Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

С радостью за других

Посещение храма начинается с церковной лавки или, как ее еще называют, со свечного ящика. Все мы, кто часто или изредка приходит в храм, покупаем здесь свечи, подаем записки, советуемся, какую книгу или икону купить. И все мы ждем, что к нам будут приветливы, что подробно ответят на все вопросы, что не проявят при этом раздражения, а нам простят любую оплошность. А чего ждут от нас работники церковной лавки? Чему они радуются, а чему огорчаются? Чтобы выяснить ответы на эти вопросы, давайте пообщаемся с одной из них.

 

Огонек у лампады

Когда в юности моя собеседница проходила мимо храма и видела, что в нем трудятся не только священнослужители, но миряне, она всегда вздыхала: «Какие счастливые люди! Как же замечательно, что они могут быть в храме целый день!». Прошли годы, и мечта сбылась — Галина Николаевна Жаркова сама пришла работать в Свято-Троицкий храм (ныне кафедральный собор) г. Покровска (Энгельса). Начала трудиться уборщицей, потом какое-то время была завхозом, а затем стала свечницей. «Я и раньше заменяла свечниц, очень мне это нравилось. Они все время в храме», — говорит моя собеседница. И вновь Господь услышал доброе желание ее сердца.

Вообще, в жизни Галины Николаевны было много чудес. Не тех, которые сваливаются на голову неожиданно, подобно выигрышу в лотерее. А тех, которые происходят в ответ на молитвы и добрые стремления людей, заставляя многое в своей жизни переосмыслить. Чудом остались в живых и встретились ее родители. Семью отца раскулачили во время борьбы за всеобщую бедность и отправили в Башкирию. Крепкие хозяйственники из имущества взяли только иконы и с нуля начали новую жизнь. Но в этой новой жизни незыблемой осталась духовная основа — вера в Бога и традиции православной семьи. «Я с детства помню, как горел огонек лампадки у икон в праздничные дни. Как нам, детям, запрещали играть вблизи домашнего иконостаса. Помню то чувство трепета и благоговения перед священным, когда я смотрела на эти иконы, — вспоминает Галина Николаевна. — В детстве я не понимала, почему по определенным дням старшие не едят с нами обычную еду, а варят себе какую-то скудную пищу на воде. Только потом я догадалась, что это были дни постов. И постились они строго».

Несмотря на то что росла девочка в годы, когда верить в Бога было опасно и не принято, родители воспитывали детей иначе. «У моего папы был дядя Василий — родной брат его отца. Он всегда работал при храме. Кем точно, я уже не помню, но зато точно помню, с каким уважением относились к нему родители. Когда речь заходила о каких-то духовных вопросах, они всегда говорили, что нужно посоветоваться с дядей Васей». Периодически семья собиралась дядю Васю навещать. И тогда дети понимали, что они поедут на станцию Абдулино Оренбургской области, пойдут на службу в храм, будут причащаться. «Хорошо помню, как мы ездили в храм. Даже вкус просфоры помню», — говорит моя собеседница.

Как чудо воспринимает Галина Николаевна свой брак с супругом Александром Петровичем. «Мы знакомы с детского сада. Он постарше меня, и мама всегда вспоминала, как он еще в детстве со мной нянчился». Детская дружба переросла в глубокое чувство, определившее жизнь молодых людей. «Семья моего мужа тоже была верующая. Однажды, разбирая старые вещи в доме, я нашла писаную Табынскую икону Божией Матери. Почему-то она лежала в шкафу, а не стояла на полках с другими иконами. Мы восприняли этот образ как благословение Матери Божией для нашей молодой семьи. Оказывается, эту икону в 1937 году написал дальний родственник мужа. Он также служил в храме: писал иконы и пел на клиросе».

Прощение лучше мщения

Но, пожалуй, самое большое чудо, заставившее признать явную помощь Божию очень многих людей, произошло с Галиной Николаевной в 1977 году. Она училась тогда в 5 классе. Девочка была одаренным ребенком — в одиннадцать лет решала очень сложные задачи по математике, занималась конным спортом.

Однажды учитель физкультуры оставил детей одних, отправившись по просьбе директора подменять педагога в другом классе. Он дал детям задание: отрабатывать нормативы на лыжах. Галя с подружкой поехали к маме в санаторий. На обратном пути они увидели несущуюся во весь опор запряженную лошадь. За ней бежал пожилой мужчина и просил о помощи. Галя, с детства любившая лошадей, решила помочь. Она догнала ее, прыгнула в сани, пытаясь совладеть с ситуацией. Но напуганная лошадь лягнула девочку и выбросила на асфальт. Следующие восемь дней своей жизни Галя не помнит. От удара об асфальт у нее треснул череп. Врачи утверждали: 98% вероятности, что девочка умрет, а 2%, что выживет, но останется умственно неполноценной.

Можно себе представить, что творилось в это время в школе. Ведь педагогу, оставившему на физкультуре детей одних, и директору, по чьему приказу это произошло, грозила ответственность вплоть до уголовной. «Я до сих пор благодарна моим родителям за их мудрое решение, — размышляет Галина Николаевна. — Несмотря на то, какую страшную боль причинило случившееся им и четверым моим братьям и сестрам, они не стали никому мстить, всех простили и попросили не наказывать. И Господь вознаградил их бо/льшим — я не только пришла в себя, но и полностью выздоровела». Цифры действительно впечатляют: трагедия случилась 2 марта, а 11 мая девочка уже вышла в школу. Она даже не оставалась на второй год, сумев за лето наверстать упущенное.

Этот случай на всю жизнь убедил Галину Николаевну в непреложной истине: месть отравляет жизнь, а прощение привлекает милость Божию. По ее словам, это далеко не единственный случай, когда пострадавший человек отказался от суда, проявил милость и получил исцеление, когда в него не верил никто. «Люди почему-то стараются за каждую мелочь, за каждый проступок наказать. Не простить, не понять, какую лепту они сами внесли в случившееся, а отомстить. А ведь Господь не судить нам заповедовал, а прощать. Он заповедовал нам любовь, которая действительно творит чудеса», — заключает моя собеседница.

Свидетели встречи

Сейчас Галина Николаевна с радостью стремится на работу, скучая по ней в выходные, потому что в храме ее жизнь, а сотрудники и прихожане стали по-настоящему родными. Такой энтузиазм в наши дни чаще всего воспринимается с недоверием, слишком уж мы привыкли роптать на все — на работу, на людей, на обстоятельства. Поэтому я с подвохом спрашиваю свою собеседницу: «А что, собственно, такого уж радостного в работе свечницы?». И получаю ответ: «Общение с людьми. Мы видим, как приходят в храм люди, как стремятся узнать о Боге и боятся сделать что-то неправильно».

Действительно, свечницы по сути становятся свидетелями очень важного момента в жизни каждого человека — его встречи с Богом. По-разному она у всех происходит, и очень радостно, когда человек тянется навстречу Божьему призыву и с благодарностью отвечает на Его помощь. «Некоторое время назад к нам в храм пришла женщина. В то время ее мужа-врача почему-то судили в Грозном. Подробностей я, конечно, расспрашивать не стала. Только посоветовала помолиться Господу. А еще — не забыть прийти в храм после процесса, чем бы он ни закончился». И женщина услышала совет — она пришла в храм и заказала благодарственный молебен, все закончилось хорошо. «Люблю радоваться за других, это очень поддерживает в жизни», — делится со мной собеседница.

Люди идут в храм не только с радостью и горем. Они хотят узнать о вере, лучше понять, что в храме происходит. Какие книги берут в свечном? Любят ли прихожане читать? «Разные книги покупают. В первую очередь молитвословы, потом Евангелие, Закон Божий. Покупают и детские книги, и творения святых отцов. Отрадно видеть, как надолго порой задерживаются у книг молодые люди, которые зашли в храм просто из интереса, потому что мимо проходили», — рассказывает Галина Николаевна. Признается, что сама очень любит читать, благо, что сейчас можно найти книгу на любой вкус. Вспоминает, как поразила ее книга Виктора Лихачева «Кто услышит коноплянку?» В этом произведении так ярко показаны пути промысла Божия, Его помощь людям…

Из нашего разговора получалась какая-то слишком уж благостная картинка: свечницы, радостные от своей работы, прихожане, благодарные и начитанные. «А трудности в Вашей работе есть?» — спрашиваю я. «Конечно, есть. Самое трудное — это когда сталкиваешься с агрессией», — слышу в ответ. Не правда ли, неожиданно? Ведь мы так привыкли говорить о том, с каким неуважением от работников храма можно порой встретиться. Кто из церковных людей не слышал от светских коллег: «Я вот пришла в вашу церковь, а мне там нагрубили». Хорошего, конечно, мало. «Мы должны следить за собой, ни в коем случае не раздражаться. Ведь человек не к нам, а к Богу пришел», — подтверждает и Галина Николаевна.

Вот только сделать это бывает порой ох как непросто. «Бывает, пришел человек в храм, а отправила его сюда “целительница”, а проще сказать — колдунья. Начинаешь ему очень мягко объяснять, что так делать нельзя. А в ответ — непонимание, порой грубость и агрессия. Помню, пришел однажды мужчина, я посмотрела в его глаза и испугалась — такая пустота в них». Оказалось, что все шло по обычной схеме — болел ребенок, знакомые посоветовали сходить к «бабке» сначала жене. Теперь ее «пациентами» стала вся семья. После долгих бесед все они пришли в храм — на исповедь, на Причастие. Тяжело было, конечно, поначалу.

«Еще бывает обидно, когда, посмотрев какую-то передачу о святом, люди приходят в храм не затем, чтобы ему помолиться, а чтобы обязательно от него что-то получить», — делится Галина Николаевна.

Возникает вопрос: «А что вам, свечницам, помогает сохранять самообладание? Ведь непросто, наверное, всегда быть приветливой, в который раз за день отвечая на один и тот же вопрос?». Ответ прост: «Исповедь, Причастие, конечно. С батюшками советуемся. И стараемся чаще на свои недостатки внимание обращать».

Напоследок задаю собеседнице вопрос: «О чем Вы мечтаете?». Она улыбается: «Ну, главная мечта у всех христиан одна — в Царствие Небесное попасть. А что касается земного пути — хотелось бы трудиться в храме до конца своей жизни. Потому что без храма, без батюшек и прихожан я своей жизни уже и не мыслю».

Марина Шмелева

* * *

Епископ Покровский и Николаевский Пахомий:

«Организуя работу свечного ящика, надо помнить, что его основная задача — миссионерская. За те десятилетия, когда просветительская работа Церкви была невозможна, в нашем народе закрепилось полумагическое отношение ко всему церковному. Задача продавца — тактично объяснить пришедшему человеку, как правильно вести себя в храме, в чем он заблуждается, помочь сделать правильный выбор церковной литературы, других нужных вещей».

 

Оставить комментарий
Поделиться в: