоит из отдельных кратких прорицаний, помещенных без хронологической последовательности. По темам книга разделяется на четыре части:

  • Суд над народами;
  • Суд над Североизраильским царством;
  • Символические видения;
  • Эпилог.

В самом конце сборника речей пророка Амоса говорится об отдаленном будущем, когда пошатнувшийся шатер Давида будет укреплен, когда грешники получат прощение, Израиль возвратится из изгнания и на нем почиет благословение. Это Царство Божие рисуется пророку еще смутно. Он говорит о нем в терминах земного плодородия: горы будут источать виноградный сок, и земля будет родить непрерывно круглый год.

Возвещая людям величие Божье, пророк старается донести мысль о нравственных качествах Господа, о любви Его к правосудию. С древности Израиль осознавал Бога как Мстителя за попранную правду, но святой пророк Амос делает существенный шаг вперед в этом направлении: для него поклонение Господу неразрывно связано с соблюдением правды.

В своих посланиях пророк указывает на то, что степень нашей ответственности находится в прямой зависимости от размера наших духовных привилегий. Книга пророка Амоса — это предупреждение всем христианам, познавшим свет благодати, который не только просвещает, но и возлагает определенную ответственность, ведь от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 42–48).

  Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: