По благословению Епископа Покровского и Николаевского Пахомия

Православное заволжье

Официальный сайт Покровской Епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Силой Святого Духа

Православная Церковь 30 ноября чтит память святителя Григория, епископа Неокесарийского — известного проповедника, аскета и чудотворца, молитвенно стяжавшего богооткровенную тайну православной веры.

Будущий святой родился около 213 года в г. Неокесарии (совр. Никсар, Турция). Получив прекрасное образование, юноша не был удовлетворен одними учениями древних мыслителей и жаждал более глубоких познаний. Это горячее стремление к истине привело его в знаменитый центр учености того времени — Александрию.

В Александрийском огласительном училище преподавал пресвитер Ориген — знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал его учеником. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога величайший дар — быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь». По истечении восьми лет святой принял Крещение.

Вернувшись в родную Неокесарию, Григорий принимает решение удалиться от шумной городской жизни, чтобы в уединении молиться Богу и изучать Священное Писание. Но его намерениям не суждено было осуществиться. Благочестивый и целомудренный подвижник был призван служить в миру. Епископ Амасийский Федим решил поставить его епископом Неокесарийским. Святитель в этом увидел волю Божию и, смирившись, перед хиротонией горячо молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице, т. к. в то время начала активно распространяться ересь Савелия и Павла Самосатских.

По усердной молитве будущему епископу было явление Богоматери и апостола Иоанна Богослова, в котором апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Троицы. Именно на этом откровении строится учение о Святой Троице в православном богословии, раскрытое в дальнейшем святыми отцами Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 год), подтвердившим его непреходящее значение для Православия.

Во время своего служения епископ Неокесарийский исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. За это святитель был прозван чудотворцем. Однажды по его молитве Господь остановил разлив реки. Другой раз, при строительстве храма, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент. Однажды два брата при разделе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. В спор вмешались и другие жители селения — кто на одной, кто на другой стороне. Святитель Григорий уговорил всех отложить решение до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет — озеро ушло под землю.

По благословению святителя были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. О силе его проповедей свидетельствует святитель Григорий Нисский: «Слушавших слово его сперва было малое число; но прежде, нежели окончился день и зашло солнце, столько присоединилось их к первому собранию, что множества уверовавших достаточно было, чтобы составить народ. Утром опять появляется народ у дверей, вместе с ними жены и дети, и преклонные летами, и страждущие от демонов или от какого другого недуга. И он, стоя в середине, уделял силой Святого Духа каждому из собравшихся то, что соответствовало его нуждам: проповедовал, рассуждал, увещевал, учил, исцелял». Так к концу служения епископа-чудотворца в Неокесарии оставалось всего семнадцать язычников, вначале же было только семнадцать христиан.

Скончался святитель Григорий Чудотворец в царствование императора Аврелиана между 270 и 275 годами. Благодаря его усилиям область Понта и Каппадокии (Малая Азия) стала одним из главных центров христианства Римской империи. Именно из нее вышли великие отцы Церкви — святители Григорий Богослов, Василий Великий и Григорий Нисский. Все они считали своим учителем своего великого земляка, святого Григория Неокесарийского.

По словам святителя Василия Великого, место святого Григория Чудотворца — среди апостолов и пророков, ибо он «ходил в едином с ними Духе, во все время жизни шествовал по стопам святых, во все дни свои тщательно преуспевал в жизни евангельской… подобно какому-то светозарному великому светилу озарял Церковь Божию».

Мощи святителя Григория первоначально находились в построенном им храме в Неокесарии. Затем святыня разошлась по разным концам христианского мира. Главная часть мощей святого — его честная глава — хранится в Лиссабоне, в церкви Сан-Роке. Правая десница находится в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, левая — в Большом Метеорском монастыре, остальные частицы хранятся во многих монастырях Греции, в лиссабонском храме святого Игнатия и в соборе святого Петра в Риме.

Святителя Григория широко почитали на Руси. Храм, посвященный его имени, находится в Москве в районе Замоскворечье, на Большой Полянке. В нем также можно поклониться частичке мощей святителя. Каменный храм был воздвигнут на месте древней деревянной церкви, которую построил князь Василий II Тёмный, внук Димитрия Донского. Предание гласит, что, находясь в татарском плену, князь дал обет: если вернется домой, построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 30 ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория. Церковь получила народное название «Красной», то есть красивой.

Иконы для иконостаса писали царские изографы, мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым. В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Церковь имела статус придворной. Здесь любила молиться преподобномученица Елизавета Феодоровна. Здесь неоднократно служили видные церковные иерархи. В советское время храм был закрыт, но сегодня, как и прежде, здесь регулярно звонят колокола, созывая верующих на молитву.


Выразить Невыразимое

Символ Григория Неокесарийского («Изложение веры по откровению Григория, епископа Неокесарийского») — его главное богословское сочинение, посвященное Святой Троице и представляющее собой один из самых драгоценных памятников древности.

В этом и других его творениях представлено главным образом учение о Триедином Боге, важное для понимания богословия доникейской эпохи. По словам святителя, Бога не только нельзя познать, но и воспеть достойным образом, но Он бесконечно близок нам, Его щедрость распространяется на все сущее. Автор особо акцентировал внимание на единстве Отца и Сына. С помощью насколько возможно большего числа терминов и оборотов пытался выразить Невыразимое.

Святитель также является автором «Переложения Екклесиаста», которое представляет собой сжатый пересказ Книги Екклесиаста, в основу которого положен перевод семидесяти. Поводом к его написанию послужило распространение эпикурейско-гедонистических взглядов в обществе во второй половине III века.

Сохранился трактат святителя Григория «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога». В нем обсуждается вопрос о том, как согласовать представление о бесстрастном Боге с Его снисхождением до страданий и смерти.

Содержание проповедей святителя Григория было самое разнообразное. Кроме утверждения паствы в правильном понимании христианского догмата, святитель непрестанно наставлял верующих в благочестии и христианской жизни: «Плачущий, — пишет святой Григорий Нисский, — получал утешение, юноша — вразумление; старик наставляем был приличными речами; рабы, чтобы повиновались господам своим, владельцы, чтобы человеколюбиво обращались с подчиненными; бедного учил он, что единственное богатство есть добродетель, что это имущество может приобресть каждый, кто не захочет; напротив того, обладающего богатством вразумлял и учил, что он только распорядитель своего имения, а не господин. Женам подавал пристойные, детям — соответственные возрасту, отцам — приличные правила».

«Вот чего Бог требует от христиан: правой веры от души, истины от языка и чистоты от тела». Это и хотел донести до нас святитель Григорий Чудотворец.

Подготовила Наталия Комиссарова

Оставить комментарий
Поделиться в: