Православное заволжье

Официальный сайт Покровской епархии

Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Врачуя всякую немощь

Преподобный Макарий Оптинский писал: «У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго». И сегодня люди, больные телесно или страдающие душевно, стараются собороваться Великим постом. Но, пожалуй, ни одно церковное таинство не вызывает столько сомнений и вопросов, как таинство Елеосвящения, или Соборования. Сегодня мы поговорим о нем в нашей школе.

Соборная молитва

Вот какое определение дает православный катехизис: «Елеосвящение есть таинство, в котором иерей или епископ при помазании больного освященным елеем испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные немощи. Кроме телесного исцеления, в таинстве испрашивается отпущение грехов, так как большинство болезней является следствием греха, а самый грех есть болезнь духа. Многие учители Церкви поясняют, что в таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи». То есть участие в этом таинстве не отменяет необходимости исповедоваться в тех грехах, которые человек помнит и осознает. Бывает, что мы забываем так называемые мелкие, будто бы малозначительные для нас грехи. Однако совокупность этих грехов может тяжелым бременем лечь на душу и стать причиной не только расстройства духовного здоровья, но и, как следствие, заболеваний телесных.

Как и все таинства Православной Церкви, Елеосвящение установлено Самим Господом. Об этом свидетельствует апостол и евангелист Матфей, говоря о том, как Христос, послав апостолов на благодатное делание, дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь (Мф. 10, 1). Об этом таинстве в своем послании пишет апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14–15). В этих словах апостола заключены и суть таинства, и его чинопоследование.

Второе название таинства — Соборование — само говорит, что лучшим местом его совершения является церковь как место собрания всех верующих: и пресвитеров, и мирян. При невозможности доставить в храм тяжелобольного таинство может быть преподано и на дому. В таких случаях Соборование может совершаться во всякое время, как только появится потребность в нем.

Исцелить болящего

Любые наши болезни, и душевные, и телесные, являются следствием греховности человеческой природы, и Елеосвящение — духовное врачевство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. К спасительному действию таинства может прибегать не только физически страдающий человек. В христианстве страдания душевные: уныние, скорбь, отчаяние — тоже признаются болезнью, т. к. причиной их могут быть нераскаянные грехи, в том числе и не осознаваемые самим человеком.

По установлению Церкви, желающий собороваться человек должен приготовиться к таинству покаянием и после Елеосвящения причаститься Святых Христовых Таин.

Над тяжелобольным человеком, находящимся в бессознательном состоянии, таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.

Чинопоследование таинства

Богослужение таинства Елеосвящения состоит из трех частей:

  • молебна;
  • освящения елея;
  • помазания освященным елеем частей тела больного (лба, ноздрей, щек, губ, груди, ладоней).

Почему для совершения Соборования берется елей (растительное масло)? Господь, когда посылал учеников своих на проповедь и исцеление, мазаху маслом многи недужныя, и изцелеваху (Мк. 6, 13). Елей служит видимым знаком благодати исцеления. В него добавляется вино как символ искупительной Крови Спасителя. Соединение елея с вином знаменует милость Божию и сострадание (притча о милосердном самарянине). Сосуд с елеем помещается на блюде с пшеничными или другими злаковыми зернами, которые символизируют зародыш и новую жизнь — исцеление, а по смерти тела — воскресение.

При совершении таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначаются потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий и Апостола, семь молитв и столько же помазаний. Но в современных условиях это не всегда возможно. Поэтому Церковь допускает совершение таинства тремя или двумя священниками, в крайнем случае одним, с тем, однако, чтобы он совершал его от лица собора священников, произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его письменами вниз, возлагает — как бы исцеляющую руку Самого Спасителя — на головы соборующихся и читает при этом разрешительную молитву от грехов.

Чему учит Церковь

Во время совершения таинства Церковь не только молится о страждущем человеке, но и предлагает поучения из Священного Писания, чтобы поддержать, укрепить и воспитать его душу. Первый священник читает соборное послание апостола Иакова, где говорится, что должно принять в свое сердце образ страдания и долготерпения, вспомнить, как страдали пророки, вспомнить кончину Господню, Его страдание и терпение. И поэтому к своим скорбям нужно относиться не как к беде или несчастью, а как к кресту, который нужно понести, чтобы быть со Христом. После этого читается Евангелие от Луки (см.: Лк. 10, 25–37), о некоем человеке, «впадшем в разбойники». Один законник спросил у Господа: «Кто есть ближний мой?». И Господь в ответ сказал ему притчу о том, как иудейский священник и левит прошли мимо, а самарянин подобрал израненного человека, позаботился о нем, возливая на его раны масло и вино, отвез его в гостиницу. Притча учит тому, что ближним нашим является человек, который к нам милосерд, и мы становимся ближними тому, кого любим.

Второе чтение начинается с послания к римлянам апостола Павла (см.: Рим. 15, 1–7). Первые слова такие: Братие, должны есмы мы сильнии, немощи немощных носити, и не себе угождати. Кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созданию… После этого послания следует Евангелие от Луки о Закхее (см.: Лк. 19, 1–10). Закхей — грешник, мытарь. Но когда Господь захотел прийти к нему в дом, он покаялся и сказал: Се пол имения моего, Господи, дам нищим, и аще кого чим обидех, возвращу четверицею (Лк. 19, 8). А Господь сказал: Днесь спасение дому сему бысть… Эти слова должны всегда звучать в нашем сердце и спасать нас от уныния, потому что Господь пришел взыскать и спасти погибшаго, то есть каждого из нас.

Третье чтение — послание апостола Павла к Коринфянам (см.: 1 Кор. 12, 27–31; 13, 1–8) — содержит всем известное учение о любви. В третьем евангельском чтении Господь посылает Своих учеников проповедовать, что приблизилось Царство Небесное, исцелять болящих, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. И тут же напоминает: Туне приясте, туне дадите (Мф. 10, 1, 5–8).

Четвертое чтение начинается словами: Братие, вы есте церкви Бога жива, якоже рече Бог, яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие… (2 Кор. 6, 16–18; 7, 1). Мы — это Церковь Божия, и Господь хочет вселиться в нас и в нас пребывать. В четвертом евангельском чтении повествуется об исцелении тещи апостола Петра (см.: Мф. 8, 14–23). Что важно — исцелившись, она встала и служила Господу. Это напоминает каждому из нас о том, для чего человеку дается здоровье.

Пятое чтение (см.: 2 Кор. 1, 8–11) содержит рассказ апостола Павла о том, как он впал в тяжкую скорбь, когда путешествовал по Асии: яко по премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити. Апостол рассказывает, таким образом, как он спасся от смерти, спасся так и тогда, когда невозможно уже было уповать на свои силы: его спасло упование на Бога, и Господь помог. В пятом Евангельском чтении звучит притча о десяти девах, среди которых были мудрые и юродивые (см.: Мф. 25, 1–13). Болящему напоминается о том, чтобы он уподобился мудрым девам, готовящимся встретить жениха.

Шестое послание содержит удивительные слова, рисующие образ духовной жизни, духовного человека (см.: Гал. 5, 22–26; 6–12): Братие, плод духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание: на таковых несть закона. А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми… Шестое Евангелие рассказывает о хананеянке, которая со смирением просит исцелить ее дочь. И даже когда Господь уподобил язычников псам и как бы унизил ее, она приняла это со смирением и все равно умоляла Господа. И получила просимое (см.: Мф. 15, 21–28).

Седьмое послание (см.: 1 Сол. 5, 14–23) содержит удивительное духовное наставление: Братие, молим вы, вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем… Всегда радуйтеся. Непрестанно молитеся. О всем благодарите. Седьмое Евангелие рассказывает о том, как Матфей-мытарь был призван Господом. Заканчивается оно словами: Иисус же слышав рече им: не требуют здравии врача, но болящий. Шедше же научитися, что есть: милости хощу, а не жертвы, не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние (Мф. 9, 12–13).

Врачевство духовное

Нельзя забывать, что Соборование — врачевство духовное. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая, по смотрению Божию, необходима для спасения болящего. Поэтому Соборование не отменяет помощи врачей и употребления лекарственных средств.

Если в результате Соборования человек не получает видимого исцеления, это не значит, что таинство не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина, Бог «отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».

Подготовила Марина Шмелева

Оставить комментарий
Поделиться в: