Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Собеседник Бога

Православная Церковь 17 сентября празднует память величайшего ветхозаветного пророка — Боговидца Моисея, жившего за 1500 лет до Рождества Христова. Святой пророк был и первым Боговдохновенным писателем. Он является автором первых пяти книг Священного Писания. Вспомним о жизни святого пророка, а также выясним, почему важны для нас эти книги.

 

«Взятый из воды»

Имя Моисей означает «взятый из воды». Его дала египетская принцесса, нашедшая будущего пророка на берегу реки. Книга Исход рассказывает об этом следующее. У Амрама и Иохаведы из колена Левия родился очень красивый ребенок. Мать, желая спасти его от смерти, угрожавшей ему ввиду приказания фараона убивать всех еврейских младенцев мужского пола, положила его в корзинке, смазанной смолой, в камыши на берегу Нила. Там и нашла его пришедшая купаться египетская принцесса. Будучи бездетной, она усыновила его. Моисей как сын принцессы получил при дворе фараона блестящее по тому времени образование. Это было время расцвета египетской культуры.

Однажды Моисей, защищая еврея, нечаянно убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с еврейскими рабами. После этого случая он был вынужден бежать из Египта. Поселившись на Синайском полуострове, он прожил там сорок лет, пася стада у священника Иефора, на дочери которого женился. Однажды у горы Хорив (Синай) из Неопалимой Купины пастух Моисей получил призыв Бога к освобождению своего народа. Сначала он не поверил случившемуся и грядущей своей высокой миссии, но Господь превратил посох, бывший в руках Моисея, в змея, а затем змея снова обратил в посох. Моисей положил руку к себе за пазуху, и рука побелела от проказы. По новому повелению он снова положил и вынул ее, и рука оказалась здорова.

Повинуясь Богу, Моисей вместе со своим братом Аароном отправился к фараону с просьбой освободить еврейский народ. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь, нашествию жаб, саранчи, мору скота, людским болезням, граду и огню, смерти первенцев в семьях египетских. После всех этих бедствий евреи вышли из Египта, перейдя через Красное море, которое силой Божией разошлось в стороны. А гнавшееся за евреями египетское войско было потоплено в море. На берегу Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море…». Эта торжественная песнь израильтян Господу лежит в основе ирмоса первой из девяти песней канонов, ежедневно воспеваемых Церковью на богослужении.

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями. Так сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, он получил указания о постройке Скинии откровения (палатка, служившая в качестве переносного храма) и законам богослужения. С пророком Моисеем, по выражению Библии, говорил Господь лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх. 33, 11). По причине такой близости к Богу его лицо постоянно сияло, но Моисей по скромности закрывал свое лицо покрывалом.

Святой пророк руководил еврейским народом все сорок лет странствования по пустыне Синайского полуострова. В течение этого времени Бог питал евреев манной — белой крупой, которую они собирали каждое утро прямо с земли. Брат Моисея, Аарон, был рукоположен в первосвященника, а другие члены из колена Левия — в священники и «левиты» (диаконы). С этого времени у евреев стали совершаться регулярные богослужения и жертвоприношения животных.

Несмотря на большие трудности пророк Моисей до конца жизни оставался верным служителем Господа Бога. По природе своей Моисей был нетерпелив и склонен к гневу, но путем Божественного воспитания стал настолько смиренным, что стал «кротчайшим из всех людей на земле». Святой пророк умер в возрасте 120 лет на одной из гор на восточном берегу Иордана.

После Моисея духовно обновленным еврейским народом руководил его ученик Иисус Навин, который привел евреев на Обетованную Землю. За сорок лет скитаний не осталось в живых ни одного человека, вышедших с Моисеем из Египта, кто усомнился в Боге. Таким образом был создан действительно новый народ, живущий по закону, данному Богом на Синае.

Книга Бытия

Первые пять книг Библии пророк Моисей записал во время сорокалетнего странствования по Синайской пустыне. Каждая книга Моисеева получила название по своему содержанию: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Совокупность этих книг стали называть Пятикнижием.

Книга Бытия написана после того, как предания о начале человеческой истории стали забываться, чтобы сохранить в чистоте первоначальные предсказания о Божественном Избавителе рода человеческого, Мессии. Книга называется ее начальным словом «Берешит», что значит «вначале». Греческое же название этой книги — «Бытие» — указывает на ее содержание: повествование о происхождении мира, первых людей и первых человеческих обществ патриархального времени. Автор показывает, что Бог есть первопричина всего сущего, а человек не просто животное, он носит в себе дыхание Божие — бессмертную душу.

Все повествования этой книги, заключающиеся в 50 главах, можно разделить на три части. Первая повествует о происхождении мира и грехопадении человека (1–3 гл.). Вторая излагает первобытную историю человечества до и после Всемирного потопа, а также жизнь Ноя
(4–11 гл.). В третьей содержится история патриархальных времен, жизнь Авраама и его ближайших потомков, до Иосифа включительно (12–50 гл.).

Книга Исход

Вторая книга Моисея в Священном Писании называется начальными словами «Елле-Шемот» — «сии суть имена», т. е. имена сынов Израилевых, которые при Иосифе переселились в Египет. Греческое же название этой книги — «Исход», т. к. она повествует, главным образом, о последующем исходе израильтян из Египта при пророке Моисее.

Книга имеет две части – историческую и законодательную. В исторической части описывается страдание народа Божия в египетском рабстве (гл.1). Затем рассказывается о путях Промысла Божия в жизни Моисея, призванного Господом для спасения еврейского народа (гл. 2-4). Далее повествуется о том, как Господь готовил евреев к освобождению от рабства (гл. 5-11), об исходе евреев из Египта и об их странствии по пустыне до Синайской горы (12-18).

В законодательной части дается общая установка Синайского законодательства (гл. 19), а также свод религиозных и гражданских законов, скрепленный вступлением евреев в союз с Богом (гл. 20-25). Далее идет свод церковно-богослужебных законов – об устройстве Скинии и священства (гл. 25-31).

Несмотря на прошедшие с тех пор тысячелетия, религиозные и нравственные законы книги Исход и по сей день не утратили своей силы. Напротив, Господь Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди учил нас понимать их глубже и полнее. Обрядовые же и гражданские законы книги Исход и других книг Моисея в новозаветное время потеряли свое обязательное значение и отменены апостолами на соборе в Иерусалиме. Как объясняет апостол Павел в Послании к Евреям, ветхозаветные жертвы были прообразом искупительной жертвы на Голгофе Господа нашего Иисуса Христа.

Книги Левит и Числа

Третья книга Моисеева озаглавлена в ветхозаветные времена начальным словом «Ваийкра», что значит «и воззвал», т. е. и воззвал Бог Моисея из скинии к принятию левитских законов. Греческое же название этой книги — «Книга Левит», т. к. она содержит свод законов о служении потомков Левия (одного из сыновей Иакова) в ветхозаветном храме.

В книге Левит изложен чин ветхозаветного богослужения,
состоявший из различных жертвоприношений, описывается учреждение самого священнического чина через посвящение Аарона и его сыновей, даны законы и правила служения в храме.

Четвертая книга Моисеева в ветхозаветные времена была озаглавлена начальным словом — «Вай-едаввер» — «и сказал», т. е. сказал Господь Моисею об исчислении народа израильского. Греки назвали эту книгу словом «Числа», т. к. она начинается исчислением еврейского народа.

Второзаконие

Пятая книга Моисеева («Елле-гаддебарим» — «сии суть слова») в греческой Библии называется «Второзаконием», т. к. вкратце повторяет свод ветхозаветных законов. Кроме того, эта книга дополняет новыми подробностями события, о которых рассказывалось в предыдущих книгах.

Поскольку к концу жизни пророка Моисея почти никого не оставалось в живых из людей, которые слышали закон Божий на Синае, и в Землю обетованную должно было вступить уже новое поколение, родившееся в пустыне, то Моисей, заботясь о сохранении истинного богопочитания в израильском народе, перед своей смертью решил собрать закон Божий в отдельной книге.

Основной, центральной идеей как пяти книг пророка Моисея, так и всех библейских писаний, вне которой было бы немыслимо единство и красота Библии, является учение о Мессии, Иисусе Христе, Сыне Божием. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Чаша премудрости в ваших руках. Эта чаша двойная — Ветхий и Новый Завет. Пейте их, потому что в обоих вы пьете Христа. Пейте Христа, потому что Он — источник жизни».

Память о великом пророке

На западе Иордани к Востоку от северной конечности Мертвого моря находится гора Нево. Высота ее 817 м над уровнем моря. На вершине горы расположен так называемый «Мемориал Моисея». Комплекс включает в себя церковь IV века, возведенную в память о месте, с которого пророк Моисей обозревал Землю обетованную. Здесь также можно посетить монашеские кельи, увидеть древнюю мозаику, памятник в виде креста, называемый «Посох Моисея» или «Змеиный Крест». Сохранились также развалины византийских храмов, камень-дверь, который когда-то служил дверью византийскому монастырю.

Боговидец Моисей во все времена жил в памяти народа. Пророка высоко почитают иудеи, христиане и арабы. «Мемориал Моисея» на вершине знаменитой библейской горы Нево — наиболее посещаемое паломниками место в Иордании.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: